ТЕМА 7. ВЕЩНОЕ ПРАВО

Раздел I. Общие понятия

1. Объекты права

Термин объект права является одной из важнейших категорий современного гражданского права. Существует развитая классификация объектов, применяются различные термины для обозначения этого понятия. В значительной степени и современная классификация объектов, и соответствующие термины имеют свое происхождение в римском праве, хотя многое в этой области является результатом длительной эволюции категорий в эпоху рецепции римского права и в период буржуазных кодификаций гражданского права.

По сложившимся к XIX в. представлениям, объектом права может быть все, что служит средством для удовлетворения потребности людей, поскольку пользование данным средством считается дозволенным и обладание им нуждается в особой охране со стороны права. (1) Иными словами, объект права - это всякое благо, удовлетворяющее человеческую потребность, пользование и распоряжение которым дозволяется существующим правопорядком и обладание которым обеспечивается правовой защитой.

Те или иные блага становятся объектами права, когда поддаются денежной оценке, то есть отражают определенный материальный интерес. В связи с этим, их обозначают терминами хозяйственные блага, потребительные стоимости и пр.

Объекты права (хозяйственные блага) подразделяются на вещи и действия лиц. Такое деление производилось в римском праве в иных выражениях, а именно, существовали такие понятия, как вещи телесные и вещи бестелесные. В настоящее время широко используются такие термины для обозначения соответствующих явлений, как: имущество и имущественные права, материальные и нематериальные блага.

Понятие имущество, весьма распространенное в современном праве и в гражданском обороте, обозначалось в римском праве различными терминами, например, universitas iuris (совокупность вещей) bona (добро), patrimonium (отчина), res (вещь) и др. В пандектном праве имущество определялось как совокупность поддающихся денежной оценке правоотношений, имеющих общего носителя. (2) В его составе различали активное имущество (совокупность принадлежащих лицу прав) и пассивное имущество (совокупность принадлежащих лицу обязанностей).

Но в римском праве самостоятельный объект не обозначался термином имущество. Универсальным понятием для этого был термин вещь (res), и право уделяло значительное внимание описанию различных юридических свойств вещей, устанавливая соответствующую их классификацию. Об этом свидетельствует вводный фрагмент Титула первого Второй книги Институций, который так и называется - "О делении вещей" (De rerum divisione): "Вещи или находятся в нашей собственности или не находятся. Одни вещи представляются такими, пользование которыми, согласно естественному праву, доступно всем; другие образуют государственную собственность; третьи принадлежат юридическим лицам (universitatis); четвертые не находятся ни в чьем частном обладании, наконец, большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям..."

Как и эта приведенная классификация вещей по их принадлежности различным субъектам, так и другие описания не составляют в римском праве единого блока категорий. Однако последующая научная обработка именно римских правовых понятий подготовила такую классификацию вещей, которая обладает чертами устойчивости, внутреннего единства и широко используется как современными законодателями, так и доктриной.

2. Понятие вещи и классификация вещей

Общее определение вещи таково: "Вещь - это отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования".(3) Поскольку право регулирует оборот вещей, то есть совершение с ними самых различных сделок, а также закрепление прав на вещи за отдельными субъектами, то именно эти обстоятельства должны быть отражены в таком определении вещи, которое носит юридический характер.

Учитывая сказанное, можно следующим образом определить, что значит вещь как объект права: это отдельный предмет материальной действительности, который обладает относительной устойчивостью существования, имеет пространственные границы и в отношении которого возможны юридические действия.

Как уже говорилось, современные классификации вещей по их юридическим признакам базируются на представлениях римского права. Однако не все из этих представлений были востребованы современной наукой и практикой, некоторые из них утратили свое значение еще до рецепции римского права. Представляется, тем не менее, что общие сведения о них должны быть известны тем, кто приступает к изучению права.

Так, вероятно, наиболее последовательным описанием всевозможных оснований для деления вещей в классическую эпоху являются следующие фрагменты из Книги второй Институций Гая:

"2. ...Главное деление вещей обнимает собою две части, именно одни вещи суть божественного права, другие - человеческого. 3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству (res sacrae) и вещи со священным значением (religiosa). ...5. Священною делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например на основании закона... 6. Религиозною делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее... 9. Предметы божественного права не состоят ни в чьем владении... 10. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц.

12. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические, другие бестелесные, идеальные.

14. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi (манципируемые) и res nec mancipi (неманципируемые)".

Из приведенного обширного перечня в современном праве (в разных вариантах) используется подразделение вещей на телесные и бестелесные; важное значение имеет деление вещей на такие, которые могут принадлежать любому и каждому и такие, которыми может обладать только государство. В целом утрачено значение подразделения вещей на вещи божественного и человеческого права. Совершенно потеряло значение деление вещей на манципируемые и неманципируемые, хотя для римлян именно это деление было первостепенным: (Гай) "18. Велика однако ж разница между вещами манципируемыми и неманципируемыми".

Вот в чем эта разница проявлялась: "19. Res nec mansipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи... 20. Следовательно, если я передам тебе платье, или золото, или серебро, на основании продажи ли, дарения или каким-нибудь другим образом, то вещь эта делается тотчас же твоею без соблюдения каких-либо торжественных формальностей... 22. Res mansipi это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mansipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, такую же точно силу имеет форма приобретения прав in iure cessio".

То есть, мы видим, что различие между манципируемыми и неманципируемыми вещами проявлялось в отличии способов передачи права собственности на те или другие. Таким образом, при делении вещей на те или другие виды римское право отыскивало чисто практические последствия деления, установливаемого самим правом; иными словами, классификация вещей есть не что иное, как определение различия правовых режимов тех или других объектов права.

В этом проявляется заслуга римской юридической мысли: не то важно, что она дала те или иные определения вещей, а то, что именно римское право выработало методологию разграничения правовых режимов многообразных объектов права.

Тем не менее и сами дефиниции, сформулированные римским правом, до сих пор используются законодателями и доктриной; собственно на них зиждется та классификация объектов, которая носит наиболее универсальный характер. Приступим к ее рассмотрению.

1. Вещи простые (unitum), сложные (connexum) и составные (совокупности) (universitas).

Простые вещи - это те, которые представляют органическое единство, целостность, разделение которой ведет к юридическому исчезновения самой вещи; таковы: алмаз, дерево, животное и пр. Естественнно, что недопустима сделка относительно части простой вещи; в этом смысле простая вещь приобретает характеристики вещи неделимой.

Сложные вещи те, которые представляют из себя механическое (физическое) соединение как простых, так и сложных вещей, например, мебель, здание, корабль. Сложная вещь есть самостоятельный объект права, следовательно, объект каких угодно распоряжений. Возможна проблема: нарушают ли единство и самостоятельность такого объекта возможные внутренние изменения его (замена частей корабля, ремонт здания и пр.)? Выработано было правило: перемены в отдельных частях вещи не разрушают ее внутреннее тождество (4)

В сложной вещи составляющие ее части образуют единое целое и физически, и юридически. Однако, если какая-то часть будет отделена, то и она может оказаться самостоятельным объектом распоряжения.

К простым и сложным вещам примыкает совокупность: набор вещей, объединенных общим именем (стадо, библиотека, коллекция, товарный склад, предприятие и пр.). Римляне обозначали совокупности как universitas facti и не признавали в качестве отдельного объекта права; таковыми считались составляющие совокупность элементы. Современное право повсеместно признает совокупности в качестве объектов права. Однако и для римского права допускалось - по воле собственника - придание совокупности юридических свойств самостоятельного объекта (поскольку закон молчит, от владельца зависит, быть ли совокупности объектом).

2. Вещи главные и принадлежности. Право отличает такое сочетание вещей, при котором одна господствует, другая служит: картина и рама, замок и ключ, лошадь и упряжь и пр. Главной признается та вещь, которая сама по себе удовлетворяет некую потребность человека в его хозяйственном или бытовом обиходе; принадлежностью считается такая вещь, которая делает пользование главной вещью более удобным или эффективным.

