ГЛАВА 4
СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
В предыдущих главах нашей брошюры мы уже говорили о бухгалтерском счете, дебете, кредите и двойной записи и обещали объяснить «это» потом. На наш взгляд - это самые «страшные» понятия в бухгалтерском учете для человека, начинающего изучать предмет. При внимательном чтении определений и примеров Вы поймете, что все не так трудно и даже интересно. Мы не сомневаемся, что у Вас все получится, и как только для Вас наступит желанная ясность, Вы сможете убедиться на практике.
Каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Одна запись фиксирует отдачу денег, вторая - их получение, потому что, если на одном счете средства уменьшились, на другом они должны появиться. Такая форма регистрации хозяйственной операции называется системой двойной записи (правило бухгалтерского учета).
СИСТЕМА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ. Это отражение хозяйственной операции в учете производится посредством бухгалтерской проводки, каждая проводка отражается как минимум на двух счетах. Указание номеров счетов по дебету и кредиту называется бухгалтерской проводкой. Запись корреспондирующих счетов носит название контировка. Итоги по дебету и кредиту счетов называют оборотами. А разницу между дебетовыми и кредитовыми оборотами - сальдо.
На практике изучение бухгалтерского счета обычно начинают с так называемой Т-модели. В своей простейшей форме бухгалтерский счет напоминает букву Т и поэтому носит название Т-счета.
Эта простейшая модель включает три элемента:
1. название (указывается название счета);
2. левая часть - дебет (сокращенно Дт);
3. правая часть - кредит (сокращенно Кт).
Т-счет выглядит следующим образом:
Денежные средства
Дебет Начальный остаток |
Кредит |
На рисунке показано, как должен выглядеть Т-счет на начало отчетного периода. Наименование счета пишется над буквой Т. Начальный остаток говорит о том, что на начало периода наши денежные средства составляли 500 сомов.
Теперь запишем это немного по-другому.
Денежные средства
Дебет Начальный остаток.500 1) 300 Всего оборотов: 800 Конечный остаток - 350 |
Кредит
2) 450 Всего оборотов: 450 |
Мы увидели, что дополнительные записи, с одной стороны, увеличили счет «Денежные средства» на 300, а с другой - уменьшили на 450.
ЗАПОМНИТЕ: На языке бухгалтерского учета левая сторона бухгалтерского счета называется дебет, а правая сторона счета - кредит. Изменения, которые происходят в течение периода, могут привести либо к увеличению, либо к уменьшению.
Сумма, на которую увеличились денежные средства, прибавляется к начальному остатку и записывается с левой стороны Т-счета, значит увеличение денежных средств записывается с левой стороны Т-счета. Уменьшение денежных средств отражается с правой стороны Т-счета. Теперь нашу «модельку» можно представить немного в другом виде.
Денежные средства
Дебет Начальный остаток.500 3) 300 Всего оборотов: 800 Конечный остаток - 350 |
Кредит
4) 450 Всего оборотов: 450 |
В конце отчетного периода все увеличения по дебету добавляются к начальному остатку, а из результата вычитается сумма всех уменьшений.
Итог представляется в виде нового остатка. В нашем примере остаток получился следующим образом: 500 + 300 - 450 = 350.
Увеличение денежных средств на языке бухгалтерского учета будет называться «дебетовать» счет, записывая же уменьшение денежных средств, Вы будете «кредитовать» счет. Термин «дебет» сокращают как Дт, а термин «кредит» как Кт.
Денежные средства
Дт Начальный остаток.500
|
Кт
|
Дадим определение счета.
СЧЕТ - системная ячейка хранения учетной информации об определенных ресурсах (активах), обязательствах и капитале предприятия и их изменений.
Назначение счета - не только показывать изменения, вызываемые каждой группой хозяйственных операций. Но и давать возможность выводить на любой момент остаток этих средств, или сальдо. Сальдо может быть дебетовым или кредитовым. Если общий итог дебета превышает итог кредита, то сальдо будет дебетовое.
В нашем примере сумма по дебету превышает сумму по кредиту, поэтому конечный остаток, или сальдо, будет дебетовое.
Счета, в зависимости от того, в какой части баланса они расположены, бывают активные, пассивные, счета капитала.
АКТИВЫ
Денежные средства 2000
Товары 500
Основное средство 10000
Всего активов 1250 0
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ
Обязательства 5500
Капитал 7000
Всего обязательства и капитал 12500
АКТИВНЫЕ СЧЕТА предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению. Такие счета располагаются в активе баланса (это касса, расчетный счет, основные средства и т.д.). Они показывают увеличение или уменьшение различных ценностей. Например, счет "Касса" используется для регистрации движения денежных средств. К денежным средствам относятся валюта, чеки и т.д.
