Субсидии на оплату жилья коммунальных услуг
 

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг - одна из форм материальной поддержки социально незащищенных слоев населения.

Согласно Постановлению Правительства РФ "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 2 августа 1999 года № 887 при реформировании правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и системы управления жилищным фондом необходимо обеспечивать адресную социальную защиту населения. Изменение платы за жилье и коммунальные услуги должно быть взаимоувязано с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероп­риятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг.

Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 года № 887.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

При этом в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные рас­ходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного человека.

Субсидии предоставляются в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами:

• социальной нормы площади жилья;

• предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья;

• максимально допустимой доли собственных расходов граждан на опла­ту жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Величина субсидий рассчитывается по двум вариантам.

Первый вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а мак­симально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг ниже поло­вины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг).

Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг равна половине или выше половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени разме­ром оплаты жилья и коммунальных услуг и половиной установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Второй вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека выше установленного прожиточного минимума, величи­на субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и макси­мально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

При расчете величины субсидий на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение отдельных видов фактически предоставляемых услуг. При этом величина ежемесячных субсидий на оплату указанных услуг, определяемая в установ­ленном порядке организацией, уполномоченной собственником домовладения осуществлять сбор и обработку жилищно-коммунальных платежей и предоставление этих субсидий, должна указываться в соответствующем платежном документе (счете-квитанции).

Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (вклю­чая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.

Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на субсидию.

Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходи­мых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта РФ порядком предоставления субсидий гражданам.

Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам явля­ется непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и собственниками домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий.

Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.

Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией).

Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.