Практическая важность такого сочетания была обнаружена римским правом, которое выработало принцип: сделка в отношении главной вещи распространяется в случае сомнения (in dubio) и на принадлежность; иными словами: все юридические распоряжения собственника относительно главной вещи или постановления закона о ней распространяются в случае сомнения и на ее принадлежность.

Данный принцип выражен известным юридическим афоризмом: принадлежность следует судьбе главной вещи.

3. Вещи делимые и неделимые. Юридически неделимыми (нераздельными) признаются вещи, физический раздел которых равнозначен уничтожению вещи или несоразмерному умалению ее ценности. Неделимой может быть как простая вещь (кубок, кольцо, скульптура), так и сложная вещь (картина, механизм, сооружение). Естественно, что делимыми признаются вещи, физическое деление которых только пропорционально уменьшает стоимость получаемых в результате этого частей: земельный участок, головка сыра, мешок зерна.

Правовая проблема возникает тогда, когда два или более субъектов владеют неделимой вещью: физический раздел ее невозможен, следовательно, необходима выработка особого принципа, который бы регулировал отношения совместных собственников (сособственников). Такой принцип обозначен следующим афоризмом: вещь неделима, но права на нее делимы. В этой связи право создало такие категории, как идеальная часть вещи или идеальная доля (parte pro indiviso).

Общее обладание нераздельной вещью порождает идеальные доли сособственников, то есть доли (части) в праве на вещь, но не права на части вещи. Идеальные доли подлежат денежной оценке, они могут быть предметом самостоятельных сделок, могут приносит пропорциональный размеру доли (прораторный - pro rata) доход своему собственнику.

4. Вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles).

Недвижимыми вещами признавались прежде всего земля и то, что с ней физически прочно связано (здания, строения, деревья). Иными словами, это вещи, которые не допускают своего перемещения в пространстве без причинения существенного вреда им самим. Естественно, что такие вещи, которые свободно перемещаются в пространстве без какого-либо ущерба для себя, относились к вещам движимым (скот, одежда, инвентарь и пр.).

Это разделение имело следующее практическое значение. Во-первых, собственность лица на земельный участок создавала презумпцию (предположение), что это же лицо является собственником всего, что находится на нем, над ним и под ним ("от неба до преисподней"); об этом свидетельствует следующее положение следующего фрагмента из Книги второй Институций Гая: "73. ...Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашею, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли". Во-вторых, сроки приобретательной давности в отношении недвижимых вещей и движимых были различны (в XII таблицах - 2 и 1 год соответственно). Наконец, предусматривалось различие в совершении сделок с недвижимостью и движимостью.

5. Вещи заменимые (res fungibiles) и незаменимые (res non fungibiles), в ином обозначении - вещи родовые (genus) и индивидуальные (species).

Заменимые (или родовые вещи) - это такие, которые настолько схожи между собой, что в обороте обыкновенно различаются по родовым, а не по индивидуальным признакам (зерно, масло, вино, шерсть и пр.); иными словами, это вещи, которые существуют в весе, количестве, мере (res, qua pondere, numero, mensura constitunt). Незаменимые - это такие вещи, которые отличаются совершенно определенными индивидуальными признаками, которые и учитываются при включении данной вещи в оборот (дом, картина, уникальная ваза и т.д.).

Такое деление важно в том смысле, что определенные сделки возможны были только с заменимы вещами (например, договор займа), другие, напротив, только с незаменимыми вещами (договор найма). Кроме того, случайная гибель индивидуальной вещи, которая являлась предметом обязательства, прекращала само это обязательство; напротив, случайная гибель родовой вещи, служащей предметом обязательства, не прекращала его (род не исчезает).

6. Вещи потребляемые (res usu consumptibiles) и непотребляемые (res usu non consumptibiles).

Потребляемыми признавались такие вещи, нормальное использование которых приводит к их уничтожению (топливо, продукты питания, строительный материал и пр.). Непотрябляемые вещи - это такие, использование которых не прекращает их физическое состояние (земля, корабль, дом и т.д.).

Потребляемые вещи не могли быть объектом узуфрукта; по-разному совершался залог потребляемых и непотребляемых вещей; некоторые сделки совершались только с потребляемыми вещами (заем), другие - только с непотребляемыми (наем).

7. Вещи, находящиеся в обороте (res in commercio) и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium).

Вещи, находящиеся в обороте, это такие объекты, которые могут служить предметом любой сделки; любой субъект вправе обладать такой вещью. Вещами, изъятыми из оборота, признаются такие объекты, которые не могут принадлежать отдельным частным лицам, не могут ими отчуждаться и приобретаться.

Римское право устанавливало несколько оснований для того, чтобы относить ту или иную вещь к вещам, изъятым из оборота. Во-первых, к таковым относились вещи, предназначенные для всеобщего пользования, то есть такие, которые по своей природе не допускают над собой частного господства по необъятности (море, воздушное пространство), или по неприступности морское дно), или из-за постоянной изменчивости (речной поток). Во-вторых, из оборота были исключены вещи, посвященные религиозным целям. Изъятыми из оборота были такие объекты, которые предназначались для публичного пользования (городские стены, некоторые дороги), а также то, что принадлежало общине в целом (склады оружия, крепости, тюрьмы). Наконец, к изъятым из оборота относились так называемые запрещенные вещи (яды, волшебные книги и пр.).

8. Вещи телесные (res corporales) и бестелесные (res incorporales).

О высоком развитии римского гражданского оборота свидетельствует то, что объектами права признавались не только материальные предметы, но и нематериальные ценности. Первые обозначались термином телесные вещи, вторые - термином бестелесные вещи.

В Институциях Юстиниана данному разграничению посвящен Титул II Книги второй: "...Одни вещи - телесные, другие бестелесные.

1. Телесные - это те, которых по их природе можно коснуться, например, земля, человек, одежда, золото, серебро и, одним словом, бесчисленное множество других вещей.

2. Бестелесные - это те, которых нельзя коснуться. К таковым относятся те, которые заключаются в праве, например: право наследования, узуфрукт, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные. И не важно то обстоятельство, что наследство состоит из вещей телесных... и то, что нам следует по какому-либо обязательству, в большинстве случаев - нечто телесное...; но самое право наследования и самое право пользования и собирания плодов, и самое право обязательства - представляется бестелесным.

3. Сюда же относятся права в городских и сельских поместьях, каковые права называются также сервитутами".

Из приведенного фрагмента становится очевидным, что бестелесными вещами признавались права требования, которые возникали из самых разнообразных оснований.

9. Плоды (fructus).

Плоды - это естественные приращения, произведения, извлекаемые из плодоприносящей вещи; но, кроме того, плодами могут считаться доходы, извлекаемые посредством экономического использования вещи. В силу этого, римское право различало плоды естественные (fructus naturalis) и плоды цивильные (fructus civiles).

К естественным плодам относились плоды растений, приплод животных и пр.; цивильными плодами признавались доходы, получаемые в результате использования вещи в гражданском обороте, например, проценты по ссуде, арендная плата за сдаваемое в наем помещение и пр.

3. Понятие и виды вещных прав

Гражданское право регулирует имущественные отношения между различными субъектами оборота. Эти имущественные права могут иметь разное содержание, могут возникать по различным основаниям. В зависимости от указанных обстоятельств, все имущественные права подразделяются на вещные и обязательственные (или личные, как было принято обозначать их в римском праве).

Вещное право в объективном смысле можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность вещи отдельным лицам. С точки зрения раскрытия их содержания, вещные права традиционно определяются как такие права, которые предоставляют субъекту непосредственное господство, непосредственную власть над вещью.

Обязательственные права, в отличие от вещных, предоставляют субъекту не власть над вещью, а право требования, иными словами, власть над действиями другого лица.

Вещные права отличаются от обязательственных особой устойчивостью, так как они создаются в расчете на длительное, бессрочное существование, тогда как обязательственные права создаются с целью приобретения права, что автоматически влечет прекращение обязательственного права. Иными словами: вещные права создаются, чтобы жить; обязательственные, чтобы прекратить свою жизнь.

В связи с этим для вещных прав характерно так называемое право следования, выражаемое афоризмами: вещное право следует за вещью или - перемена собственника вещи не уничтожает вещных прав на нее (например, продажа заложенной вещи не прекращает права залогодержателя, но обращает его против приобретателя вещи; продажа участка, обремененного реальным сервитутом, означает переход обременения на нового хозяина). Для обязательственных прав характерно то, что они следуют за лицом, а не за вещью.

