ГЛАВА 6

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС и ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Бухгалтерской работе сопутствует большое количество официальных документов, которые нужно знать и уметь ими пользоваться. Очень часто бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Целью любого языка явля­ется обеспечение информацией. Бухгалтерская информация содержится в документах, называемых финансовыми отчетами. Одним из важнейших документов является бухгалтерский баланс.

В течение полувека, начиная примерно с 1920 года, важность бухгал­терского баланса игнорировалась в сравнении с отчетом о результатах финансово-хозяйственной деятельности (отчет о прибылях и убытках). И только совсем недавно бухгалтерский баланс восстановил свой статус среди тех, кто принимает решение.

Равенство АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + КАПИТАЛ называется балансовым уравнением. Указанное равенство не содержит в себе ника­кой информации о финансовом положении предприятия. Это равенство должно всегда соблюдаться. Если такого равенства нет, значит Вы где-то допустили ошибку.

ПРИМЕР. На 31 декабря 2000 года Компания А имела на своем счету в банке денежные средства в размере 50000 сомов, товаров на сумму 30000 сомов и основных средств на сумму 40000 сомов. Обязательства компании А составили 20000 сомов, а уставный капитал 100000 сомов. Необходимо составить баланс компании А.

Баланс на 31 декабря 2000 года

АКТИВЫ

Денежные средства 50000

Товары 30000

Основные средства 40000

Всего активов: 120000

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ
Обязательства 20000

Капитал 100000

Всего обязательства и капитал: 120000

В течение следующего года Компания А получила кредит в банке в размере 20000 сомов, приобрела автомобиль (основное средство) за 5000 сомов и получила прибыль в результате своей деятельности 10000 сомов. Необходимо составить баланс Компании А с изменениями на 31 декабря 2001 года.

Для наглядности нарисуем Т-счета и покажем, какие произошли изменения.

Выделим основные хозяйственные операции:

1) получен кредит в сумме 20000 сомов;

2) куплено основное средство (автомобиль) за 5000 сомов;

3) продано товаров на сумму 30000 сомов (при этом учет стоимости
реализованного товара составляет 20000 сомов), при этом получена
прибыль за год 10000 сомов.

Покажем эти изменения на счетах по порядку.

 

Денежные средства

Дт

Кт

Нач. сальдо 50000

1)20000(кредит)

2)30000(за товары)

Сальдо конеч. 95000

2)5000(покупка автомобиля)

Товары

Дт

Кт

Нач. сальдо 30000

Сальдо конеч. 10000

3) 20000(продажа товаров)

Основное средство

Дт

Кт

Нач. сальдо 40000

2)500(покупка автомибиля)

Всего:4500

 

Обязательства

Дт

Кт

 

Нач. сальдо 20000

1)20000(кредит)

Всего:40000

Капитал

Дт

Кт

 

Нач. сальдо 100000

Всего:110 000

 

 

 

Полученные итоговые суммы на счетах перенесем в баланс Компании А. Баланс на 31 декабря 2001 года

АКТИВЫ

Денежные средства 95000

Товары 10000

Основное средство 45000

Всего активов: 150000

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ

Обязательства 40000

Капитал 110000

Всего обязательства и капитал: 150000

Наш баланс по сравнению с предыдущим годом увеличился на 30000. Это увеличение сложилось из-за получения прибыли в размере 10000 сомов и кредита в сумме 20000 сомов, и соответствующих изменений в активах баланса.

В балансе предприятия отражаются результаты деятельности предприятия, его взаимоотношения с кредиторами, покупателями, сотрудниками и т.д.

По балансу можно судить о финансовом положении фирмы, о фактическом наличии денежных средств, основных средств, об имеющейся задолженности. Баланс предприятия как бы подводит итог деятельности за определенный календарный период: месяц, квартал, год. Составляя баланс, мы всегда должны ПОМНИТЬ, что обе части баланса должны быть РАВНЫ.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАЛАНСА:

АКТИВЫ - это экономические ресурсы, контролируемые хозяйствующим субъектом в результате прошлых событий, которые, вероятно, в будущем принесут экономическую выгоду.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - это текущая задолженность хозяйствующего субъекта, возникающая из сделок или событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из предприятий ресурсов: передаче или использованию активов, предоставлению услуг или прочему оттоку ресурсов, содержащих экономическую выгоду

КАПИТАЛ-это доля в активах хозяйствующего субъекта, остающаяся после вычета всех его обязательств.

ЗАПОМНИТЕ

1. Активы в балансе располагаются в порядке убывания их ликвидности

(возможность обращения в наличные деньги).

2.Обязательства располагаются в порядке, отражающем близость срока их погашения.

3.Собственный капитал отражается в порядке его постоянства, т.е. первыми показываются его разновидности, в наименьшей мере подверженные изменениям.

Следующий важный отчет с которым мы Вас познакомим - отчет о прибылях и убытках. Это самый "приятный" отчет, так как он показывает: заработало ли предприятие прибыль?

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ. Содержит важную информацию о деятельности компании по созданию прибыли или о средствах, заработанных и истраченных в течение определенного периода. Если Вы помните, в предыдущей главе мы познакомили Вас с такой схемой.

Доходы

Расходы

Дебет:

Записи

Уменьшение

доходов

Кредит:

Записи

Увеличение

доходов

Дебет:

Записи

Увеличение

расходов

Кредит:

Записи

Уменьшение

расходов

 

Это означает, что доходы представляют собой увеличение капитала за отчетный период, а расходы - уменьшение капитала за этот же период. Так же как доходы за данный период не обязательно равны денежным средствам, полученным за этот период, так и расходы за отчетный период не обязательно равны денежным платежам за этот период.

