Государственное
управление в жилищной сфере -это деятельность уполномоченных на
то органов государственной и муниципальной власти по обеспечению удовлетворения
жилищно-коммунальных нужд населения, а также надлежащего использования
объектов жилого фонда. В целях координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы образована
Межведомственная комиссияпо вопросам реализации федеральной целевой программы
"Жилище". Основными задачами Комиссии являются:
• координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее
- Программа) и включенных в нее подпрограмм;
• рассмотрение проектов федеральных законов, иных нормативных правовых
актов и методических документов, подготавливаемых в рамках реализации
Программы и направленных на создание и совершенствование организационных
и экономических механизмов осуществления преобразований в жилищной сфере,
а также на обеспечение адресности ти социальной защиты населения, касающейся
оплаты жилищно-коммунальных услуг, на основе перехода к новой экономической
модели реформирования жилищно-коммунального комплекса;
• содействие внедрению организационных и экономических механизмов, разработанных
в ходе реализации Программы и подпрограмм, в практическую деятельность
органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• контроль за ходом выполнения Программы и за рациональным использованием
средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, содействие
привлечению внебюджетных источников финансирования программных мероприятий.
Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации. Организационно-техническое
обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Государственный комитет
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) жилищное законодательство
находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Центральным органом управления
жилищно-коммунальным хозяйством в Российской Федерации является Государственный
комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу (см. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года
№ 867).
В задачи Комитета, в частности, входят:
• осуществление межотраслевой координации и функционального регулирования
деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства,
жилищной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, производства строительных
материалов, конструкций и деталей;
• контроль за реализацией конституционных прав граждан на жилище на доступных
условиях, защищенность и неприкосновенность жилища, свободу в выборе места
жительства, реализация совместно с органами исполнительной власти субъектов
жилищного законодательства РФ, а также установление порядка ведения технического
учета жилищного фонда, организация ведения соответствующей учетно-технической,
оценочной и правоустанавливающей документации и обеспечение ее хранения
в архивах бюро технической инвентаризации и объединенном архиве Госстроя
России;
• координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства путем постепенного перевода его на самоокупаемость, обеспечению
его надежной и устойчивой работы и осуществлению мер по демонополизации
и созданию конкурентной среды;
• участие совместно с Министерством юстиции РФ, Министерством государственного
имущества РФ и Государственным комитетом РФ по земельной политике в создании
системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечение
нормативно-правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих
техническую инвентаризацию в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
• участие совместно с Государственным комитетом РФ по земельной политике
в создании государственного земельного кадастра и государственного градостроительного
кадастра, развитии рынка земельных участков для осуществления градостроительной
деятельности;
• участие в разработке и реализации мер государственной поддержки с целью
привлечения инвестиций и кредитных ресурсов, включая кредиты международных
финансовых организаций, в строительство, промышленность строительных материалов,
конструкций и деталей, жилищную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство,
а также в учет недвижимости;
• участие в организации разработки и реализации федеральных целевых программ
по обеспечению жильем определенных законодательством РФ категорий граждан,
включая -реализацию Президентской программы "Государственные жилищные
сертификаты".
На нижестоящем уровне (субъекты Российской Федерации, города и т. д.)
функционируют соответствующие жилищные органы управления, которые осуществляют
непосредственное управление жилищным фондом:
• ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
• регистрируют сделки с жилыми помещениями;
• осуществляют выдачу ордеров;
• проводят приватизацию жилых помещений;
• организуют строительство и ремонт муниципальных домов;
• обеспечивают контроль в сфере коммунального хозяйства и т. д.
Так, в г. Москве одним из центральных органов управления в сфере жилищного
хозяйства является Департамент муниципального жилья.
Низовыми органами управления жилищным хозяйством являются жилищ-но-эксплуатационные
организации (ЖЭО).
ЖЭО могут существовать в разных формах и статусе: как жилищно-эксплуатационные
конторы (ЖЭК), ремонтно-эксплуатационные участки (РЭУ), дирекции единого
заказчика (ДЕЗ) и т. д.
В задачи ЖЭО входят:
• обеспечение сохранности жилищного фонда и надлежащее его использование;
• контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями;
• сбор и оформление документов для приватизации жилых помещений;
• выполнение функций заказчика на выполнение всех необходимых работ по
содержанию и ремонту жилищного фонда;
выступление в качестве наймодателя при заключении договоров социального
найма и т. д.
Жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно-эксплуатационной
организацией.
Если для эксплуатации домов ведомственного фонда не может быть создана
жилищно-эксплуатационная организация, эксплуатация домов осуществляется
непосредственно соответствующим предприятием, учреждением или организацией.
В настоящее время действует "Устав (примерный) государственного унитарного эксплуатационного предприятия", который был утвержден распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 22 ноября 1995 года № 1707-р.
Управление в сфере жилищного хозяйстваосуществляется в разных формах:
• государственная регистрация жилых помещений;
• государственный учет жилищного фонда;
• распределение жилых помещений;
• контроль за использованием жилого фонда и др. |