Наконец, защита вещных прав характеризуется абсолютностью, то есть направленностью против любого и каждого, кто посягнет на вторжение в эти права; в противоположность этому, защита обязательственных прав носит относительный характер, так как может быть направлена только против конкретного лица, связанного обязательством с тем, кто эту защиту применяет.

Римское право установило, что вещные права могут быть неодинаковы по своему содержанию: есть такие, которые предоставляют наиболее полное господство лица над вещью, есть такие, которые предоставляют только ограниченную власть. В связи с этим разрабатывались основы отдельных институтов, составляющих правовую отрасль, называемую вещным правом. Этими институтами являются: право собственности (dominium, proprietas), права на чужую вещь (iura in re aliena), владение (possessio).

Право собственности - это такое вещное право, которое предоставляет лицу самый обширный перечень возможностей (прав) в отношении принадлежащей ему вещи.

Близки по содержанию к праву собственности, но все же не достигающие его полноты, такие разработанные в Риме институты как эмфитевзис (emphyteusis) и суперфиций (superficies), представляющие собой права пользования и распоряжения чужой землей или зданием. Еще более ограниченное право пользования чужой вещью (как движимой, так и недвижимой) предоставляют сервитуты (servitutes). Одну только возможность распорядиться чужой вещью предусматривает залоговое право.

Своеобразным вещноправовым институтом является владение.

Раздел II. Владение

1. Владение в экономическом и юридическом смысле

Разработка института владения происходила в республиканский период в правотворческой деятельности претора, который своими владельческими интердиктами защищал сам факт владения какой-либо вещью, не устанавливая, связан ли этот факт с правом собственности на данную вещь. Потребность в такой защите была вызвана тем, что к концу республиканского периода оказалось, что громадные имущественные массы оказались у тех лиц, которые не были их собственниками по квиритскому праву. Государственные земельные наделы (ager publicum) в значительной части оказались захваченными нобилитетом (знатью); распад натурального хозяйства привел к тому, что дома, доходные предприятия, земельные наделы сдавались собственниками в аренду; устаревшая кредитная система способствовала тому, что у кредиторов скапливалось заложенное имущество должников.

Все подобные владельцы не были квиритскими собственниками и потому любое лицо могло самоуправно нарушить их владение. Но такое самоуправство было чревато общественными потрясениями, чего государство не могло допустить.

Общество столкнулось с проблемой: имущество по разным основаниям (законным и незаконным) находится у лиц, не являвшихся собственниками. Такие владельцы не имели никаких средств защиты по квиритскому праву от лиц, посягающих на их владение. В целях предоставления такой защиты претор выработал особое средство, так называемые владельческие интердикты, при помощи которых охранялось фактическое обладание вещью даже тогда, когда такое обладание не было связано с правом собственности.

Практика применения интердиктов поставила вопрос: какими качествами должно характеризоваться владение, чтобы получить преторскую защиту? Ведь и вор, и лицо, нашедшее и не вернувшее вещь, - также владельцы, но неужели право должно предоставлять им защиту. Разрешая конкретные дела, в которых вставал этот вопрос, юристы сформулировали те признаки владения, которые делают его защищаемым и разработали систему представлений, которую можно условно назвать теорией владения.

Прежде всего обращалось внимание на отличие владения в экономическом смысле от владения в юридическом смысле.

Владение в экономическом смысле возникает при наличии двух условий. Первое: требуется известная внешняя связь между лицом и вещью - тело владения (corpus possessionis). Более широко эта связь определяется как нахождение вещи в хозяйстве субъекта, возможность напосредственного контроля лица за вещью. Второе: необходимо субъективное намерение лица удерживать эту связь сколь угодно долго, то есть сохранять за собой фактический контроль над вещью неопределенное время. Такое намерение обозначается выражением душа владения (animus possidendi). Этим элементом экономическое владение отличается от простого пространственного отношения лица к вещи; как гость соприкасается с вещами хозяина, но не владеет ими.

Таким образом, владение в экономическом смысле - это фактическая возможность беспрепятсвенно пользоваться вещью, связанная с намерением удерживать за собой эту вещь. Складывается оно из двух элементов: объективного (corpus) и субъективного (animus).

Экономическое владение может возникать как правомерно (вещь куплена, подарена), так и неправомерно (вещь украдена, отнята силой, не возвращена). Таким образом, экономическое владение - это факт нахождения вещи у субъекта, факт, сам по себе не раскрывающий, правомерно или неправомерно у него находится вещь.

Социально значимыми мотивами введения защиты экономического владения, то есть защиты факта, а не права были следующие соображения:

Конечно, возникает риск, что вещь останется у вора, у насильника, у недобросовестного заемщика, которым легко доказать факт владения. Но этот риск устранялся тем, что тот, кто имел действительное право на вещь, мог заявить иск о защите своего права, в противопоставление иску о защите факта: ведь решение судьи о факте владения не являлось окончательным; судьба вещи решалась в споре о праве на нее.

Изложенное показывает, что римское право стремилось обнаружить те характеристики экономического владения (факта владения), которые были бы достаточны для применения средств преторской защиты его. При этом было установлено, что при определенных условиях (отсутствие насилия, скрытности, прекарности при установлении владения) сам факт владения предполагает самостоятельную владельческую защиту. Важной чертой такого владения должно быть то, что субъект обладает вещью от своего имени, то есть его связь с нею не зависит от воли какого-либо другого субъекта.

Данное право на самостоятельную владельческую защиту составляло владение в юридическом смысле (possessio). Другими словами, владение в юридическом смысле означало право на истребование владельческих интердиктов.

В отличие от владения в юридическом смысле (possessio), владение в экономическом смысле, иначе - фактическое владение обозначалось термином держание (detentio).

Безусловно обеспечивали возможность владельческой защиты следующие основания (титулы) владения:

Это перечень владельцев (possessores), тех, чье обладание вещью признавалось правом в качестве юридического владения, possessio rei.

В противоположность перечисленным, были субъекты, чье отношение к вещи определялось правом как держание. К ним относились:

Эти субъекты, держатели, при нарушении их фактического владения не могли самостоятельно обратиться за судебной защитой (хотя им дозволялось прибегать к самозащите). Юридическую защиту их владения мог осуществлять только тот, от имени которого они держали вещь - юридический владелец.

2. Защита владения

Претором были выработаны такие посессорные интердикты, как интердикты, направленные на удержание (interdicta retinendae): при помощи них защищалось существующее владение, при этом решался вопрос о том, кто же в данное время является фактическим владельцем; другими были интердикты, направленные на возврат утраченного владения (interdicta recuperandae).

Первоначально интердикты удержания различались в зависимости от того, какая вещь была предметом разбирательства - движимая или недвижимая. В юстиниановскую эпоху различия потеряли значение. Главным оставалось правило, что выигрывал спор тот, кто на момент предъявления иска владел вещью не насильственно, не тайно и не прекарно (vi, clam, precario).

При применении интердиктов о возврате утраченного юстиниановское право установило, что проигрывает тот, кто сам (или в лице своего подвластного либо представителя) насильственно либо тайно лишил другое лицо владение, либо обладает вещью прекарно.

3. Владение законное и незаконное (добросовестное и недобросовестное)

Владение могло быть законным (iusta) либо незаконным (iniusta), в зависимости от того, основывалось ли оно на правовом основании (титуле) или нет. Естественно, что правовая охрана распространялась только на законное владение. Владение, лишенное правового основания (титула), признавалось незаконным (например, владение вора, насильника).

Незаконное владение, в свою очередь, могло оказаться добросовестным (bona fidei possessio) либо недобросовестным (mala fidei possessio). Разделение такое имело большое значение в таких ситуациях, как приобретение права собственности по давности владения, и тогда, когда необходимо было рассчитываться в порядке истребования вещи из чужого незаконного владения (виндикации) и в прочих положениях.

