В любой области человеческой деятельности объективно складывается некоторая совокупность фактических обстоятельств, между которыми существует причинная, временная, пространственная или иная связь и которые в силу этой связи образуют целостную систему элементов, называемую ситуацией.
Для фундаментального исследования понятия и сущности ситуации ее необходимо рассмотреть в общеметодологическом плане, выявить все то общее, что присуще разнообразным ситуациям в самых различных сферах, определить основную их сущность, выявить характерные особенности различных видов ситуаций.
Семантически (с точки зрения смыслового содержания) термин "ситуация" означает совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение.
В прикладном аспекте ситуация - это обстановка, оцениваемая субъектом для принятия решения по ее оптимальной трансформации.
С познавательных позиций ситуация - это состояние составляющих ее компонентов в конкретно определенный момент (срез) времени.
Среди основных, наиболее значимых свойств ситуаций можно назвать следующие.
1. Важное свойство всех ситуаций - конкретность, то есть их существование в конкретно-определенных пространственно-временных рамках. Ситуации могут быть как ограничены небольшим пространством и длиться доли секунды (например, дорожно-транспортное происшествие), так и охватываться огромной территорией, сохраняясь в течение длительного периода времени (к примеру, военные события в Югославии).
2. Для подавляющего большинства ситуаций характерна их повторяемость. Сама ситуация во всех своих чертах сугубо индивидуальна. Поэтому полное повторение ситуации во всех ее чертах и особенностях, конечно же, явление практически невозможное. Даже при абсолютно полном повторе состояния всех компонентов ситуации обязательно изменится ее временной фактор. Однако речь идет о повторении основных, общих черт ситуации, о возникновении однотипной ситуации на качественно изменившейся новой основе и в иной обстановке.
Это качество ситуации весьма значимо с учетом того, что прошлые, по опыту уже знакомые субъекту ситуации, фиксируются в его сознании и существенно влияют на восприятие им новой однотипной ситуации. На такой основе субъект как бы входит в новую ситуацию, одновременно превращая ее в ситуацию известную и легко разрешаемую. В подобных случаях субъект принимает уже не однажды избранные им решения как бы автоматически, в силу привычки, и в структуре принятия решения сознательный элемент, ассоциируемый с идеей выбора, здесь исчезает.
3. Среди всех элементов ситуации весьма важную роль играют место и время. Временные и пространственные параметры в структуре ситуации занимают особое место, поскольку ни один из элементов ситуации немыслим вне определенных пространственно-временных координат. Установление временных отношений позволяет объединить разнородные компоненты в систему (ситуацию).
Ситуация проистекает в ограниченных рамках времени, которое в свою очередь можно подразделять на фазы, этапы, эпизоды, в том числе и на основе общепринятой шкалы времени.
4. Особая роль принадлежит, безусловно, субъекту как наиболее активному компоненту, способному своими действиями изменить, трансформировать наличную ситуацию в качественно новую.
Попадание личности в ту или иную ситуацию может зависеть от самых разнообразных причин, в том числе, например, и от ее наклонностей, взглядов и интересов. Именно поэтому лица с асоциальной направленностью могут инициировать криминальные ситуации или же нередко сами стремятся в попасть в те криминогенные ситуации, в которых они могут рассчитывать на удовлетворение своих потребностей. Кроме того, и сами ситуации постоянно оказывают влияние на личность, предлагая ей для выбора те или иные варианты поведения. Ситуация, преломляясь через психику субъекта, провоцирует совершение им того или иного поступка в зависимости от социальных установок личности (морально-нравственных ценностей и личностных ориентаций), а также ряда биологических и психологических факторов. К примеру, совершение преступления в состоянии аффекта, алкогольного или наркотического опьянения, участие в реализации преступных намерений несовершеннолетнего - лица, не способного полностью отдавать отчет в совершаемых им действиях.
Причем чем сложнее ситуация, тем сложнее механизм такого взаимодействия. В конечном итоге и совершение преступления - это результат взаимодействия внешних факторов и внутренних качеств человека.
Весьма внушительное число ситуаций складывается под влиянием различных социальных факторов, возникает в результате тех или иных отношений субъектов. Хотя возможны и иные пути образования ситуаций, например, в результате действий сил природы, вызывающих стихийное бедствие и т.д.
Выявляя сущность ситуации, следует четко разделять:
а) объективное содержание ситуации;
б) субъективное значение, придаваемое ей субъектом ситуации в зависимости от его взглядов, опыта, наклонностей, характера.
Довольно часто объективное содержание ситуации может отличаться от того, как воспринимает ее познающий субъект. Однако в любом случае не следует упускать из виду того, что в конечном итоге субъект поступает исходя не из того, какая ситуация есть в реальности, а исходя из того, как он ее воспринял и оценил.
Именно в связи с особенностью восприятия ситуации субъектом выделяют и так называемые проблемные ситуации, содержащие противоречие, которые не имеют однозначного решения, представляют собой соотношение обстоятельств и условий, где разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду.
Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности субъекта приводит к появлению его потребности в новых знаниях о том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективизация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного субъектом самому себе, и является начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом ситуации. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условий действия.
Социально-психологический аспект проблемной ситуации связан с отношением к ней познающего субъекта, в котором выражены его интересы, уровень понимания ситуации, эмоциональное ее восприятие.
Проблемная ситуация может возникнуть естественным способом - в результате появления противоречия между характером возникающей проблемы и степенью готовности субъекта к ее решению. Проблемная ситуация может быть создана и искусственно, к примеру в дидактических целях для обучения студентов криминалистике.