1. Решающее влияние на государственно-правовое
развитие Японии после второй мировой войны
оказали ее поражение и капитуляция. В 1945 г. американские войска практически
единолично оккупировали Японию от имени союзных держав-победительниц.
Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией,
возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был
согласован со штабом оккупационных войск. Японские правительственные органы
были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей.
В целях ликвидации опасности возрождения японского милитаризма были
проведены следующие реформы:
- демобилизована японская армия;
- упразднены все органы военно-террористического подавления, распущены
милитаристские общественные организации;
- отменены нормативные акты, фиксировавшие военно-полицейский режим;
- произведена чистка государственного аппарата от военных преступников
и наиболее милитаристски настроенных чиновников.
В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация
полицейской системы, предусматривавшая подчинение полиции местным властям
и упразднение центрального аппарата. В области социально-экономических
отношений были проведены следующие важные преобразования:
Аграрная реформа 1946 - 1949 гг., в основном
ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь
обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те
(9га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам,
в первую очередь крестьянам-арендаторам; декартелизация в промышленности
и банковском деле, на некоторое время ограничившая влияние крупнейших
монополистических концернов. В результате разукрупнения монополий появилось
значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий.
Основы трудового и социального законодательства были демократизированы:
трудящиеся получили права на:
- создание профсоюзов;
- заключение коллективных договоров;
- проведение забастовок;
- социальное страхование;
- 8-часовой рабочий день и т. д.
2. В октябре 1946 г. была принята парламентом
и 3 мая 1947 года вступила в силу новая Конституция,
утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного
строя. По сравнению с действовавшей до нее Конституцией 1889 г. она означала
весьма важный шаг.
Проект конституции разрабатывался американской администрацией в Японии.
В девятой статье декларировался отказ Японии от применения вооруженной
силы как средства разрешения международных конфликтов и от создания с
этой целью армии.
3. В соответствии с действующей Конституцией Япония
- либерально-демократическая парламентарная монархия.
Наследственный император Японии является "символом государства
и единства народа". По представлению парламента он назначает премьер-министра;
по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного
суда. По совету и с одобрения кабинета осуществляет: официальное опубликование
поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров,
созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов,
подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных
лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и
др. Согласно конституции все действия императора, относящиеся к делам
государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения
правительства, и правительство несет за них ответственность.
4. Высший орган законодательной власти - парламент,
состоящий из двух палат:
- палаты представителей - избирается на 4 года;
- палаты советников - избирается на 6 лет с переизбранием половины
советников через каждые 3 года.
Проект закона обсуждается в палатах и становится законом после его принятия
обеими палатами. Принятый палатой представителей законопроект, по которому
палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного
принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствовавших
депутатов. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам
государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей,
а также представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать
на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений.
Согласно Конституции парламент обладает всей полнотой законодательной
власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует
деятельность правительства.
Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет (в отличие
от предыдущей конституции, когда женщины не имели избирательного права,
а возрастной ценз был выше на 5 лет).
5. Высший орган исполнительной власти - правительство
(кабинет министров), который должен ее осуществлять в рамках Конституции
и законов, принятых парламентом. Состав его формируется премьер-министром.
Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем
назначается императором.
6. Судебную систему Японии возглавляет Верховный
суд, состоящий из главного судьи и 14 судей.
Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению
кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из
списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция
выполняет также функции конституционного. В судебную систему входят также
апелляционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные)
суды. Судьи этих судов назначаются кабинетом министров по представлению
Верховного суда. |