Добросовестным владением признавалось такое, которое устанавливалось в условиях, когда приобретатель владения не знал и по всем обстоятельствам дела не мог знать, что получает вещь от лица, не имеющего права передавать ее. Соответственно, недобросовестным владением являлось такое, которое возникало при условии, что приобретатель знал либо по обстоятельствам приобретения должен был знать, что получает вещь от лица, не имеющего права на ее отчуждение.

Раздел III. Право собственности

1. Понятие и содержание права собственности

Понятие и виды права собственности.

Строго говоря, римское право не пользовалось такой современной категорией, какой выступает право собственности; но в большом числе комментариев юристов обнаруживаются как раз такие определения, которые составляют фундамент вполне завершенных представлений об институте, именуемом право собственности.

Во всяком случае то, что теперь обозначается термином право собственности, понималось как полное и беспрепятственное господство лица над вещью, а не только фактическое обладание ею. Первоначально для описания этого права использовался термин dominium, в последующем - proprietas.

Долгое время имело серьезное значение деление на такие виды господства над вещью, как квиритская собственность, преторская (или бонитарная собственность), перегринская или собственность по праву народов. Понятно, что различие между ними было существенно, так как выражалось в многочисленных ограничениях, которые налагались правом в отношение субъектного, объектного состава, а также в отношение содержания прав субъекта.

Субъектами квиритского права могли быть только квириты, но не перегрины; при этом объектами - все движимые вещи, а из недвижимых только италийские земли. При этом, право собсвенности на главные средства производства (земля, рабы, рабочий скот), так называемые мансипируемые вещи, передавалось только посредством особого обряда манципации.

Преторская (бонитарная) собственность возникала наряду с квиритской собственностью тогда, когда требовалась защита добросовестного приобретателя, не прибегавшего к манципации при передаче ему вещи.

Провинциальная собственность - это, по существу, включение в круг субъектов права перегринов, а в круг объектов - провинциальной недвижимости.

Эволюция правового регулирования, которое направлено на разнообразие приведенных форм собственности, знаменует собой коренное изменение самих отношений собственности и принципов регулирования этих отношений. Разрозненные нормы, относящиеся к тем или другим видам собственности, последовательно приобретали значение универсальности регулирования, то есть предоставления тех возможностей и установления тех запрещений, которые никак не зависят от личности субъекта, от расположения объекта, а просто устанавливают некоторый правовой режим, универсальность которого означает выработку целостного и абстрактного института права собственности. Именно в этом смысле значимо высказывание К. Маркса: "Римляне, собственно, впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, право абстрактной личности". (5)

Содержание права собственности. В классический период право собственности представлялось как абсолютная и неограниченная власть лица над вещью. Данное право включало в себя все возможные правомочия по поводу вещи. Эти правомочия суть следующие: право пользования вещью по своему усмотрению, включающее право извлечения из вещи ее плодов (ius utendi - fruendi).

Право пользования суть возможность использования из вещи ее полезных свойств, а также плодов и доходов.

Другое правомочие собственника - право владения (ius possidendi) означает возможность иметь вещь в своем хозяйстве.

Наконец, право распоряжения (ius disponendi) есть возможность определять юридическую судьбу вещи, то есть продавать, завещать, дарить, даже уничтожать вещь. Кроме того, в содержание права собственности включалось право истребовать вещь из чужого незаконного владения (ius vindicandi).

Естественно, что приведенные категории суть последующие констатации европейских юристов. Точно также и доктринальное определение права собственность есть результат последующей научной обработки правового наследия римлян: "Собственность, в чистом своем виде, есть наиболее полное и вполне бесконтрольное право пользования и распоряжения вещью, защищенное против всякого вмешательства со стороны других лиц". (6)

На практике право собственности в чистом виде встречается не часто: обычно его сопровождают большие или меньшие ограничения. Такие ограничения могут быть основаны на законе, на судебном постановлении, на сделке; они могут касаться как права пользования, так и права распоряжения. Ограничения пользования, например, как правило вытекают из прав третьих лиц (личные или реальные сервитуты). Ограничения распоряжения могут быть связаны с тем, что на одну и ту же вещь имеется двое или более собственников. При этом возникает отношение, называемое сособственность.

 

Сособственность (condominium) - это общая собственность, когда двум или более лицам принадлежит одна вещь (дом, участок земли, раб). При этом считалось, что каждый из сособственников обладает не физической частью общей вещи (тем более, что часто это могла быть вещь неделимая), а так называемыми идеальными долями, под которыми понимались части в целом праве на вещь.

Право установило следующие особенности, присущие отношениям общей собственности:

1) распоряжаться всей вещью или какой-либо реальной частью ее допускалось только с согласия всех сособственников;

2) каждый сособственник вправе принять меры, необходимые для поддержания вещи в нормальном хозяйственном состоянии и без согласия других сособственников, но они обязаны были возместить ему разумно совершенные при этом расходы;

3) каждый из сособственников был вправе самостоятельно распоряжаться своей идеальной долей (мог продать ее, отдать в залог);

4) наконец, каждый сособственник был вправе требовать раздела вещи (если она относилась к вещам делимым) либо мог прекратить свое участие в общей собственности, потребовав выплаты соразмерной цены своей идеальной доли.

2. Способы приобретения права собственности

Способы приобретения права собственности - это те юридические факты, на основании которых лицо приобретало законное право владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Римское право уделяло много внимания анализу и систематизации таких юридических фактов в зависимости от того, приобреталась ли собственность на основании естественного (naturales или iuris gentium) либо цивильного права (civilis). Об этом свидетельствует следующий фрагмент из Книги второй Институций Юстиниана: "Предметом обладания отдельных лиц вещи делаются многими способами: в одних мы получаем право собственности по естественному праву, которое, как мы сказали, называется общенародным; в других - по законам цивильного права".

К цивильным причислялись манципация (mancipatio), уступка по суду (in iure cessio), приобретательная давность (usucapio). Долгое время этими способами приобретения могли пользоваться только римские граждане и только в отношении имуществ, находящихся в метрополии.

К натуральным способам приобретения права относились, прежде всего, традиция (traditio) и завладение (захват - occupatio). Эти способы приобретения были доступны как для граждан, так и для перегринов и распространялись на те имущества, которые находились в провинциях.

В последующей обработке римского наследия такая систематика потеряла практическое значение и было выработано деление оснований возникновения права на две группы: первоначальные (acquisutio originaria) и производные (acquisitio derivativa) способы приобретения права собственности. К первоначальным относятся такие способы, при которых право собственности приобретателя не основано на праве другого лица, предыдущего собственника. Производными являются такие способы, при которых право собственности у лица возникает благодаря воле предшествующего собственника, следовательно, вытекает из его права, является результатом правопреемства.

К первоначальным способам относят: приобретение плодов вещи, приобретение никому не принадлежащих (бесхозяйных) вещей, приобретение права в результате соединения, смешения, ссыпки; приобретение права в результате переработки (спецификации) и возникновение собственности истечением срока приобретательной давности.

К производным способам относят: традицию, адъюдикацию, приобретение права в порядке наследования или посредством наследственного отказа.

Рассмотрение аспектов приобретения права собственности в результате универсального правопреемства в случае смерти лица (mortis causa), то есть в порядке наследования по закону либо по завещанию, а также в результате сингулярного правопреемства, то есть посредством наследственного отказа, занимает особый раздел римского частного права - права наследственного.

Адъюдикация (adiudicatio) как производный способ приобретения права не вполне отвечает соответствующим признакам, так как представляет собой приобретение в результате судебного решения в делах о разделе вещи. По такому решению один из сособственников лишается своего права на вещь в пользу другого сособственника; при этом первый получает пропорциональное стоимости утраченного права вознаграждение.

Наибольшее практическое значение имеет рассмотрение традиции, как самого универсального основания для производного приобретения права собственности.

Традиция (traditio).

В Книге второй Институций Юстиниана, в Титуле первом, содержится следующий фрагмент: "40. По законам естественного права мы приобретаем вещи также посредством традиции. Ничто так не гармонирует с естественной справедливостью, как то, что воля хозяина-собственника, желающего передать свою вещь другому, считается ясно выраженной. Поэтому телесная вещь, какого бы рода она ни была, может быть передаваема, и переданная хозяином - отчуждается... "

Традиция есть универсальное основание передачи права собственности посредством самых различных сделок: купли-продажи, дарения, мены и т.д. Традиция - это такой способ перехода права собственности от одного лица к другому между живыми (inter vivos), при котором имеют место как волеизъявление отчуждателя и приобретателя, так и фактическая передача владения вещью.

