1. В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная
система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных
партий. Основным средством сохранения двухпартийной
системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип
избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате
представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении,
им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии
были консерваторы и либералы:
- консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в.
на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных
и финансовых собственников;
- либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась
в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей
социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла
лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала,
возникла как результат подъема европейского социал-демократического
движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.
2. Главой государства в Великобритании является король
(королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой
судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой
англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право
роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает
правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти
триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит
скрытый характер.
3. Высший орган законодательной
власти - парламент, который состоит из короля,
палаты лордов и палаты общин.
В 1949 г. лейбористским правительством была проведена реформа парламента,
касающаяся палаты лордов. В состав палаты входят светские и духовные пэры.
К светским пэрам и пэрессам относятся наследственные пэры (потомки старинной
земельной аристократии), пожизненные пэры, имеющие титулы, пожалованные
в XX в.; лорды по апелляциям, назначаемые для осуществления судебных полномочий
палаты лордов. В число духовных пэров входят архиепископы и епископы.
Обладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать сильное политическое
давление.
Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.
Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению
исполнительной власти.
Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет
министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия
по осуществлению внутренней и внешней политики.
В 1914 г. было приостановлено действие "Хабеас корпус акт"
и принят "Акт о защите государства", передававший правительству
на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен,
однако некоторые права продолжали применяться. В 1920 г. был принят "Закон
о чрезвычайных полномочиях", предусматривавший возможность издания
правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного
положения. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят
новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти
полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми
для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания
общественного порядка.
Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент передал
ему и законодательную власть. Получило распространение делегированное
законодательство - акты, издаваемые правительством по поручению парламента
(распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т. д.).
Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует
еще большему усилению власти кабинета.
Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав
которого входят:
- Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
- Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
- Апелляционный суд.
Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является
апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых
в уголовных преступлениях. На местах правосудие осуществляют мировые судьи.
В Англии и Уэльсе имеются магистратские суды (по уголовным делам), выездные
суды - суды ассизов, суды графств (по гражданским делам). В Шотландии
уголовные дела рассматриваются полицейскими судами в городах и мировыми
судами в графствах, а также шерифскими судами. В Северной Ирландии первая
инстанция по уголовным и гражданским делам - суды графств и суды суммарной
юрисдикции. В Великобритании существуют также специальные суды - коронере-кие,
административные, военные и т. д.
Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении
местных выборных органов. Общее управление полицейскими силами страны
осуществляет министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют
особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.
4. Верховным главнокомандующим
армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность
за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр
и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет
комитет обороны и внешней политики.
В мирное время традиционный способ комплектования вооруженных сил Великобритании
- вербовка добровольцев. В периоды первой и второй мировых войн вводилась
обязательная воинская повинность. После второй мировой войны правительство
продлило действие закона об обязательной воинской повинности на мирное
время. С января 1961 г. этот закон был отменен, и армия, как и прежде,
формируется путем добровольного набора.
5. Выборным органом местного
самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании
(кроме малонаселенных приходов) является совет. В состав советов графств,
городов-графств и муниципальных городов входят старейшины - олдермены.
Председатель совета - мэр, избираемый из числа членов совета. В течение
XX в. контроль центральных органов за деятельностью советов в городах
и графствах усилился, эти органы лишались наиболее важных полномочий в
проведении независимой местной политики. Основным рычагом воздействия
на деятельность местных органов стала их жесткая финансовая зависимость
от дотаций правительства. |