Содержание принципов уголовного процесса и их реализация в правоприменительной деятельности
 

1. Содержание принципов уголовного процесса раскрывается самим его названием (публичность, осуществление правосудия только судом и т. д.). Законодатель конкретизирует содержание принципов процесса в частных и производных от них нормах.
Путем установления ряда корреспондирующих, управомочивающих или обязывающих норм детализируются отдельные стороны того или иного принципа. Именно таким образом конкретизировано в законе содержание, например, принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
Основу содержания принципов уголовного процесса составляет идея правового, демократического государства, воспринятая в последнее время российской официальной идеологией, а также правовая доктрина, базирующаяся на принципе разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. При этом имеется в виду, что правосудие осуществляется независимым судом, наделенным необходимыми властными полномочиями, а законодательная и исполнительная власть ни прямо, ни косвенно не вмешиваются в рассмотрение конкретных уголовных дел.

2. Под принципом законности по уголовному делу понимается точное и неуклонное применение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов компетентными органами государства (дознания, следствия прокуратуры, суда), а также их соблюдение' (исполнение) всеми участниками уголовного судопроизводства, государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. Утверждение верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни возможно лишь при условии последовательного проведения принципа законности. Конституция РФ содержит целый ряд общеправовых принципов. Особо следует выделить принцип законности, закрепленный ч. 1 ст. 15 Основного закона государства, согласно которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, а законы и иные нормативные правовые акты не должны ей противоречить.
Положение о прямом действии Основного закона государства имеет принципиальное значение для правоприменительной практики. Оно предписывает руководствоваться закрепленными в Конституции РФ положениями в случаях, когда отраслевое законодательство содержит те или иные пробелы, противоречия, особенно характерные для переходного периода.
Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию в следующих случаях:

- положения, закрепленные нормой Конституции, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и др.;
- суд пришел к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
- суд убежден, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с ее соответствующими положениями;
- закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта УПК РФ, принимает решение в соответствии с последним.
Принцип законности обязывает суд, прокурора, следователя, лиио. производящее дознание:

- неукоснительно следовать установленному законом порядку производства на всех стадиях процесса;
- совершать процессуальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом процессуальных формах;
- основывать свои решения на соответствующих нормах материального и процессуального права, не отступать ни на шаг от закона при применении к лицам мер процессуального принуждения;
- строго соблюдать правила собирания и закрепления доказательств, учитывая, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ).

Только урегулированная законом деятельность может быть частью уголовного процесса, поэтому нарушение нормы права может вывести за пределы уголовного судопроизводства. Полученные, к примеру, с нарушением закона доказательства признаются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения1.
Все действия должностных лиц, государственных органов должны быть мотивированными и юридически правильно оформленными. Решение признается мотивированным и обоснованным только тогда, когда оно соответствует требованиям уголовного закона

3. Принцип публичности опирается на положения ст. 2 Конституции РФ, возлагающей на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. С публично-правовой природой уголовного процесса связано принятое в юридической практике и специальной литературе деление уголовных дел на дела публичного, частного и частно-публичного обвинения. Интерес государства в защите общества от преступных посягательств органично связан с задачей охраны прав и свобод человека, ибо невозможно проявлять заботу о благе государства и общества, игнорируя при этом интересы его граждан.
Публичный интерес - это интерес не только государства и общества в целом, но и отдельной личности.
Значительным фактом следует считать появление в уголовном (ст. 76 УК РФ) и уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 25 УПК РФ) такой новеллы, как освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим в делах публичного обвинения. Как уже отмечалось прежде, в УПК РФ прекращение дел в связи с примирением сторон допускалось только по делам частного обвинения, круг которых был очень узок (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Статьей 25 УПК РФ предусмотрена возможность прекращения производства в связи с примирением и по делам, которые возбуждаются органами уголовного преследования в силу принципа публичности (официальности), при условии, что лицо впервые совершило преступление небольшой тяжести и загладило причиненный вред. Эту тенденцию нужно поддерживать, так как она поощряет мирное, без применения мер государственного принуждения урегулирование возникающих между гражданами конфликтов.
Принцип публичности - многоаспектная категория, испытывающая влияние различных социальных факторов. В основе принципа лежит объективная необходимость борьбы не только с процессуальными нарушениями, но и с преступностью в целом как с видом антисоциального поведения в обществе. Социальную обусловленность данного принципа определяют факторы, которые вызывают необходимость существования всего уголовного процесса, всей уголовно-процессуальной деятельности. К ним относятся:

- реальная общественная опасность преступлений;
- необходимость обеспечения неотвратимости ответственности и наказания за совершенное преступление;
- защита прав граждан и обеспечение их безопасности.