ПРИМЕР: Заработная плата сотрудников компании за месяц составила 50 000 сомов и была выплачена в конце этого месяца.

Первая бухгалтерская проводка, которая будет сделана бухгалтером в начале месяца, выглядит следующим образом:

Дт Расходы по оплате труда 50000

Кт Начисленные обязательства по заработной плате 50000

В конце месяца в момент выдачи заработной платы бухгалтером будет сделана другая проводка:

Дт Начисленные обязательства по заработной плате 50000

Кт Касса 50000

Стандартной формы отчета о прибылях не существует. Мы приведем одну из применяемых форм (упрощенный вариант):

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Компании А

На 31 декабря 2000 года

Выручка (Доходы от реализации) 60000

Себестоимость реализованной продукции 45000

Валовый доход 15000

Расходы по реализации 5000

Расходы по заработной плате 6000

Расходы по коммунальным платежам 500

Чистая прибыль 3500

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

ДОХОДЫ - это увеличение экономических выгод в течение отчетно­го периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не свя­занного с вкладами участников капитала.

РАСХОДЫ - это уменьшение экономических выгод в течение отчет­ного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов, или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связан­ных с его распределением между участниками капитала.

Покажем на простом примере (бухгалтерскими проводками), как от­ражаются доходы и расходы на практике.

ПРИМЕР: Компания купила товар за 100 сомов, в дальнейшем этот товар был продан за 140 сомов. Необходимо отразить эти операции на бухгалтерских проводках

1. Приобретение товара

Дт Товары 100

Кт Касса 100 ,

2. Реализация товара

Дт Касса 140 Кт Выручка 140

3. Признание себестоимости

Дт Себестоимость реализованного товара 100
Кт Товар 100

Теперь необходимо произвести бухгалтерские записи по отражению финансового результата (бухгалтерские записи по закрытию счетов дохо­дов и расходов).

Дт Выручка 140

Кт Свод доходов и расходов 140

Дт Свод доходов и расходов 100

Кт Себестоимость реализованных товаров 100

Дт Свод доходов и расходов 40 Кт Нераспределенная прибыль 40

Финансовая отчетность формируется для удовлетворения потребнос­тей пользователей информации. На основании отчетности принимаются решения о деятельности предприятия.

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ:

ПОНЯТНОСТЬ - доступность для понимания пользователями. Пред­полагается, что пользователи для этого достаточно подготовлены. ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (уместность). Определяется влиянием на экономические решения пользователей в плане оценки прошлых, настоящих и будущих событий. Данная характеристика предполагает:

· ценность прогнозирования (возможность оценки будущих собы­тий, их прогнозирования);

· обратную связь (подтверждающая роль в отношении ранее приня­тых решений;

· своевременность (представление отчетности в оптимальные сроки).

НАДЕЖНОСТЬ (достоверность) определяется:

· проверяемостью (документальное подтверждение);

· нейтральностью (отсутствием у составителей намерения склонить пользователя к определенному решению);

· правдивостью представления (преобладанием сущности над фор­мой);

· полнотой (отчетность включает информацию в полном объеме).

СОПОСТАВИМОСТЬ. Информация отражается последовательно из пе­риода в период и сопоставляется за разные периоды.

В бухгалтерском учете применяется много терминов, имеющих осо­бое значение. Например, что такое активы? Является ли это тем, чем мы владеем? Если да, то можем ли мы предположить, что арендуемый авто­мобиль будет отражаться в балансе? Что приносит нам доход?

КТОЯВЛЯЕТСЯПОЛЬЗОВАТЕЛЕМФИНАНСОВОЙОТЧЕТНОСТИ?

К пользователям финансовой отчетности относятся имеющиеся и по­тенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики, покупатели, правительства и их органы, общественность. Всех пользователей в зави­симости от их интересов можно разделить на внутренних (администра­ция, индивидуальные собственники и совладельцы, совет директоров, управленческий персонал) и внешних. Внешних пользователей можно в свою очередь разделить на две категории.

□ Пользователи с прямым финансовым интересом (инвесторы, кредиторы).

□ Пользователи с непрямым финансовым интересом: налоговые органы, регулирующие органы, статистические органы, другие органы (например, аудиторские фирмы).

ИНВЕСТОРЫ. Инвесторы, вкладывающие рисковый капитал, и их консультанты беспокоятся о риске, присущем инвестициям, и о доходе на них. Им нужна информация, которая помогла бы им определиться: поку­пать, держать или продать ценные инвестиции. Акционеры также заинте­ресованы в информации, позволяющей им оценить способность предпри­ятия выплачивать дивиденды.

РАБОТНИКИ. Работники и представляющие их группы заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность предприятия обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства.

КРЕДИТОРЫ. Кредиторов интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок.

ПОСТАВЩИКИ И ПРОЧИЕ ТОРГОВЫЕ КРЕДИТОРЫ. Поставщики и прочие торговые кредиторы интересуются информацией, которая дает им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними.

ПОКУПАТЕЛИ. Покупателей интересует информация о стабильности предприятия, особенно, когда они имеют с ним долгосрочные отношения или зависят от него.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ОРГАНЫ. Правительство и его органы заинтересованы в распределении ресурсов и таким образом, в деятельности предприятий. Им также требуется информация для определения размера национального дохода и подробных статистических данных для регулирования деятельности компаний и определения налоговой политики.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. Предприятия оказывают разнообразное воздействие на членов общества. Например, предприятия могут вносить значительный вклад в местную экономику самым разным образом. В том числе через количество предоставляемых рабочих мест и использование местных поставщиков.