ГЛАВА 4

СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

В предыдущих главах нашей брошюры мы уже говорили о бухгалтер­ском счете, дебете, кредите и двойной записи и обещали объяснить «это» потом. На наш взгляд - это самые «страшные» понятия в бухгалтерском учете для человека, начинающего изучать предмет. При внимательном чте­нии определений и примеров Вы поймете, что все не так трудно и даже интересно. Мы не сомневаемся, что у Вас все получится, и как только для Вас наступит желанная ясность, Вы сможете убедиться на практике.

Каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Одна запись фиксирует отдачу денег, вто­рая - их получение, потому что, если на одном счете средства уменьши­лись, на другом они должны появиться. Такая форма регистрации хозяй­ственной операции называется системой двойной записи (правило бух­галтерского учета).

СИСТЕМА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ. Это отражение хозяйственной опера­ции в учете производится посредством бухгалтерской проводки, каждая проводка отражается как минимум на двух счетах. Указание номеров сче­тов по дебету и кредиту называется бухгалтерской проводкой. Запись корреспондирующих счетов носит название контировка. Итоги по дебету и кредиту счетов называют оборотами. А разницу между дебетовыми и кредитовыми оборотами - сальдо.

На практике изучение бухгалтерского счета обычно начинают с так называемой Т-модели. В своей простейшей форме бухгалтерский счет напоминает букву Т и поэтому носит название Т-счета.

Эта простейшая модель включает три элемента:

1.       название (указывается название счета);

2.       левая часть - дебет (сокращенно Дт);

3.       правая часть - кредит (сокращенно Кт).

 

Т-счет выглядит следующим образом:

Денежные средства

Дебет

Начальный остаток

Кредит

 

На рисунке показано, как должен выглядеть Т-счет на начало отчет­ного периода. Наименование счета пишется над буквой Т. Начальный ос­таток говорит о том, что на начало периода наши денежные средства со­ставляли 500 сомов.

Теперь запишем это немного по-другому.

Денежные средства

Дебет

Начальный остаток.500

1)      300

Всего оборотов: 800

Конечный остаток - 350

Кредит

 

2)      450

Всего оборотов: 450

 

Мы увидели, что дополнительные записи, с одной стороны, увеличи­ли счет «Денежные средства» на 300, а с другой - уменьшили на 450.

ЗАПОМНИТЕ: На языке бухгалтерского учета левая сторона бухгал­терского счета называется дебет, а правая сторона счета - кредит. Изме­нения, которые происходят в течение периода, могут привести либо к уве­личению, либо к уменьшению.

Сумма, на которую увеличились денежные средства, прибавляется к начальному остатку и записывается с левой стороны Т-счета, значит уве­личение денежных средств записывается с левой стороны Т-счета. Умень­шение денежных средств отражается с правой стороны Т-счета. Теперь нашу «модельку» можно представить немного в другом виде.

Денежные средства

Дебет

Начальный остаток.500

3)      300

Всего оборотов: 800

Конечный остаток - 350

Кредит

 

4)      450

Всего оборотов: 450

В конце отчетного периода все увеличения по дебету добавляются к начальному остатку, а из результата вычитается сумма всех уменьшений.

Итог представляется в виде нового остатка. В нашем примере остаток получился следующим образом: 500 + 300 - 450 = 350.

Увеличение денежных средств на языке бухгалтерского учета будет называться «дебетовать» счет, записывая же уменьшение денежных средств, Вы будете «кредитовать» счет. Термин «дебет» сокращают как Дт, а термин «кредит» как Кт.

Денежные средства

Дт

Начальный остаток.500

 

Кт

 

 

Дадим определение счета.

СЧЕТ - системная ячейка хранения учетной информации об определенных ресурсах (активах), обязательствах и капитале предприятия и их изменений.

Назначение счета - не только показывать изменения, вызываемые каждой группой хозяйственных операций. Но и давать возможность выводить на любой момент остаток этих средств, или сальдо. Сальдо может быть дебетовым или кредитовым. Если общий итог дебета превышает итог кредита, то сальдо будет дебетовое.

В нашем примере сумма по дебету превышает сумму по кредиту, поэтому конечный остаток, или сальдо, будет дебетовое.

Счета, в зависимости от того, в какой части баланса они расположены, бывают активные, пассивные, счета капитала.

АКТИВЫ

Денежные средства  2000

Товары                         500

Основное средство  10000

Всего активов           1250 0

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ

Обязательства          5500

Капитал                     7000

Всего обязательства и капитал 12500

АКТИВНЫЕ СЧЕТА предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению. Такие счета располагаются в активе баланса (это касса, расчетный счет, основные средства и т.д.). Они показывают увеличение или уменьшение различных ценностей. Например, счет "Касса" используется для регистрации движения денежных средств. К денежным средствам относятся валюта, чеки и т.д.