Эти факторы в совокупности свидетельствуют о целенаправленности и активной роли уголовно-процессуальной деятельности.
Смысл принципа публичности заключается не в формальном соблюдении требований закона, а в активной защите общества, отдельных его членов от преступных посягательств посредством деятельности специально созданных для этого государственных органов на основе и в рамках закона.

4. Осуществление правосудия только судом - принцип, закрепленный в ст. 118 Конституции РФ.
Судебную систему в России составляют:

- Конституционный Суд РФ;
- суды общей юрисдикции;
- арбитражные суды.

Их деятельность направлена на разрешение уголовных и гражданских дел и поэтому всегда связана с необходимостью применения государственного принуждения. В этом усматривается особое положение суда среди других правоприменительных и правоохранительных органов, ибо только суд наделен правом осуществлять правосудие.
Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 8 УПК РФ: "Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК РФ. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, подсудности которых оно отнесено Уголовно-процессуальным кодексом".
Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, исчерпывающе определен законом. К ним относятся:

- Верховный Суд РФ;
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- Верховные суды республик;
- краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
- районные суды;
- мировые суды;
- военные суды;
- федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ.

Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

5. Охрана прав и свобод человека, уважение чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве - принцип уголовного процесса, который предусматривает обязанность лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда при выполнении уголовно-процессуальных действий и вынесении решений не допускать унижения чести и достоинства участвующих в деле лиц и применять к ним меры процессуального принуждения только в случаях действительной необходимости и не иначе как на основании, в порядке и в пределах, предусмотренных законом. Более того, органы государства обязаны принимать необходимые меры к охране безопасности, чести и достоинства участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников от возможных посягательств со стороны кого бы то ни было.
Этот принцип крайне важен, так как именно при производстве по уголовным делам в интересах защиты граждан и общества от преступлений для выполнения задач уголовного процесса приходится ограничивать права и свободы отдельных лиц. Он носит комплексный характер и выражается в ряде законодательных установлений, отражающих общий нравственно-правовой принцип гуманизма, сформулированный в Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства".
Названный принцип определяет взаимоотношения между органами государства и участвующими в деле лицами таким образом, что первые обязаны оберегать честь и достоинство участвующих в деле лиц, вторые располагают правом защиты от унижающего их обращения, в том числе обжалования любых действий и решений должностных лиц, если этими действиями и решениями нарушены или иным образом ущемлены их интересы.
Рассматриваемый принцип призван оградить от действий, могущих причинить физический, моральный или иной ущерб. Так, при производстве следственного эксперимента, освидетельствования, личного обыска не допускаются действия, унижающие честь и достоинство участвующих в них лиц или опасные для их здоровья (ст. 181, 179, 184 УПК РФ). Никто из участников судопроизводства не может без добровольного согласия подвергнуться медицинским, научным или иным опытам, в частности для получения доказательств. Если при производстве по делу будут выявлены сведения, касающиеся интимных сторон жизни участвующих в процессе лиц, тайны усыновления, врачебной тайны и т. п., то органы государства обязаны принять меры к предотвращению разглашения таких сведений (ст. 241, ч. 7 ст. 182 УПК РФ). Лицо, подлежащее допросу, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Суд не вправе включать в оправдательный приговор формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного или порочащие его1. Закон запрещает органам дознания, следователю, прокурору и суду домогаться показаний обвиняемого (ч. 2 ст. 189 УПК РФ).

6. Неприкосновенность личности - принцип уголовного процесса, запрещающий задержание кого-либо по подозрению в совершении преступления или заключение под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.
Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

7. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ - конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи, присяжные и народные заседатели рассматривают и разрешают уголовные дела по своему внутреннему убеждению, руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом и профессиональным правосознанием.
Принцип независимости суда закреплен прежде всего в ст. 10 Конституции РФ: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Дополняют и конкретизируют это положение следующие нормы Конституции РФ:

- судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120);
- судьи несменяемы (ст. 121); судьи неприкосновенны (ст. 122).

