1. До середины XIX в. Япония представляла
собой централизованное феодально-абсолютистское государство.
Главой государства считался император, но его власть имела лишь номинальное
значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сегун
(полководец) - высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и
начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее
в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть,
а также фискальные функции. Должность сегуна была наследственной и традиционно
замещалась представителями крупнейших феодальных домов. Опору сёгуната
составило сословие буси - воины-феодалы. Высшим его слоем были личные
вассалы сегуна, низшим - мелкое военное дворянство, самураи.
Еще в средние века правительством была установлена система четырех сословий
со строгой сословной регламентацией:
- самураи;
- крестьяне;
- ремесленники;
- торговцы.
Феодальная организация землевладения в целом характеризовалась наличием
большого количества мелких крестьянских хозяйств, находившихся в собственности
крупных феодалов, которые с помощью вассалов управляли своими владениями.
Крестьяне отдавали князьям в виде поборов и повинностей более половины
урожая. В стране непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.
Постепенно в деревне складывалась прослойка "новых помещиков",
которая формировалась из среды купцов, ростовщиков, деревенской верхушки,
частично из самураев.
Возникли мануфактуры - хлопчатобумажные, шелкоткацкие. Капиталистическая
мануфактура появилась в конце XVIII - в первой половине XIX вв., однако
ее развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость
внутреннего рынка.
Под давлением США и европейских государств японское правительство было
вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под угрозой применения
силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные
договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения
страны в полуколонию.
Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной
борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка
выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие,
ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья.
Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть
императора и от его имени провести необходимые реформы.
2. В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая
революция Мэйдзи исин (обновление Мэйдзи,
просвещенного правления).
Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась
в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказались низшее
самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно
радикальные круги дворянства, связанные с императорским двором. Борьба
за свержение сёгуната велась под лозунгом восстановления власти императора.
Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора
От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили
о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во
главе с императором. Сегун двинул против них верные ему войска, но они
потерпели поражение. В мае 1868 г. сегун капитулировал. Власть перешла
в руки князей и самураев - сторонников императора. Было официально объявлено
о восстановлении императорской власти. В результате этой революции была
ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье
государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского
движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер
этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития,
о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.
3. В сфере экономических отношений были проведены следующие
реформы:
- распущены цеховые монополии - упразднены цеха и гильдии, а также
связанная с ними регламентация ремесла и торговли;
- провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора
профессии и места жительства и др.;
- введено формальное равенство всех сословий перед законом;
- установлено право частной собственности на землю (все владельцы земли
становились ее собственниками);
- упразднен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные
подати.
Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы
измерения.
В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании. В политической
сфере:
- неравноправные международные договоры были аннулированы;
- армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому,
была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохранили привилегированное
право на занятие офицерских должностей. В сфере государственного управления:
- ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры;
- вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав которых вошли
бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого
народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия.
Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве
высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров
при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной
системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное
деление по губерниям.
4. В 1889 г. была опубликована конституция,
составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между
монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Император
как глава государства наделялся исключительно широкими правами - объявлять
войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение,
сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного
главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных
сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского
управления определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять
оклады всех должностных лиц.
Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента,
а по его представлению - остальных министров. Законодательную власть император
осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент,
отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депутатов.
Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению
без его утверждения и подписи. Парламент состоял из двух палат:
- палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, титулованная
знать, а также лица, назначенные императором;
- палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.
Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы.
Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным
большинством.
Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных.
Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания
и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки
и т. д. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.
|