| 1. Действующая в настоящее время во Франции 
        Конституция одобрена общенациональным референдумом 
        в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой. 
        К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной 
        политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные 
        военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также 
        сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв 
        с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные 
        методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в 
        сельском хозяйстве.   В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент 
        призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными 
        полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, 
        минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен 
        большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной 
        власти в ущерб законодательной.   2. Глава государства - президент, 
        избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. 
        В исполнительной сфере он:  
         назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;  председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете 
          национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; имеет полномочия 
          главы вооруженных сшт, право назначения на высшие гражданские и военные 
          должности. В законодательной сфере он имеет право:  подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового 
          обсуждения закона или отдельных его статей;  оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный 
          совет;  передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;  обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; 
         принимать ордонансы, имеющие силу закона.   Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать 
        нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность 
        государства. Президент не несет политической ответственности ни перед 
        каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право 
        роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных 
        отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. 
        Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение. 
        3. Исполнительная власть 
        наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав 
        которого входят государственные министры, министры и государственные секретари. 
        Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. 
        Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, 
        может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать 
        вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью 
        акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом. 
        4. Высший орган законодательной 
        власти Франции - парламент, состоящий из двух палат: Национального 
        собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием 
        граждан, а Сенат - косвенным голосованием.   Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность 
        которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии 
        созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства 
        членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность 
        депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, 
        указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного 
        управления, которые регламентируются актами правительства.   5. Органом конституционного надзора 
        является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов 
        президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия 
        Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из 
        девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. 
        Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель 
        Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим 
        в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно 
        входят бывшие президенты страны.   6. В департаментах центральная власть представлена префектом, 
        назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных 
        ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный 
        контроль над муниципальными службами и т. д.   Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением. 
        В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается 
        мэр.   7. Судебная система включает 
        суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также 
        исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.   Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные 
        суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так 
        называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних. 
       |