ВВЕДЕНИЕ

     Ситуационный подход - чрезвычайно многогранное и многоплановое направление, получившее в настоящее время довольно широкое распространение в самых различных научных сферах и областях деятельности: социологии, психологии, педагогике, юриспруденции, в различных типах исследования (качественном и количественном, аналитическом и синтетическом, индуктивном и дедуктивном), на различных уровнях познания (философском, специально-научном, эмпирическом). Суть ситуационного подхода состоит в том, что познаваемое событие, обстановка должны быть проанализированы с точки зрения ситуаций, их составляющих.    

    В полученной мысленной модели ситуации отсекается все несущественное и таким образом любая новая незнакомая ситуация может быть сведена к тому или иному известному типу.

    В свою очередь, учеными разрабатываются классификаторы типовых ситуаций и определяются соответствующие алгоритмы по их оптимальному разрешению. Основное значение ситуационного подхода в науке состоит в попытке теоретически сформулировать, эмпирически проверить и затем практически рекомендовать различные решения применительно к каждой из типовых ситуаций.

    Диагностика ситуации позволяет определить альтернативные алгоритмы по ее разрешению. А учет реальных субъективных и объективных факторов, влияющих на ситуацию, дает возможность выбрать наиболее оптимальный путь по ее разрешению.

    В уголовно-процессуальной сфере ситуационный подход позволяет оптимально построить модель произошедшего преступного события. В некоторых случаях именно предкриминальная ситуация, то есть события, непосредственно предшествующие преступлению, помогают следователю нащупать ту ниточку, за которой потянутся и все остальные детали произошедшего.

    Еще более значимо для субъектов расследования правильно диагностировать ситуации, возникающие в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Исходные следственные ситуации как раз и определяют задачи расследования и соответственно последовательность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых на первоначальном этапе расследования.

    Например, при расследовании наезда транспортного средства на пешехода могут возникнуть две абсолютно различные ситуации:

1) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия, не выявлены очевидцы преступления;

2) водитель и автомобиль остались на месте, имеются свидетели наезда. В первой ситуации основная задача поиск виновного, в то время как во второй - процессуальное закрепление доказательств.

    В самом начале своей практической деятельности следователь довольно часто встречается с новыми, незнакомыми ему следственными и криминальными ситуациями. В силу нетипичности и нестандартности таких ситуаций молодой специалист по причине невыработанности у него ситуационного мышления далеко не всегда оказывается способен самостоятельно разрешить возникающие перед ним нестереотипные задачи.

    Особенности, цели, задачи и методические основы ситуационного подхода в криминалистике и будут подробно рассмотрены в этой работе.