Правовые основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений
 

1. Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений следующие:

- соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
- персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
- согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.

Нормативно-правовой основой взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений являются:
- Конституция РФ;
- уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ (ст. 40, 151, 157 УПК РФ, ч. 5, разд. 12, гл. 53 УПК РФ); законодательство в сфере оперативно-розыскной деятельности (Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 20 марта 2001 года № 26-ФЗ) и другие нормативные акты);
- международные договоры РФ по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
- ведомственные и межведомственные правовые акты.
2. Производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Взаимодействие следователя с общественностью может выражаться:
- в оказании следователю содействия в установлении обстоятельств совершенного преступления, могущих быть вещественными доказательствами; в представлении письменных документов и предметов (ст. 85, 86 УПК РФ);
- розыске лица, совершившего преступление, по свежим следам, задержании и доставлении его к следователю, в милицию, в совместном проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемого (подозреваемого), скрывшегося от следствия;
- выявлении причин преступления и условий, способствовавших его совершению;
- реализации намеченных следователем мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
3. Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный процессуальный надзор за правильностью, законностью взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью, участвует в подборе и оформлении общественных помощников следователей.
Начальники органов внутренних дел, обеспечивая эффективное взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью по каждому уголовному делу, несут полную ответственность за организацию такого взаимодействия. Руководители органов внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных подразделений и служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перекладывали свою работу на органы дознания, а с другой - чтобы органы дознания не превышали своих полномочий; не вмешивались в деятельность следователей.