1. Действующая в настоящее время во Франции
Конституция одобрена общенациональным референдумом
в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.
К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной
политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные
военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также
сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв
с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные
методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в
сельском хозяйстве.
В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент
призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными
полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который,
минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен
большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной
власти в ущерб законодательной.
2. Глава государства - президент,
избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями.
В исполнительной сфере он:
- назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;
- председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете
национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; имеет полномочия
главы вооруженных сшт, право назначения на высшие гражданские и военные
должности. В законодательной сфере он имеет право:
- подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового
обсуждения закона или отдельных его статей;
- оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный
совет;
- передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;
- обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;
- принимать ордонансы, имеющие силу закона.
Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать
нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность
государства. Президент не несет политической ответственности ни перед
каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право
роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных
отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики.
Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.
3. Исполнительная власть
наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав
которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.
Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве.
Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов,
может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать
вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью
акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.
4. Высший орган законодательной
власти Франции - парламент, состоящий из двух палат: Национального
собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием
граждан, а Сенат - косвенным голосованием.
Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность
которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии
созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства
членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность
депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами,
указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного
управления, которые регламентируются актами правительства.
5. Органом конституционного надзора
является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов
президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия
Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из
девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению.
Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель
Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим
в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно
входят бывшие президенты страны.
6. В департаментах центральная власть представлена префектом,
назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных
ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный
контроль над муниципальными службами и т. д.
Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.
В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается
мэр.
7. Судебная система включает
суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также
исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.
Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные
суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так
называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.
|