Развитие Великобритании в XX в.
 

1. В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

  • консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
  • либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит скрытый характер.

3. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

В 1949 г. лейбористским правительством была проведена реформа парламента, касающаяся палаты лордов. В состав палаты входят светские и духовные пэры. К светским пэрам и пэрессам относятся наследственные пэры (потомки старинной земельной аристократии), пожизненные пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.; лорды по апелляциям, назначаемые для осуществления судебных полномочий палаты лордов. В число духовных пэров входят архиепископы и епископы. Обладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать сильное политическое давление.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

В 1914 г. было приостановлено действие "Хабеас корпус акт" и принят "Акт о защите государства", передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права продолжали применяться. В 1920 г. был принят "Закон о чрезвычайных полномочиях", предусматривавший возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент передал ему и законодательную власть. Получило распространение делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством по поручению парламента (распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т. д.).

Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета.

Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:

  • Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
  • Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
  • Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях. На местах правосудие осуществляют мировые судьи. В Англии и Уэльсе имеются магистратские суды (по уголовным делам), выездные суды - суды ассизов, суды графств (по гражданским делам). В Шотландии уголовные дела рассматриваются полицейскими судами в городах и мировыми судами в графствах, а также шерифскими судами. В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и гражданским делам - суды графств и суды суммарной юрисдикции. В Великобритании существуют также специальные суды - коронере-кие, административные, военные и т. д.

Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.

4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

В мирное время традиционный способ комплектования вооруженных сил Великобритании - вербовка добровольцев. В периоды первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После второй мировой войны правительство продлило действие закона об обязательной воинской повинности на мирное время. С января 1961 г. этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формируется путем добровольного набора.

5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет. В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов входят старейшины - олдермены. Председатель совета - мэр, избираемый из числа членов совета. В течение XX в. контроль центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах усилился, эти органы лишались наиболее важных полномочий в проведении независимой местной политики. Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов стала их жесткая финансовая зависимость от дотаций правительства.