Тема 20

ПОДГОТОВКА, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ. СИСТЕМА ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ

 

Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств. Судебную экспертизу от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности, отличают следующие признаки:

o подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение ее с соблюдением специального правового регламента, определяющего права и обязанности эксперта, субъекта, назначившего экспертизу, участников процесса;

o проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла;

o дача заключения, являющегося доказательством в суде.

Основания и порядок назначения экспертиз регулируется УПК, ТПК, АПК.

Классификация судебных экспертиз может проводиться по различным основаниям:

o в зависимости от отрасли знания - криминалистические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, судебно-бухгалтерские, судебно-технические и др.;

o по признаку последовательности проведения - на первичные, повторные и дополнительные;

o по составу (характеру) используемых знаний;

o однородные и комплексные;

o по количеству экспертов - единичные и комиссионные;

o по месту проведения - в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения.

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами, нужно выделить направленные на идентификацию объектов.

Другая группа задач - диагностические, состоит в выявлении механизма события, времени, способа и последовательности действий, событий, явлений.

Третья группа задач связана с экспертной профилактикой - деятельностью по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений (правонарушений) и разработке мер по их устранению.

Объектами экспертизы являются в основном вещественные доказательства. Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатывается методика экспертного исследования.

Экспертиза не единственная форма применения специальных познаний в судопроизводстве. Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность привлечения специалиста к производству следственных и судебных действий (ст. 133 и 253 УПК).

Процессуальное положение эксперта и специалиста во многом сходно. Они должны обладать специальными знаниями и применять их в своей процессуальной деятельности, не быть заинтересованы в исходе дела. Однако между экспертом и специалистом есть существенные различия. Эксперт, анализируя представленные в его распоряжение объекты, дает заключение, являющееся источником доказательств (ст. 80 УПК). Специалист использует свое специальные знания и навыки для содействия следователю или суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств. Специалист в ряде случаев (например, при проверке до возбуждения уголовного дела) также проводит исследования, но эти исследования называются предварительными, и полученные при этом результаты не имеют доказательственного значения. Если же следователя или суд интересуют факты и обстоятельства, для установления которых на основе специальных знаний необходимо провести исследования, следует назначить экспертизу.

Следователь или судья, обладая специальными познаниями и соответствующими научно-техническими средствами, могут обойтись без помощи специалиста (кроме случаев обязательного участия специалиста в следственном действии - ст. 159, 180, 181, 397 УПК). Экспертизу следователь или судья назначает вне зависимости от того, обладает ли он специальными знаниями, поскольку фактические данные, полученные путем экспертного исследования, не могут быть отражены ни в каком процессуальном документе, кроме заключения эксперта. Следователь (суд) вправе собирать вещественные доказательства, но не быть их источником. Обязанности следователя (суда) и эксперта несовместимы.

При осуществлении производства по уголовным делам назначение экспертизы производится как в стадии предварительно расследования, так и судебного разбирательства.

В стадии предварительного расследования экспертиза назначается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором (ст. 78 УПК) сразу же, как только возникает необходимость. Экспертиза назначается по усмотрению следователя, за исключением специально оговоренных случаев (ст. 79 УПК):

o для установления причины смерти и характера телесных повреждений;

o для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими;

o для определения психического или физического состояния потерпевшего или свидетеля; установления возраста обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, когда возникают сомнения в их способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

o для установления возраста обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, если это имеет значение для дела, а соответствующие документы отсутствуют.

Признав необходимым производство экспертизы по делу, субъект, назначивший экспертизу, вноси мотивированное постановление, которое является процессуальным основанием для ее проведения. Порядок назначения экспертиз на стадии предварительного расследования регламентирован ст. 184 УПК. Закон предоставляет право назначения экспертизы только указанным субъектам. Обвиняемый, подозреваемый, защитник, потерпевший или его представитель имеют право заявлять ходатайства о назначении экспертизы, которые либо принимаются, либо отклоняются.

Судебные экспертизы по уголовным делам назначаются обычно в экспертные учреждения. Закон не устанавливает структуры постановления о назначении экспертизы. На практике принята структура постановления, состоящая из трех частей: вводной, описательной, резомотивной.

Назначение экспертизы в суде по уголовным делам регламентируется ст.-ст. 228, 261, 288 УПК. Необходимость назначения судебной экспертизы в ходе производства по делу в суде существенным образом зависит от процессуальной ситуации, в условиях которой решается этот вопрос.

Процесс экспертного исследования независимо от рода и вида судебной экспертизы состоит из нескольких стадий:

Подготовительная стадия. Эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы, другими исходными материалами, уясняет задачи экспертизы, другими исходными материалами, уясняет задачи экспертизы, производит предварительный экспертный осмотр объектов и устанавливает их пригодность и достаточность для решения поставленных вопросов, намечает план исследования;

Детальное исследование. Изучаются объекты экспертизы, анализируются их общие и частные признаки и свойства. Проводится сравнительное исследование;

Оценка результатов исследования. Подводятся итоги и формулируются выводы. Процесс производства судебной экспертизы заканчивается оформлением исследования в виде заключения эксперта (ст. 191 УПК), которое обычно состоит из нескольких частей (вводной, исследовательской и выводов).

Система государственных судебно-экспертных учреждений в России.

В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений МВД, МЮ, Минздрава, соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ.

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции производят судебные экспертизы по уголовным и, значительно реже, гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ).

Судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ). Некоторые из этих лабораторий имеют отделы (филиалы) или экспертные группы в других городах зоны. Зона деятельности этих экспертных учреждений определяется Министерством юстиции России.

Центральная лаборатория имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах своей зоны выполняют все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной - только те, которые не производятся в зональной (не центральной) НИЛСЭ.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел производят экспертизы в рамках уголовного судопроизводства, а также предварительные исследования. Эти экспертные учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам.

Центральное руководство экспертными подразделениями осуществляет экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками ЭКЦ, очень широк - это экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов, в том числе традиционно криминалистические, пищевые, почвоведческие и т. д.

Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют экспертно-криминалистические управления (ЭКУ), экспертно-криминалистические отделы, экспертно-криминалистические отделения. В ЭКУ (ЭКО) автономных республик, краев, областей и крупных городов осуществляются практически все те же роды и виды экспертиз и предварительных исследований, что в ЭКЦ МВД РФ, за небольшим исключением. В ЭКО городских и районных отделов внутренних дел производятся, в первую очередь, основные традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерковедческие, фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов, а также часто пищевые и экспертизы некоторых веществ и материалов.

Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений. Судебно-медицинские экспертные учреждения - бюро судебно-медицинской экспертизы для исследования различных объектов имеет отделы: судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения признаков насильственной смерти, определения ее причины, давности наступления; производство судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. Они обязаны инструктировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать качество заключений экспертов и в необходимых случаях оповещать следственные и судебные органы о выявленных недостатках. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения. Головным учреждением является НИИСМ.

В системе органов здравоохранения РФ осуществляются также судебно-психиатрические экспертизы. Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиаторов в масштабе России возложено на Государственный научный центр общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (Москва) и Главного психиатра Медицинского управления (органа здравоохранения) региона.

В ряде регионов России появились негосударственные экспертные учреждения. В Москве - Институт независимых исследований и Бюро независимых экспертиз "Версия".

Основная масса экспертиз, которые проводятся в негосударственных экспертных учреждениях выполняются ими для гражданского и арбитражного судопроизводства.