Приватизация жилого
помещения является одним из наиболее важных оснований возникновения
права собственности на жилое помещение.
Основным нормативным актом, регулирующим приватизацию жилых помещений,
является Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации" от 4 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. от 1 мая 1999 года).
Данный Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации
государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской
Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования
отношений собственности на жилье.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан
на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также
улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Приватизация жилья - это
бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых
ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде,
а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту
бронирования жилых помещений.
Основные принципы приватизации:
• добровольность приватизации;
• однократность бесплатной приватизации.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно,
в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального
жилищного фонда, но только один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения
в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную
приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.
Не подлежат приватизации жилые помещения,
находящиеся:
• в аварийном состоянии; в общежитиях;
• в коммунальных квартирах;
• в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения,
за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных
предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный
фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия,
за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения,
и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд,
вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, коммунальных
квартир и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных
учреждений социальной защиты населения.
Граждане РФ, занимающие жилые помещения
в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая
жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном
управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма
или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних
членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести
эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными
нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Если гражданин выразил волю на осуществление приватизации (то есть подал заявление на приватизацию), однако умер до регистрации права собственности, он все же признается собственником жилья и его наследники получают право на приватизированное им жилое помещение.
Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность
одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние
в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей
(усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и
попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения,
в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14
до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей
(усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей,
если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние,
органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные
родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение
трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи
жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста
14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного
разрешения органов опеки и попечительства или, при необходимости, по инициативе
таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста
14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей
и органов опеки и попечительства.
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется:
• соответствующим органом местного самоуправления;
• организацией, за которой закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного
ведения;
• учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи,
заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином,
получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим
органом исполнительной власти. При этом нотариального удостоверения договора
передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие права пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям
граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения
прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться
в суд.
Приватизация занимаемых гражданами
жилых помещений в домах, требуюших капитального ремонта, осуществляется
в соответствии с законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность
производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания,
эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.
Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются
и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать,
сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки,
не противоречащие законодательству.
Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений,
в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли
они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников,
в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением,
требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это
правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние
не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение
равные с собственником права.
Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные
жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях,
установленных нормами Земельного кодекса РФ.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений
в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся
в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений,
должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление
правопреемникам этих предприятий, учреждений (если они определены), иных
юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном
порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на
приватизацию жилья.
Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются
с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта
жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного
и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников. В
этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения.
За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными
организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных
жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными
объединениями).
Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных
жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным
для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.
Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию
для обслуживания этих помещений, включая государственные жилищно-эксплуатационные
и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные
субъекты хозяйствования.
Обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными
и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими этот дом до начала
приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации
для обслуживания этих квартир.
Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.
Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного
жилищного фонда осуществляют органы местного самоуправления.
|