1. Согласно Конституции 1791 г. высшим
органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное
собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено
королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования
их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.
Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя
королевское вето носило лишь отлагательный характер. В компетенцию Национального
собрания входили следующие вопросы:
- в области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета,
установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;
- в области административного управления - учреждение и упразднение
государственных должностей;
- в области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед
Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение
уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности
государства;
- в области военных дел - издание ежегодных постановлений о численности
и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление
войны;
- в области внешних отношений - ратификация договоров с иностранными
государствами.
2. Король должен был осуществлять исполнительную
власть с помощью назначаемых им министров:
- руководить внутренним управлением и внешними отношениями;
- утверждать назначение высших чиновников;
- возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.
Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Национальным
собранием; его распоряжения приобретали законную силу лишь после подписания
их соответствующим министром. Местное управление возлагалось на выборные
органы, деятельность которых контролировали руководившие ими министры.
Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правительства,
король мог отменить их, а в случае неповиновения - отстранить чиновников
от должности, поставив об этом в известность Национальное собрание.
3. Судебная система предусматривала
создание:
- Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров,
а также преступления, угрожающие безопасности государства;
- суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;
- кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог
отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка
судопроизводства или содержащий явное нарушение закона.
Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесенные
судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. Судьи выбирались
на определенный срок и могли быть смещены только в случаях совершения
преступления и в строго установленном порядке. |