В силу ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей.
Лица, оказывающие незаконное воздействие на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также иное вмешательство в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий, которыми наделен суд, наказывается в соответствии с уголовным законодательством.
Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста.

8. Неприкосновенность жилища - принцип уголовного процесса, согласно которому осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения.
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов с момента его
поступления проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

9. Конституционная формулировка принципа гласности уголовного судопроизводства такова: "Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом" (ст. 123 Конституции РФ).
Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, побуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов, как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным.
Статья 123 Конституции РФ и ст. 241 УПК РФ предусматривают, что закрытое судебное разбирательство уголовных дел в суде может иметь место только в случаях:

- когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны;
- по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста;
- по делам о половых преступлениях;
- по другим делам в целях обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или иных близких лиц.

Переписка, запись телефонных переговоров и иные телеграфные, почтовые сообщения, а также фото-, видео-, аудиозаписи, носящие личный характер, могут быть оглашены в открытом судебном заседании, но с согласия лиц, участвующих в процессе. В противном случае эти материалы оглашаются в закрытом судебном заседании.
Для проведения закрытого судебного заседания, когда это противоречит интересам охраны государственной или иной защищаемой федеральным законом тайны, так же как и во всех других случаях, требуется специальное постановление (определение). Причем в материалах уголовного дела должна содержаться информация, поясняющая мотивы принятого судьей (судом) решения.
Принцип гласности находит наиболее полное и законное выражение в стадии судебного разбирательства, но распространяется не на всю стадию. Заключительная ее часть - постановление приговора - осуществляется в совещательной комнате, где на смену гласности приходит прямо противоположное процессуальное правило, а именно тайна совещательной комнаты.

10. Принцип непосредственности в уголовном процессе означает обязанность суда и следователя (прокурора) лично исследовать полученные из первоисточника доказательства об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, и использовать их при обосновании выводов по делу.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 апреля 1996 года № I "О судебном приговоре" обратил внимание судов на то. что в силу ст. 297 УПК РСФСР (ст. 293 УПК РФ) приговор может быть основан лишь на тех доказательствах, которые в соответствии со ст. 240 УПК РСФСР (ст. 240 УПК РФ) были непосредственно исследованы в судебном заседании1.
Таким образом, основное содержание принципа непосредственности применительно к судебному разбирательству раскрыто в ст. 240, 297, п. 3, 5 ст. 340 УПК РФ, предписывающих суду непосредственно исследовать доказательства по делу и обосновать свои приговор лишь на доказательствах, бывших предметом рассмотрения в судебном заседании.
Принцип непосредственности судебного разбирательства по отношению к суду содержит следующие требования (ст. 240 УПК РФ):

- допросить свидетелей-очевидцев, а не лиц, знающих об обстоятельствах дела со слов последних;
- исследовать документы в оригинале, а не их копии;
- осмотреть и исследовать подлинные вещественные доказательства;
- огласить протоколы и иные документы.

Благодаря действию рассматриваемого принципа стороны вступают в непосредственный контакт между собой и судом, получают реальную возможность активно участвовать в исследовании всех доказательств, которые могут быть положены в основу приговора.
Непосредственность тесно связана с устностью судебного разбирательства, сущность которой заключается в том, что при судебном разбирательстве все материалы, имеющие значение для дела, все процессуальные действия, все возникающие в ходе него вопросы излагаются, обсуждаются или совершаются в устной форме.
Суд должен выслушать устные показания допрашиваемых лиц, судебные прения и последнее слово подсудимого, обсудить объяснения, ходатайства и заявления сторон, огласить протоколы и иные документы, а также принятые им решения и т. д.
Раздел X УПК РФ посвящен особому порядку судебного разбирательства, в рамках которого приговор может быть вынесен без проведения судебного следствия и судья знакомится лишь с доказательствами, содержащимися в уголовном деле. Соответственно в таком случае отсутствуют такие условия судебного разбирательства, как непосредственность и устность (протоколы и иные документа могут нет оглашаться и т. д.)2.
Судебное разбирательство - это производство, протекающее в форме судоговорения. Именно в ходе судоговорения судьи и присяжные заседатели узнают об обстоятельствах дела, о доказательствах, представленных каждой из сторон для обоснования своей позиции по делу. Устность, в отличие от непосредственности как условия установления и исследования лишь первоначальных доказательств, распространяет свое действие и на производные доказательства. Суд вправе ссылаться в своем приговоре как на те, так и на другие, если они были рассмотрены на судебном следствии (ст. 301, 451 УПК РФ).
Основным условием осуществления непосредственности в уголовном процессе является непрерывность судебного разбирательства. Согласно ст. 240 УПК РФ судебное разбирательство по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха. При этом судья до окончания слушания начатого дела не вправе рассматривать другие дела. Непрерывность процесса позволяет суду составить полное представление об имеющихся по делу доказательствах.

11. Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела - принцип уголовного процесса, согласно которому суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность.
Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.
Закон определяет и направление этой деятельности - объективное и всестороннее исследование обстоятельств дела в границах обвинения и предмета доказывания.

12. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - принцип уголовного процесса, допускающий ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только на основании судебного решения.
Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения, за исключением случаев, когда производство обыска и выемки не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о
его производстве. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов с момента его поступления проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.
В открытом судебном заседании переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

13. Презумпция невиновности - конституционный принцип правосудия. Согласно ст. 49 Конституции РФ "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".

Принцип презумпции невиновности нашел свое воплощение в ст. 14 УПК РФ: "Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК РФ, толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях".

Помимо этого, различные аспекты данного принципа глубоко и всесторонне конкретизированы в ст. 24, 201, п. 5 ст. 340 УПК РФ и других нормах уголовно-процессуального законодательства.
Объективной основой принципа презумпции невиновности в уголовном процессе является наличие формулировки данного принципа в международных документах. Так, согласно п. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты".
Пункт 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает: "Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону".
Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону (п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Следует отметить, что презумпция невиновности выражает не личное отношение какого-либо конкретного человека к обвиняемому, а объективное правовое положение. Государство, общество считают гражданина добросовестным, добропорядочным до тех пор, пока иное не доказано и не установлено в законном порядке судебной властью. Человек, привлеченный в качестве обвиняемого, не занимает в обществе положения преступника. Он может быть оправдан судом или же признан виновным в менее тяжком преступлении. Да и обвинительный приговор, пока он не вступил в законную силу, может быть отменен судом по жалобе осужденного или других участников процесса.
Из презумпции невиновности следует, что ограничения прав и свобод, допустимые в отношении преступника, не могут применяться к обвиняемому. Обвиняемый, даже находясь под стражей, сохраняет, например, право на участие в выборах, жилищные права, он не может быть уволен с работы или отчислен из учебного заведения. Все допускаемые законом ограничения конституционных прав и свобод обвиняемого должны применяться осмотрительно и лишь при действительной необходимости.

14. Состязательность сторон - конституционный принцип правосудия. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправии сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Поэтому редакция ст. 15 УПК РФ "Состязательность сторон", согласно которой лишь состязательность, без равноправия сторон, является принципом уголовного судопроизводства, вызывает возражения. Мы полагаем, чтр такое воспроизведение конституционного положения УПК РФ недостаточно. Условием реализации принципа состязательности выступает процессуальное равноправие сторон, отстаивающих перед судом свои интересы, т. е. признание права за каждой из сторон использовать равные правовые средства и возможности для обоснования своих требований.
Процессуальное равноправие означает, что правовые средства, которые вправе использовать обвинитель для доказывания обвинения (гражданский истец - для поддержания иска), вправе использовать и защита для опровержения обвинения (гражданский ответчик - для возражения против иска).
Конституция РФ провозглашает равенство сторон перед законом и судом. Статья 244 УПК РФ конкретизирует: подсудимый, его защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители пользуются в судебном разбирательстве равными правами по предъявлению доказательств, исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

Равенство прав сторон устанавливает ч. 4 ст. 15 и ст. 244 УПК РФ. Процессуальное равноправие гораздо шире перечисленных прав и распространяется не только на фактическую, но и на юридическую сторону дела. Как обвинитель, гак и подсудимый с защитником вправе излагать свои соображения и выводы по поводу всех вопросов, возникающих в судебном заседании, в том числе о квалификации преступления и при-
менения наказания (ст. 37, 49, 292 УПК РФ и др.). Любые привилегии для обвинения подрывают устои процессуального равноправия и ослабляют действие принципа состязательности.
Принцип состязательности и равноправия сторон означает такое построение судебной процедуры, которое обеспечивает в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел разделение процессуальных функций стороны обвинения и стороны защиты, пользующихся равными процессуальными правами для отстаивания своих законных интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями по руководству заседанием. Сохраняя объективность и беспристрастность, суд создает необходимые условия для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и разрешает дело по существу.
Итак, проявление рассматриваемого принципа выражается в разделении основных процессуальных функций между различными участниками (субъектами, сторонами) уголовного процесса:

- функция разрешения уголовного дела принадлежит суду;
- функция обвинения - прокурору, потерпевшему, частному обвинителю;
- функция защиты - подсудимому, его защитнику, законному представителю обвиняемого.