В связи с этим, условия действительности традиции суть следующие: отчуждатель должен быть собственником вещи либо действовать по его поручению; приобретатель должен иметь право приобрести вещь, то есть быть правоспособным; отчуждатель должен иметь намерение перенести право собственности на приобретателя (animus transferendi dominii), а приобретатель - намерение стать собственником (animus acquirendi dominii).

Если намерение приобрести и передать право собственности опорочено ошибкой в контрагенте (error in persona) или в правовом основании (error in dominio), либо в самом предмете (error in corpore), то традиция оказывается юридически недействительной, следовательно, право собственности не переносится.

Существуют такие сделки, которые по самой своей конструкции (eo ipso - по своему существу, сами по себе) направлены на передачу права собственности: купля-продажа, мена, дарение. Поэтому, если осуществляется передача вещи на основании подобной сделки, то предполагается (презюмируется), что произведена именно традиция - перенос права собственности. Однако отчуждатель и приобретатель могут придать традиции условный характер, то есть договориться, что, например, право собственности перейдет не в момент передачи вещи, а после полной уплаты покупной цены либо при наступлении какого-либо другого условия (реализуется право удержания собственности).

Первоначальные способы приобретения права собственности.

1. Приобретение плодов.

Плоды до отделения являются частью вещи и не имеют юридически самостоятельного значения. С момента отделения (separatio) плоды становятся самостоятельными вещами и, как правило, их собственником становится собственник плодоприносящей вещи (I.Кн.2.I.19.): "...Все то, что родят животные, находящиеся в твоей полной собственности, принадлежит тебе по тем же законам общенародного". Исключениями из обычного порядка служили случаи приобретения плодов такими владельцами, которые не были собственниками.

С момента отделения собственником плодов становились: эмфитевт (носитель права пользования и распоряжения чужим земельным участком); добросовестный владелец. С момента потребления (захвата - perseptio) собственником плодов становился узуфруктуарий (носитель личного сервитута), а также - арендатор, но - только с согласия собственника.

2. Приобретение бесхозяйных вещей.

Бесхозяйная вещь (res nullis) - это такая вещь, которая никому не принадлежит, или собственник которой неизвестен; право собственности на нее может возникнуть, если она не изъята из оборота. При этом право собственности создавалось односторонним завладением (occupatio) на основании принципа (I. Кн.2.I.12): "Вещь, прежде никому не принадлежавшая, предоставляется по естественному праву в собственность лицу, раньше всех ее захватившему"(не вполне точно: res nullis primo occupanti cedit).

Право различало несколько фактических обстоятельств, при которых применялся указанный принцип.

а) Приобретение права на вновь образовавшийся остров (I.Кн.2.I.22): "Остров, показавшийся в море, что редко случается, делается собственностью лица, им завладевшего, так как этот остров не считается кому-либо принадлежащим. Если же остров покажется на средине реки, что бывает часто, то он становится общей собственностью тех лиц, которые имеют недвижимость по обеим сторонам этой реки, пропорционально длине берега, принадлежащего каждому имению..."

б). Приобретение диких животных, находящихся в состоянии свободы (I.Кн.2.I.12.): "...Дикие животные, птицы, рыбы, одним словом, все живые существа, рождающиеся на земле, в море, в воздушном пространстве, делаются по законам общенародного права собственностью лица с момента захвата... Безразлично, захватит ли кто диких животных и птиц на своей земле или на чужой, ясно следующее: лицо, вступившее на чужую землю для охоты, может быть удалено хозяином, если последний пожелает. Чтобы ты ни захватил, то считается твоим до тех пор, пока захваченное находится под твоею охраной. Когда же животное уйдет от твоего надзора и вернется к естественной свободе, тогда оно перестает быть твоим и снова делается собственностью завладевшего им..."

в) Приобретение вещей, выброшенных морем (I.Кн.2.I.18): "...Камешки, раковины и все прочие предметы, находимые на морском берегу, делаются по закону общенародного права собственностью нашедшего".

г) Приобретение примоины (I.Кн2.I.): "20. ...та земля, что волна прибивает к твоему полю, делается по общенародному праву твоей. Примоиной называется незаметный нанос. Через нанос земли, по-видимому, прибавляется то, что мало-помалу прибивает к нашему полю река, так что мы не можем судить, сколько ее и в какой момент времени прибивается. 21. Поэтому, если река оторвет некоторую часть земли от твоего поместья и прибьет ее к земле соседа, то ясно, что эта часть останется твоею".

д) Приобретение военной добычи (I.Кн.2.I.17.): "...захваченное у врагов делается нашим по законам общенародного права; даже свободные люди - и те делаются нашими рабами. Однако они получают прежние права состояния, если уйдут из нашей власти и возвратятся к своим соотечественникам".

е) Приобретение вещей, брошенных собственником (res derelictae). Право собственности в таком случае возникает, если очевидно из обстоятельств дела желание собственника отделаться от вещи (animus dereliquendi) (I.Кн.2.I.47): "...если кто овладеет вещью, оставленной хозяином на произвол, то овладевший делается хозяином с момента завладения. Оставленным на произвол почитается то, что хозяин бросил, не желая больше почитать своим, и потому он тотчас перестает быть хозяином".

К бесхозяйным вещам примыкают клад и находка, имеющие, однако, иные правовые режимы.

Кладом признаются ценные вещи, зарытые в землю, заделанные в стену или иным способом сокрытые, собственник которых не известен по продолжительности истекшего времени, либо утратил право в силу постановления публичной власти.

Клад становится собственностью собственника земли (иной недвижимости), когда им найден. Если клад случайно найден другим, то делится пополам между нашедшим и собственником недвижимости. Если клад обнаружен в результате поиска по поручению собственника недвижимости или без поручения, целиком принадлежит собственнику недвижимости (I.Кн.2. I.39): "Божественный Адриан, следуя естественной справедливости, предоставил клады нашедшему их, если только они найдены в земле, принадлежащей нашедшему. То же самое он постановил на случай открытия клада в месте сакральном или религиозном, но если кто найдет клад в чужой земле случайно, без всякого со своей стороны труда, то половина клада отходит нашедшему его, другая половина- к собственнику земли; согласно с этим Адриан постановил, что если кто найдет клад в земле, принадлежащей Цезарю, то половина его отойдет к нашедшему, другая - к Цезарю..."

Находка. Вещь считается потерянной, когда утративший не знает, где ее отыскать или от кого потребовать, или как возвратить. Тот, кто нашел потерянную вещь, не становится собственником, но обязан вернуть вещь собственнику.

3. Приобретение права в результате соединения, смешения, ссыпки.

Смешение (confusio) - это слияние жидких или растворимых веществ либо сплавление металлов. Если таковое производится по соглашению собственников, то эти же соглашением должен быть определен режим отношений по поводу возникшей вещи. Если же это произошло помимо воли собственников, то возможны такие юридические последствия: если разъединение осуществимо, то собственники смешанного сохраняют право собственности на свои составляющие и вправе требовать раздела образованной смешением вещи; если разделение невозможно, то возникает режим сособственности на возникшую вещь и заинтересованные должны установить правовой режим новой вещи.

Ссыпка (conmixtio) - это смешение твердых, как правило сыпучих, вещей (зерно, песок и пр.). Как и в предшествующем случае, ссыпка по согласию собственников должна сопровождаться соглашением о правовом режиме возникшей в результате вещи. Если ссыпка произошла не на основании согласия, то: при возможности разъединения фракций, их собственники сохраняют свое право и могут требовать раздела новой вещи; при невозможности разъединения, возникает право требовать выдачи из общей массы первоначального количества вещества.

Соединение движимых вещей, если разделение возможно, сохраняет право собственности; если разъединение невозможно, то применяется принцип соотношения главной вещи и принадлежности: та вещь, которая признается главной приносит ее собственнику право собственности и на принадлежность. Однако ясных критериев для подразделения соединяемых вещей на главную и принадлежность выработано не было, источники содержат только описание возможных казусов для иллюстрации проблемы в целом.

