1. В 1814 г. был образован Германский
союз, состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств)
и четырех вольных городов - Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека.
Германский союз был международным объединением государств. Каждое из
вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реальное главенство
в союзе принадлежало Австрии. Единственным центральным органом власти
был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств,
вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его
членов, что парализовывало его деятельность.
Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы
в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные
границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения
между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских
правительств делегаты Пруссии выступили с инициативой распространить действие
прусского таможенного закона на весь союз.
Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства, с 1819
по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными
германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834г. Таможенного
союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза
под руководством Пруссии. Австрия попыталась подчинить Таможенный союз
Союзному сейму, но эти попытки были сорваны Пруссией.
В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский
вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного
оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как
в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона.
В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта
Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве
основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский
проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового
уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого
экономического и правового пространства Германии.
2. В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала
Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою территорию.
В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский
союз, в который вошли все северогерманские государства, а также
ряд западных и южногерманских.
В 1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно
которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру
и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе
всеобщего избирательного права.
3. В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно
закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир
- договор, по которому к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия
и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.
Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга,
Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами
соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король
Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма
I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская
империя.
4. Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в
состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов.
Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора.
Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу
правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право
назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла
ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.
Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) - назначались правительствами
союзных государств. Бундесрат считался высшим представительным органом,
в котором были представлены германские государства. Нормы представительства
от каждой земли были установлены в конституции. Пруссию представляли 17
депутатов, остальные государства имели от одного до шести депутатов.
Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и законодательную
власть. Рейхстаг был вначале учредительным собранием, а затем органом,
участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной
властью.
Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе,
но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом,
должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг
отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его
в качестве указа. Имперское правительство было представлено единственным
лицом -канцлером. Кабинета министров не существовало.
|