Признание состязательного построения процесса в суде присяжных означает, что на этом же принципе строится и всякое другое судебное разбирательство - с участием двух народных заседателей, или трех профессиональных судей, или единоличного судьи.

15. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту - принцип уголовного процесса, так как установление истины по уголовному делу немыслимо при рассмотрении его исключительно с позиции обвинительного тезиса. Содержание данного принципа предполагает обращение к одному из фундаментальных философских законов - единства и борьбы противоположностей, который, как и в любой другой сфере общественных отношений, неизбежно действует и в уголовном судопроизводстве. Единственный научно обоснованный способ достижения истины заключается в рассмотрении всех обстоятельств дела с противоположных процессуальных позиций - обвинения (подозрения) и защиты. Поэтому обеспечению подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту придается в уголовном процессе значение основополагающего начала.
Конституция РФ (ст. 45, 48) и другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что лица, привлекаемые к уголовной ответственности, имеют право на защиту, но и подчеркивают при этом гарантированность этого права. Статья 48 Конституции РФ, например, предусматривает: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью (защит-
ника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".
Столь широкое понимание рассматриваемого принципа имеет три исходных положения.

Во-первых, положение о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в которой говорится, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен широкий круг прав: знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение, и т. д.
Во-вторых, положение о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в некоторых случаях - иметь назначенного) защитника. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступают адвокаты, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих активно бороться за права и законные интересы подзащитного.
В-третьих, положение о возложении на следователей, лиц, ведущих дознание, прокуроров и судей обязанности содействовать защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимцх. Защита последних не считается только их личным делом. Например, должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснения подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав.

Согласно ст. 16 УПК РФ принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту проявляется в том, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 86, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ).

16. Свобода оценки доказательств как принцип уголовного процесса означает, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

17. Язык уголовного судопроизводства как принцип обеспечивает возможность полноценного участия в суде населения, возможность реального осуществления процессуальных прав всеми участниками процесса, воспитательного воздействия судопроизводства. Следует также учитывать и такой фактор большого политического значения, как возможность привлечения широких масс населения в качестве присяжных и народных заседателей. Значение принципа государственного языка судопроизводства заключается и в том, что он является необходимым условием для реального обеспечения другого демократического начала - гласности судопроизводства.
Все это обусловило закрепление принципа государственного языка судопроизводства на конституционном уровне. Часть 2 ст. 26 Конституции РФ провозглашает: "Каждый имеет право на пользование родным языком". Это право распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц без гражданства и иностранцев. Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов России, имеет статус государственного языка на всей территории РФ (п. 1 ст. 68 Конституции РФ, ст. 3 Закона РФ от 25 октября 1991 года № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 года № 126-ФЗ). Однако единого государственного языка (в дореволюционной России русский язык был обязателен в судах) Конституция РФ не предусматривает.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (п. 2 ст. 68 Конституции РФ).
Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и других правоохранительных органов РФ ведется на государственном языке Российской Федерации.
Судопроизводство и делопроизводство в КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, других федеральных арбитражных судах, военных судах, в правоохранительных органах РФ ведется на государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов РФ ведется на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд или правоохранительный орган (ст. 18 Закона РФ "О языках народов РСФСР").
Язык, на котором осуществляется предварительное расследование и судебное разбирательство, имеет первостепенное значение для достижения цели уголовного судопроизводства, которое может осуществляться на русском языке на территориях, не являющихся республиками в составе России. Русский язык может применяться и в отдельных местностях республик в составе России, где он является языком большинства местного
населения. Любой язык может быть языком уголовного судопроизводства, если на нем говорит большинство населения территории, на которой ведется уголовный процесс.
Основой для решения вопроса о языке уголовного судопроизводства служит не факт владения следователем или составом суда тем или иным языком, а национальный состав большинства населения той местности, где осуществляется уголовное судопроизводство. Следователь, лицо, производящее дознание, и суд (судья) обязаны обеспечить участникам процесса, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, полное ознакомление с материалами дела через переводчика. Другой гарантией прав для участников процесса, не владеющих языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, является предусмотренное законом право каждого из них выступать в суде на родном языке. Это положение закона распространяется и на стадию предварительного расследования.
Следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства. Указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет.
Нарушение закона об обеспечении лица, не владеющего языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, услугами переводчика неминуемо ведет к отмене приговора.