4. Переработка (specificatio).

Спецификация - это такая переработка движимой вещи, в результате которой появляется новая вещь, то есть такая, которая способна удовлетворить иную потребность, чем вещь подвергнутая переработке (например, зерно перемалывается в муку, из маслин изготовляется масло, из шерсти - сукно). Ясно, что если новая вещь изготовлена собственником матриала (или по его поручению), то у него возникает право собственности на новую вещь.

Неопределенность может возникнуть тогда, когда новая вещь изготовлена из чужого материала и без поручения собственника. При этом возможны два пути решения коллизии интересов собственника материала и изготовителя новой вещи (спецификанта): установление приоритета собственности либо - приоритета труда. Долгое время в этом деле существовала контроверза: приверженцы школы сабиньянцев признавали приоритет собственности, следовательно, полагали, что собственником новой вещи должен быть признан собственник материала; приверженцы школы прокульянцев полагали, что право собственности на новую вещь возникает у спецификанта.

В юстиниановскую эпоху возобладала такая конструкция: новая вещь принадлежит спецификанту, если ее нельзя восстановить в прежнее состояние; но если это возможно, вещь принадлежит собственнику материала (так, вино нельзя обратить в виноград, но вазу можно переплавить в слиток). При этом должна учитываться добросовестность (bonae fides) спецификанта: если он знал о том, что материал чужой, то у него не возникает право. Наконец, при передаче вещи собственнику или спецификанту, приобретатель обязан возместить, соответственно, либо стоимость работы по изготовлению вещи, либо стоимость материала.

5. Приобретение права по давности владения (usucapio).

В Книге второй Институций Юстиниана, в Титуле IV сказано: "Цивильным правом было установлено, чтобы лицо, добросовестно... приобретшее вещь от того, кто не был хозяином, но которого оно считало хозяином, приобретало на италийской земле вещь в собственность посредством владения в течение года, если она - движимая, и в течение двух лет, если вещь недвижимая, дабы права собственности на вещь не оставались в неизвестности".

Этот чисто цивильный способ приобретения права собственности долгое время не применялся в отношении провинциальных земель и был недоступен для перегринов. Для обеспечения ясности прав в таких ситуациях претор ввел механизм защищаемости владения по давности (longi temporis praescriptio): добросовестный владелец мог противопоставить виндикационному иску собственника возражение о давности владения. При этом было установлено, что защита будет предоставлено, если владение продолжалось 10 лет (причем, собственник и владелец проживают в одной провинции, то есть в ситуации между присутствующими - inter praesentes) или 20 лет (в ситуации между отсутствующими - inter absentes).

В период проведения работ по кодификации римского права в эпоху Юстиниана (в 531 г.) цивильный и преторский институты были соединены, был установлен механизм полного и непосредственного возникновения права собственности в результате истечения срока приобретательной давности. При этом срок приобретения движимых вещей определялся в 3 года; приобретение прав на недвижимость, где бы она не находилась, происходило по истечении 10 лет (между присутствующими) и 20 лет (между отсутствующими). Институт получил наименование обыкновенная приобретательная давность (usucapio ordinaria).

Условия приобретения собственности при этом таковы:

3. Основания прекращения права собственности

Очевидно, что нормальным путем право собственности одного лица прекращается в результате приобретения такого права на эту же вещь другим лицом. Это могло происходить по воле собственника (посредством традиции, например), а также помимо воли собственника (истечением срока приобретательной давности для добросовестного владельца).

Право собственности могло также прекращаться в случае уничтожения (потребления) вещи или перевода ее в вещь, изъятую из оборота.

Наконец, право собственности прекращалось с переходом вещь в состояние бесхозяйной (res nullis): выбрасыванием ее самим собственником; захватом вещи неприятелем; возвращением диких животных в состояние естественной свободы.

4. Защита права собственности

Из римского правового наследия современное право удержало два вещно-правовых иска, направленных на защиту права собственности: виндикационный (rei vindicatio) и негаторный (actio negatoria). Первый из них направлен на возврат утраченного собственником владения, второй - на устранение препятствий в пользовании вещью.

Виндикационный иск определяется как иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику. Следовательно истцом выступает лицо, которое утратило фактическое владение, а ответчиком - тот, в чьем владении оказалась вещь. Истец обязан (на нем лежит бремя доказывания - onus probandi) доказать свое право собственности на спорную вещь; при этом он должен указать все акты приобретения права, вплоть до первоначального приобретения права собственности на данную вещь.

В случае успеха, вещь возвращается собственнику, а если она пропала либо оказалась испорченной, то возникает ответственность владельца перед собственником. Но этим дело не заканчивается, так как производится расчет между собственником и бывшим владельцем. Последний обязан выдать собственнику приращения (плоды) вещи. При этом объем этой обязанности различен в зависимости от того, являлся ли владелец добросовестным или недобросовестным.

Добросовестный владелец отвечает за пропажу или ухудшение вещи только, если они произошли в результате его умышленных (dolus) или грубо неосторожных (culpa lata) действий. Вернуть он обязан только те плоды, которые появились после начала судебного процесса, точнее - после литисконтестации.

Недобросовестный владелец отвечает в случае утраты или порчи вещи на основании любой формы вины (omnia culpa) и обязан вернуть все плоды, появившиеся в период его владения вещью, либо оплатить их стоимость.

Однако и истец собственник (истец) обязан был передать отделимые улучшения вещи, произведенные ответчиком и возместить разумно необходимые издержки, произведенные им для поддержания вещи в нормальном состоянии.

Негаторный иск применялся в тех случаях, когда кто-либо неправомерно присваивал себе сервитут, то есть пользовался вещью собственника, препятствуя ему самому в нормальном беспрепятственном пользовании ею. Истцом выступал собственник, который удерживал владение, но испытывал препятствия в пользовании вещью; ответчиком - лицо, неосновательно присвоившее сервитут в отношении данной вещи.

Цель иска состояла в признании свободы вещи от сервитута, а также - возмещении убытков, возникших у собственника. Для достижения этих результатов собственник обязан был доказать свое право собственности на вещь. Ответчик обязан был доказать правомерность сервитута. Тот, кто был не в состоянии доказать свое право, проигрывал процесс.

Раздел IV. Права на чужую вещь

1. Сервитутное право

Основные положения о сервитутах. Сервитуты - это вещные права, предоставляющие управомоченному субъекту возможность пользоваться чужой вещью либо не дозволять собственнику пользоваться своей вещью в каком-то отношении.

Сервитуты могут устанавливаться в пользу определенного лица, и тогда они называются личными (персональными - servitutes personarum) сервитутами. Они также могут устанавливаться в пользу определенного имения (вещи), так что любой собственник этого имения приобретает вместе с ним и сервитут; такие сервитуты называются вещными или предиальными (реальными - servitutes rerum или iura praediorum).

К личным сервитутам относятся, прежде всего, узуфрукт (usufructus) и юзус (usus). Данное подразделение проводится по объему предоставляемых управомоченному лицу возможностей.

Вещные сервитуты - это более многочисленный род; самым общим образом они подразделяются по месту расположения той недвижимости, в пользу которой устанавливаются, а именно, на городские (servitutes praediorum urbanorum) и сельские (servitutes praediorum rusticorum).

Для любых сервитутов свойственны следующие характеристики:

а) содержание сервитута не может быть таково, что собственник вещи обязывается что-либо сделать в пользу обладателя сервитута; сервитут состоит в том, что собственник обязывается терпеть определенные акты пользования его вещью или воздерживаться сам от определенных актов пользования своей вещью;

б) никто не может иметь сервитутного права на собственную вещь: собственность поглощает сервитут;

в) сервитут не может быть объектом нового сервитута;

д) сервитут должен предоставлять какую-либо выгоду управомоченному лицу, следовательно, не допускается установление сервитута по каким-то иным мотивам (ради каприза, например).

Личные сервитуты.

Наиболее распространенным личным сервитутом был узуфрукт. Узуфрукт - это принадлежащее определенному лицу право пользования чужой непотребляемой вещью, соединенное с правом извлечения из нее плодов при условии сохранения в целости самой вещи.