ПАССИВНЫЕ СЧЕТА отражают учет источников хозяйственных средств (обязательства и капитал) по целевому назначению (уставный капитал, вексель выданный). На этих счетах отражается увеличение или уменьшение денежных обязательств. У большинства компаний число счетов пассивов меньше, чем счетов активов. Обязательства делятся на краткосрочные и долгосрочные. Например, "Счета к оплате" (на счете учитываются суммы, которые компания должна выплатить кредиторам), "Прочие краткосрочные обязательства" (задолженность по заработной плате, задолженность по налогам и т.д.), "Долгосрочные обязательства" (счет используется для учета векселей со сроком выплаты более одного года, облигации, закладных на недвижимость, долгосрочных кредитов, займов и т.д.)
СЧЕТА КАПИТАЛА, такие счета предназначены для отражения средств собственника, вложенных в компанию, и их изменения. Например, «Вложения капитала», «Изъятия капитала».
ЗАПОМНИТЕ:
1. На активных счетах сальдо может быть только дебетовое или «ноль».
2. На пассивных счетах сальдо может быть только кредитовое или «ноль».
КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ: постоянные счета (активы, обязательства и собственный капитал) и временные счета (доходы, расходы, свод доходов и расходов).
Постоянные счета - счета, сальдо которых не закрываются и переходят от одного отчетного периода к другому. Эти балансовые счета (денежные средства, счета дебиторов, товары, основные средства, счета кредиторов, уставный капитал и т.д.) предназначены для учета средств, принадлежащих предприятию или временно привлеченных с правом пользования и распоряжения.
Основное балансовое уравнение выглядит следующим образом:
Активы = Обязательства + Собственный капитал
Активы |
Обязательства |
Капитал |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
увеличение |
уменьшение |
уменьшение |
увеличение |
уменьшение |
Увеличение |
актива |
актива |
обязательства |
обязательства |
капитала |
Капитала |
С-до кон. |
|
|
С-до кон. |
|
С-до кон. |
Для бухгалтерских счетов раздела «обязательства» и «капитал» применяются другие правила отражения увеличения или уменьшения хозяйственных операций. Поскольку записи по левой и правой сторонам счетов должны содержать равные суммы, а увеличение по счетам активов (см. рисунок) записывается с левой стороны. Увеличение суммы по счетам «обязательств» и «капитала» всегда следует записывать с правой стороны. Аналогично уменьшение средств активов всегда записывается с правой стороны. А уменьшение «обязательств» и «капитала» -с левой стороны.
Временные счета - счета, отражающие изменения в постоянных счетах. По окончании отчетного периода временные счета закрываются на счет «Свод доходов и расходов», сальдо которого также закрывается по средством переноса на постоянный счет капитала «Нераспределенная прибыль». Это счета для отчета о прибылях и убытках. К временным счетам относятся счета доходов и расходов.
СЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
Доходы и расходы изменяют величину капитала компании. Если доходов больше, чем расходов, то получена прибыль, если наоборот, то -убытки. А так как главная цель управления компанией заключается в получении прибыли, то функция бухгалтерской службы сводится к обеспечению руководства компании данными, необходимыми для достижения этой цели. Счета, приведенные в отчете о прибылях и убытках, позволяют руководителю компании установить источник доходов и расходов. Например, «Заработанные комиссионные», «Расходы по заработной плате», «Расходы на рекламу».
Доходы |
Расходы |
||
Дебет: записи уменьшение доходов |
Кредит: записи увеличение доходов |
Дебет: записи увеличение расходов |
Кредит: записи уменьшение расходов |
Например, на начало месяца начальное сальдо счета «Касса» было равно 0. В течение месяца в кассу поступили денежные средства за товары в сумме 10000 сомов и оплата за аренду помещения 1500 сомов, также компания оплатила за коммунальные услуги 5000 сомов и выдала на покупку канцелярских товаров 350 сомов.
КАССА
Сальдо нач. 0 1) 10000 3) 1500 |
2) 5000 4) 350 |
Всего: 11500 Сальдо 6150 |
Всего: 5350 |
В данном примере 11500 (поступления), 5350 (выплаты) - обороты, а 11500-5350 = 6150-сальдо.
Правила двойной записи предполагают, что для отражения любой операции требуется, по крайней мере, два счета.
ПРИМЕР: Получено с расчетного счета в банке в кассу компании для выдачи заработной платы сотрудникам 100 000 сомов.
Данная операция вызывает изменения на счетах «Касса» и «Расчетный счет». Оба счета являются активными счетами, поскольку на них отражаются хозяйственные средства. Денежные средства в кассе увеличились на 100 000 сомов, поэтому сумму нужно записать в дебет счета «Касса». Денежные средства на расчетном счету уменьшились, поэтому сумму нужно записать в кредит счета «Расчетный счет». Запись в учетном регистре (журнале проводок) будет выглядеть следующим образом.
Дт. Касса 100 000
Кт. Расчетный счет 100 000