18. Принцип презумпции истинности приговора, вступившего в законную силу, можно сформулировать следующим образом: вступивший в законную силу приговор считается истинным до тех пор, пока он не отменен соответствующим судом в порядке, установленном федеральным законом.
Наличие у осужденного права на обжалование приговора свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел несовпадение точек зрения осужденного и органов правосудия при решении вопросов о доказанности обвинения, об установлении виновности, о назначении меры наказания.
Презумпция истинности вступившего в законную силу приговора, как и презумпция невиновности, не зависит от усмотрения отдельных должностных лиц правоохранительных органов. Последние могут соглашаться или не соглашаться с приговором и даже обосновывать в установленном законом порядке необходимость его отмены, однако они обязаны строго исполнять предписания приговора до тех пор, пока он сохраняет силу.
Презумпция истинности вступившего в законную силу приговора не означает его неопровержимость, так как и при исполненном приговоре могут открыться новые или вновь открывшиеся обстоятельства, свидетельствующие о явном нарушении закона, или установлены иные основания для рассмотрения дела в порядке надзора. Правильное применение надзорного производства позволяет соответствующему суду исправить судебную ошибку, восстановить нарушенные права и законные интересы граждан и установить истину по делу.
Истинность вступившего в силу приговора предполагает не только достоверность установленных фактов, но и правильную уголовно-правовую квалификацию содеянного, соразмерность вины и наказания, решения всех других уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов в соответствии с законом.
В Конституции РФ сказано, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (п. 1 ст. 50). Это положение отражает общепризнанный принцип: поп his in idem - нельзя судить дважды за одно и то же. Однако сегодня этот принцип толкуется шире. Общепризнанная норма, содержащаяся в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласит: "Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны". Следовательно, и оправдание исключает возможность повторного судебного разбирательства.

19. Право на обжалование действий и решений суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, как принцип входит в состав принципов уголовного процесса. В соответствии с ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 46, ст. 52 и 56 Конституции РФ, ст. 1 и 3 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14 декабря 1995 года № 197-ФЗ) гражданами могут быть обжалованы в суде любые действия (решения) органов и должностных лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 21 декабря 1993 года № 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправильные действия, нарушающие права и свободы граждан" разъяснил, что не могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном названным законом, действия прокурора, следователя, дознавателя, в отношении которых уголовно-процессуальным законодательством установлен иной порядок судебного обжалования.
Специфика уголовно-процессуальной деятельности определяет особую процедуру обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст. 123 - 127 УПК РФ). Иной процессуальный порядок обжалования не допускается.
Могут быть обжалованы как активные действия органов расследования, прокурора и суда, так и их бездействие, если этим нарушаются или иным образом затрагиваются интересы лица, имеющего право на обжалование. Действия, осуществляемые в процессе предварительной проверки поводов и оснований к возбуждению уголовного дела, также могут быть обжалованы.
Правом на обжалование обладает любое лицо (как физическое, так и юридическое), полагающее, что ущемлены его законные интересы. Это право должно быть разъяснено при первом контакте с субъектом, вовле-
каемым в сферу уголовного судопроизводства (ст. 123 УПК РФ). Жалобы вне зависимости от того, на законные либо незаконные действия следователя, лица, производящего дознание, прокурора или суда они поданы, должны быть рассмотрены быстро и объективно в целях восстановления прав и интересов подавших их лиц.
Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
В случаях, предусмотренных УПК РФ, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору.
Постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования.
Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора.
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора.
Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушива-
ются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлении:

- о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
- об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.
Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.
Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей.
Жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, а также жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в порядке, установленном гл. 43 и 44 УПК РФ.
Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, установленном гл. 48 и 49 УПК РФ.