Управомоченное лицо носит название узуфруктуарий. Узуфрукт принадлежит только данному лицу, не может быть передан в наследство либо отчужден иным образом. Хотя поздняя практика стала допускать цедирование "осуществления права" узуфруктуария возмездно или безвозмездно, на срок или до прекращения узуфрукта.

Установление сервитута превращало право собственника в голое право (nuda proprietas).

Права узуфруктуария и обязанности узуфруктуария.

Он вправе пользоваться вещью, отстраняя от пользования собственника, а также - вправе пользоваться плодами вещи как для удовлетворения своих потребностей, так и с целью извлечения доходов. Однако, узуфруктуарий не вправе своим пользованием ухудшать вещь; должен сохранять вещь в исправном состоянии, то есть за свой счет обеспечить ее ремонт, корм (если это раб или животное), несет все подати и повинности, лежащие на вещи (уплата налогов иных периодических платежей). По прекращении узуфрукта обязан вернуть вещь собственнику ее в исправном состоянии. И если окажется, что вещь испорчена или утрачена, узуфруктуарий несет ответственность перед собственником за любую вину (omnia culpa).

Узуфруктуарий не может отчуждать своего права.

Юзус - это вещное право пользоваться вещью без права извлечения плодов. Субъект данного права - узуарий, не вправе пользоваться вещью как источником дохода. Он мог только употреблять плоды для своих личных нужд.

Кроме узфрукта и юзуса существовало еще два личных сервитута: вещное право проживания в чужом доме (habitatio) и вещное право на труд чужого раба (jperae servorum).

Реальные сервитуты.

Общие положения.

Реальный сервитут суть право ограниченного пользования одним участком земли (иной недвижимостью), улучшающее использование другого участка земли (иной недвижимости).

Реальные сервитуты возникают при таком взаимном расположении двух участков (имений), когда эффективное использование одного, предполагает необходимость вторжения в использование другого; при этом тот участок, который используется, приобретает статус служебного участка (predium serviens), а тот, который получает выгоды от использования первого, - статус господствующего участка (predium dominas).

Общие характеристики реальных сервитутов суть следующие:

а) сервитут должен либо облегчить использование (эксплуатацию) господствующего участка, либо делать это использование более приятным (должно возникнуть praedio utilis);

б) господствующий и служебный участки должны соседствовать (praedia vicina), ибо только при этом обременение одного принесет действительную пользу другому;

в) собственник господствующего участка не может пользоваться своим сервитутом в пользу третьего лица, то есть объем сервитута не может быть больше того, что необходимо господствующему участку;

г) сервитут должен быть используем цивилизованно (civiliter), то есть в соображение должны приниматься интересы собственника служебного участка;

д) выгода, доставляемая служебным участком должна быть постоянной, следовательно не может быть установлен сервитут в отношении случайной пользы;

е) реальные сервитуты есть права неделимые, то есть такие, которые лежат на всем служебном участке и связаны со всем господствующим участком.

Виды реальных сервитутов.

Реальные сервитуты делились по разным основания, первоначальное было уже указано: деление по месту расположения господствующего и служебного участков -

а) городские и сельские сервитуты;

б) и те и другие могли подразделяться на положительные и отрицательные; к положительным относились те, которые предоставляли определенные права собственнику господствующего участка; отрицательные те, которые запрещали собственнику служебного участка совершать определенные действия;

в) было деление на непрерывные и периодические сервитуты; при этом учитывалась "интенсивность" приобретаемой в служебном участке пользы: либо это можно было делать беспрерывно (прогонять скот), либо только в определенные периоды времени (черпать воду, добывать камень).

Вот примерный перечень реальных, положительных, городских сервитутов:

К отрицательным городским сервитутам относился, например, запрет совершать такие изменения на служебном участке, которые делали бы менее удобным и/или приятным использование господствующего участка (требование, чтобы сосед не затрагивал своего участка или строил не выше определенного уровня, чтобы сосед не лишал господствующий участок света и вида).

Сельские сервитуты.

Сельские сервитуты имеют целью обеспечить или облегчить доступ к господствующему участку, либо сделать пользование им более продуктивным и, тем самым, увеличить его доходность.

Прежде всего, к сельским относились дорожные сервитуты, предусмотренные в XII таблицах: iter (право прохода и проезда верхом), actus (право прогона скота), via (право проезда в любом виде, вместе с правом прохода и прогона скота и провоза любых материалов).

Водные сервитуты: право устройства водопровода через служебный участок, право доставать (черпать) воду на соседнем участке, право поить скот на соседнем участке.

Были также полевые (право выпаса скота) и лесные (право рубить чужой лес) сервитуты.

Способы возникновения и прекращения сервитутов.

В древности, по квиритскому праву, сервитуты могли устанавливаться только посредством манципации либо в форме уступки по суду. В последующем обычным основанием установления реальных и личных сервитутов стали договор или распоряжение на случай смерти. В юстиниановский период для этого достаточно было простого неформального соглашения, к тому же допускавшего как открытое выражение воли, так и молчаливое выражения согласия.

Помимо этого, сервитуты могли устанавливаться посредством судебного решения, по истечении срока приобретательной давности, в силу указания закона (на этом основании возникал лишь узуфрукт).

Прекращались сервитуты: в силу уничтожения служебной вещи или ввиду изъятия ее из оборота (в частности, отчуждение ее в пользу казны); в силу истечения срока, на который устанавливался сервитут или наступления резолютивного (отменительного) условия, под которым он устанавливался; посредством соединения у одного лица сервитутного права и права собственности на вещь; посредством отречения управомоченного лица от принадлежащего ему сервитутного права.

Личные сервитуты, помимо сказанного, прекращались смертью управомоченного лица или ввиду неосуществления сервитутного права в течение определенного срока (10 лет между присутствующими, 20 лет между отсутствующими).

Эмфитевзис (emphyteusis) и суперфиций (superficies).

Эмфитевзис вырос из наследственной аренды, лишенной вещно-правового характера. В результате преторских постановлений этим отношениям были сообщены характеристики вещного права. В постклассическом праве эмфитевзис определялся как вещное, наследуемое и отчуждаемое право пользования чужим земельным участком.

Управомоченное лицо - эмфитевт, обладал следующими правами: пользоваться участком по своему усмотрению, даже изменяя хозяйственное назначение его; отчуждать участок посредством сделок inter vivos и mortis causa (в том числе, закладывать, обременять сервитутами и пр.); защищать свое право посредством собственнических исков.

Но на нем также лежали определенные обязанности: не ухудшать участок; нести все подати и повинности, лежащие на участке; платить собственнику участка ежегодную плату (canon, pensio, vectigal).

Главным основанием установления эмфитевзиса выступал договор; кроме того, он мог быть установлен распоряжением на случай смерти, судебным определением, давностью владения. Прекращался эмфитевзис по тем же основаниям, что и право собственности.

Суперфиций определялся как наследумое и отчуждаемое право пользования зданием, выстроенном на чужом земельном участке и, следовательно, принадлежащем собственнику участка.

Управомоченное лицо - суперфициарий, был вправе пользоваться и распоряжаться зданием, как собственник, отчуждать, закладывать его, обременять сервитутами. Обязанности его состояли в том, что он должен был нести все повинности, лежащие на здании, а также платить собственнику земельного участка определенную ренту (solatium, pensio).

Основания возникновения и прекращения суперфиция были такие же, как и основания возникновения и прекращения эмфитевзиса.

2. Залоговое право

Личные и реальные сервитуты, а также эмфитевзис и суперфиций - это права пользования чужой вещью, предоставлявшие большие или меньшие возможности управомоченному лицу. Кроме них римское право разработало основы залогового права, в соответствии с которым управомоченному лицу предоставляется возможность распоряжаться чужой вещью.

Существо залогового отношения состоит в том, что должник по кредитной сделке (заемщик, например), в обеспечение исполнения своей обязанности вернуть занятую сумму, передает кредитору какую-либо ценную вещь; и если не исполняет в срок свою обязанность, то кредитор получает право продать заложенную вещь (распорядиться предметом залога) с тем, чтобы за счет вырученной суммы получить удовлетворение по кредитной сделке.

