Субсидии
на оплату жилья и коммунальных услуг -
одна из форм материальной поддержки социально незащищенных слоев населения.
Согласно Постановлению Правительства РФ "О совершенствовании системы
оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"
от 2 августа 1999 года № 887 при реформировании правоотношений в жилищно-коммунальной
сфере и системы управления жилищным фондом необходимо обеспечивать адресную
социальную защиту населения. Изменение платы за жилье и коммунальные услуги
должно быть взаимоувязано с системой мер по социальной защите малоимущих
граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению
издержек жилищно-коммунальных услуг.
Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 2 августа 1999 года № 887.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются
гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов
потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного
дохода семьи и действующих льгот.
При этом в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного человека.
Субсидии предоставляются в установленном
порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами:
• социальной нормы площади жилья;
• предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья;
• максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату
жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной
нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Величина субсидий рассчитывается по двум вариантам.
Первый вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи
на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально
допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг ниже половины установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии
определяется как разница между установленным на данный период времени
размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей
собственных расходов в совокупном доходе семьи (в пределах социальной
нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг).
Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека
ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля
собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг равна половине или выше половины установленного федеральным
законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии определяется
как разница между установленным на данный период времени размером оплаты
жилья и коммунальных услуг и половиной установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
Второй вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи
на одного человека выше установленного прожиточного минимума, величина
субсидии определяется как разница между установленным на данный период
времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой
долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной
нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
При расчете величины субсидий на оплату коммунальных услуг (водоснабжение,
водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение,
вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.) недопустимо
исключение отдельных видов фактически предоставляемых услуг. При этом
величина ежемесячных субсидий на оплату указанных услуг, определяемая
в установленном порядке организацией, уполномоченной собственником домовладения
осуществлять сбор и обработку жилищно-коммунальных платежей и предоставление
этих субсидий, должна указываться в соответствующем платежном документе
(счете-квитанции).
Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на субсидию.
Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного
самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов
в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта РФ
порядком предоставления субсидий гражданам.
Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам является
непременным условием законности решений органов местного самоуправления
об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Неурегулированность
финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные
услуги, и собственниками домовладений не может служить основанием для
отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий.
Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения
их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией).
Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. |