ПАССИВНЫЕ СЧЕТА отражают учет источников хозяйственных средств (обязательства и капитал) по целевому назначению (уставный капитал, вексель выданный). На этих счетах отражается увеличение или уменьшение денежных обязательств. У большинства компаний число счетов пассивов меньше, чем счетов активов. Обязательства делятся на краткосрочные и долгосрочные. Например, "Счета к оплате" (на счете учитываются суммы, которые компания должна выплатить кредиторам), "Прочие краткосрочные обязательства" (задолженность по заработной плате, задолженность по налогам и т.д.), "Долгосрочные обязательства" (счет используется для учета векселей со сроком выплаты более одного года, облигации, закладных на недвижимость, долгосрочных кредитов, займов и т.д.)

СЧЕТА КАПИТАЛА, такие счета предназначены для отражения средств собственника, вложенных в компанию, и их изменения. Например, «Вложения капитала», «Изъятия капитала».

ЗАПОМНИТЕ:

1.      На активных счетах сальдо может быть только дебетовое или «ноль».

2.         На пассивных счетах сальдо может быть только кредитовое или «ноль».

КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ: постоянные счета (активы, обязатель­ства и собственный капитал) и временные счета (доходы, расходы, свод доходов и расходов).

Постоянные счета - счета, сальдо которых не закрываются и пере­ходят от одного отчетного периода к другому. Эти балансовые счета (де­нежные средства, счета дебиторов, товары, основные средства, счета кре­диторов, уставный капитал и т.д.) предназначены для учета средств, при­надлежащих предприятию или временно привлеченных с правом пользо­вания и распоряжения.

Основное балансовое уравнение выглядит следующим образом:

Активы = Обязательства + Собственный капитал

Активы

Обязательства

Капитал

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

увеличение

уменьшение

уменьшение

увеличение

уменьшение

Увеличение

актива

актива

обязательства

обязательства

капитала

Капитала

С-до кон.

 

 

С-до кон.

 

С-до кон.

 

Для бухгалтерских счетов раздела «обязательства» и «капитал» при­меняются другие правила отражения увеличения или уменьшения хозяй­ственных операций. Поскольку записи по левой и правой сторонам счетов должны содержать равные суммы, а увеличение по счетам активов (см. рисунок) записывается с левой стороны. Увеличение суммы по счетам «обязательств» и «капитала» всегда следует записывать с правой сторо­ны. Аналогично уменьшение средств активов всегда записывается с пра­вой стороны. А уменьшение «обязательств» и «капитала» -с левой стороны.

Временные счета - счета, отражающие изменения в постоянных сче­тах. По окончании отчетного периода временные счета закрываются на счет «Свод доходов и расходов», сальдо которого также закрывается по средством переноса на постоянный счет капитала «Нераспределенная при­быль». Это счета для отчета о прибылях и убытках. К временным счетам относятся счета доходов и расходов.

СЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Доходы и расходы изменяют величину капитала компании. Если до­ходов больше, чем расходов, то получена прибыль, если наоборот, то -убытки. А так как главная цель управления компанией заключается в полу­чении прибыли, то функция бухгалтерской службы сводится к обеспече­нию руководства компании данными, необходимыми для достижения этой цели. Счета, приведенные в отчете о прибылях и убытках, позволяют руко­водителю компании установить источник доходов и расходов. Например, «Заработанные комиссионные», «Расходы по заработной плате», «Рас­ходы на рекламу».

 

Доходы

Расходы

Дебет:

записи

уменьшение

доходов

Кредит:

записи

увеличение

доходов

Дебет:

записи

увеличение

расходов

Кредит:

записи

уменьшение

расходов

       

Например, на начало месяца начальное сальдо счета «Касса» было равно 0. В течение месяца в кассу поступили денежные средства за това­ры в сумме 10000 сомов и оплата за аренду помещения 1500 сомов, так­же компания оплатила за коммунальные услуги 5000 сомов и выдала на покупку канцелярских товаров 350 сомов.

КАССА

Сальдо нач. 0

1) 10000

3) 1500

 

2) 5000

4) 350

Всего: 11500

Сальдо 6150

Всего: 5350

В данном примере 11500 (поступления), 5350 (выплаты) - обороты, а 11500-5350 = 6150-сальдо.

Правила двойной записи предполагают, что для отражения любой опе­рации требуется, по крайней мере, два счета.

ПРИМЕР: Получено с расчетного счета в банке в кассу компании для выдачи заработной платы сотрудникам 100 000 сомов.

 

Данная операция вызывает изменения на счетах «Касса» и «Расчет­ный счет». Оба счета являются активными счетами, поскольку на них отражаются хозяйственные средства. Денежные средства в кассе увели­чились на 100 000 сомов, поэтому сумму нужно записать в дебет счета «Касса». Денежные средства на расчетном счету уменьшились, поэтому сумму нужно записать в кредит счета «Расчетный счет». Запись в учет­ном регистре (журнале проводок) будет выглядеть следующим образом.

 

Дт. Касса 100 000

 

Кт. Расчетный счет 100 000