Однако такая конструкция залогового отношения была разработана римским правом не сразу.

В древности способом обеспечения исполнения должником его обязательств служила одна из фидуциарных сделок (fiducia cum creditore), то есть такая, которая основана на доверии. При этом должник передавал посредством манципации или уступки по суду вещь и право собственности на нее кредитору, при условии, что после уплаты долга вещь вернется в собственность должника; если же долг не выплачивался, кредитор окончательно становился собственником вещи, оставлял ее у себя и мог распорядиться ею по своему усмотрению. "...Fiducia не имеет вовсе основных признаков закладного права. Здесь нет права собственности на чужую вещь вовсе. Нет его в руках кредитора, ибо кредитор получает на вещь полную квиритскую собственность; нет его и в руках должника, ибо должник теряет всякое вещное отношение к заложенной вещи... И если мы говорим о fiducia как о форме залога, то... имеем в виду залог не в собственном, юридическом смысле, а в смысле более широком, экономическом. С описанными чертами fiducia... отражает на себе строгий характер примитивного кредита... она односторонняя: интерес, которому она служит, есть исключительно интерес кредитора; желание возможно сильнее обеспечить кредитора приводит к забвению справедливых интересов должника. Все это вполне понятно для того времени, когда кредитные сделки были редкостью... признаком экономической крайности. Естественно, что с изменением условий и с увеличением капиталов fiducia должна была оказаться недостаточной". (7)

В условиях товарного хозяйства, по сравнению с натуральным, резко возрастает роль кредита и, соответственно, средств обеспечения кредита. Выработка таких средств - заслуга преторского права.

Прежде всего, были признаны такие сделки (называемые pignus), когда должник посредством неформальной традиции передавал вещь не в собственность кредитора, а во владение; обеспечительная сила при этом состояла в том, что кредитор удерживал у себя вещь до уплаты долга (своеобразный арест вещи). Но при такой конструкции очевидно двойное неудобство: кредитор не мог распорядиться вещью, следовательно, не мог получить удовлетворение своего интереса за счет вырученной от продажи стоимости; должник лишался возможности хозяйственного использования заложенной вещи (чаще всего, орудий производства) и, тем самым, получения средств, необходимых для выплаты долга.

Для обхода последнего неудобства на практике стали прибегать к установлению в пользу должника прекарного владения заложенной вещью: выделив для обеспечения кредита вещь, должник получал согласие кредитора на то, что она останется в его владении, но будет передана кредитору по первому его требованию.

Еще дальше в деле выработки действительной залоговой конструкции продвинулась практика соглашений казны и муниципий с компаниями капиталистов об откупах или подрядах. Компании, в качестве обеспечения исполнения своих обязанностей, выделяли и указывали поместья (praedia), которые подлежали продаже в случае их неисправности; до установления факта неисполнения обязательств, поместья оставались во владении своих собственников. Такая форма обеспечения называлась предиатурой и имела все черты залога; только ее применение ограничивалось отношениями казны и муниципий.

Однако в греческих городах юга Италии, в эллинизированных провинциях государства применялась аналогичная форма обеспечения кредита (называемая ипотекой - hypotheca), которая широко использовалась и в отношениях между любыми субъектами оборота.

Длительная практика применения в качестве обеспечения кредита пигнуса, предиатуры и ипотеки привели к выработке преторским правом основ залогового права.

Прежде всего развился залог движимых вещей квартиранта или арендатора земельного участка: все привезенное ими в нанятую квартиру или на арендованный участок обращалось в заложенное имущество для обеспечения выплаты хозяину наемной (арендной) платы. При этом залогодатель (арендатор, квартиросъемщик) оставался собственником своих вещей. Залогодержатель (собственник дома или земли) мог только удерживать эти вещи до получения наемной (арендной) платы.

Такая неопределенность права залогодержателя создавала основания для злоупотреблений с той и другой стороны. Последовательные и длительные усилия претора по устранению таких злоупотреблений привели к выработке особого иска (actio quasi-Serviana или actio hypotecaria in rem), посредством которого залогодержатель приобретал право, в случае неуплаты долга, вытребовать заложенную вещь в свою собственность как от залогодателя, так и от любого третьего лица и распорядиться ею по своему усмотрению.

Таким образом было установлено вещное право распорядиться чужой (заложенной) вещью.

Постепенно сложилась практика осуществления залога в двух видах: в виде залога с передачей владения предметом залога залогодержателю (пигнус) и с сохранением владения предметом залога у залогодателя (ипотека).

Было сформулировано также и само содержание права залогодержателя. Первоначально стороны могли заключить соглашение о продаже заложенной вещи (pactum vendendi) либо о передаче права собственности на нее залогодержателю (lex commissoria). К концу классического периода эта двойственность исчезла и залоговое право неизменно понималось как право продать заложенную вещь (ius vendendi). И если стороны этого не желали, то должны были установить иной режим вещи посредством особого неформалного соглашения (pactum de non vendendi).

В императорский период (последовательно императорами Константином и Юстинианом) были запрещены соглашения об удержании права собственности на заложенную вещь залогодержателем (как прикрывающие, чаще всего, ростовщические сделки) и установлено правило, что предварительное соглашение о непродаже вещи только затрудняет право распоряжения ею, так как всего лишь создает для залогодержателя обязанность трижды напомнить залогодателю о небходимости уплатить долг и только после этого распорядиться предметом залога.

Таким образом возникла окончательная юридическая конструкция залога как вещного права распоряжения чужой вещью.

Уже римское право определило черты залогового права как права акцессорного, то есть дополнительного, призванного обеспечивать осуществление основного права- права кредитора по главному обязательству. В силу этого, залоговое право должно целиком разделять судьбу главного обязательства; оно не должно приносить кредитору дополнительных выгод, а только обеспечить его от возможных убытков. Поэтому, если при продаже вещи сумма выручки превысит размер долга, то излишек (hyperocha) возвращается должнику; если эта сумма окажется меньше, то у кредитора остается только требование из главного договора.

Предусматривалось установление нескольких залогов в отношении одной, как правило недвижимой, вещи (последующий залог); для подобных случаев право установило принцип приоритета: сначала и полностью удовлетворяется первое по времени залоговое право; из имеющегося остатка последующие и только в той мере, в какой позволяет остаток.

Используемая литература

1. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. Петроград, 1916 г., с. 57

2. Гримм Д.Д. Цит. соч., с. 61

3. Большая советская энциклопедия.

4. Гримм Д.Д. Цит. соч., с. 60

5. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 347

6. Гримм Д.Д. Цит. соч., с. 178

7. Покровский И.А. История римского права. Спб., 1913 г., с. 345

Вопросы для самопроверки

1. Что означает термин объект права?

2. Какие известны виды объектов права?

3. Что такое вещь как объект права?

4. Какие виды вещей признавало римское право?

5. Что такое простая, сложная вещи, совокупность вещей?

6. Как связаны главная вещь и принадлежность?

7. Что означает термин идеальная доля?

8. Какие вещи относились правом к недвижимым?

9. В чем отличие вещей родовых и индивидуальных?

10. Что такое бестелесная вещь?

11. Какие известны были вещные права?

12. Какие черты присущи вещным правам?

13. Чем владение отличалось от держания?

14. Что такое титул владения?

15. Какие существовали способы защиты владения?

16. Чем отличается законное владение от незаконного?

17. Что означают термины добросовестное и недобросовестное владение?

18. Что включает содержание права собственности?

19. Чем отличаются производные и первоначальные способы приобретения права собственности?

20. Как определялось право собственности?

21. Что такое традиция?

22. Какие существовали первоначальные способы приобретения права собственности?

23. Что такое приобретательная давность?

24. Как определяется виндикационный иск?

25. На что был направлен негаторный иск?

26. Какие существовали права на чужую вещь?

27. Что такое сервитут?

28. Чем отличались реальные сервитуты от личных?

29. Какие были известны виды реальных сервитутов?

30. Что такое эмфитевзис и суперфиций?

31. Какие обеспечительные сделки исторически предшествовали выработке залогового права?

32. Каково содержание залогового права?