ГЛАВА 6
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС и ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Бухгалтерской работе сопутствует большое количество официальных документов, которые нужно знать и уметь ими пользоваться. Очень часто бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Целью любого языка является обеспечение информацией. Бухгалтерская информация содержится в документах, называемых финансовыми отчетами. Одним из важнейших документов является бухгалтерский баланс.
В течение полувека, начиная примерно с 1920 года, важность бухгалтерского баланса игнорировалась в сравнении с отчетом о результатах финансово-хозяйственной деятельности (отчет о прибылях и убытках). И только совсем недавно бухгалтерский баланс восстановил свой статус среди тех, кто принимает решение.
Равенство АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + КАПИТАЛ называется балансовым уравнением. Указанное равенство не содержит в себе никакой информации о финансовом положении предприятия. Это равенство должно всегда соблюдаться. Если такого равенства нет, значит Вы где-то допустили ошибку.
ПРИМЕР. На 31 декабря 2000 года Компания А имела на своем счету в банке денежные средства в размере 50000 сомов, товаров на сумму 30000 сомов и основных средств на сумму 40000 сомов. Обязательства компании А составили 20000 сомов, а уставный капитал 100000 сомов. Необходимо составить баланс компании А.
Баланс на 31 декабря 2000 года
АКТИВЫ
Денежные средства 50000
Товары 30000
Основные средства 40000
Всего активов: 120000
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ
Обязательства 20000
Капитал 100000
Всего обязательства и капитал: 120000
В течение следующего года Компания А получила кредит в банке в размере 20000 сомов, приобрела автомобиль (основное средство) за 5000 сомов и получила прибыль в результате своей деятельности 10000 сомов. Необходимо составить баланс Компании А с изменениями на 31 декабря 2001 года.
Для наглядности нарисуем Т-счета и покажем, какие произошли изменения.
Выделим основные хозяйственные операции:
1) получен кредит в сумме 20000 сомов;
2) куплено основное средство (автомобиль) за 5000 сомов;
3) продано товаров на сумму 30000 сомов (при этом учет стоимости
реализованного товара составляет 20000 сомов), при этом получена
прибыль за год 10000 сомов.
Покажем эти изменения на счетах по порядку.
Денежные средства |
||
Дт |
Кт |
|
Нач. сальдо 50000 1)20000(кредит) 2)30000(за товары) Сальдо конеч. 95000 |
2)5000(покупка автомобиля) |
|
Товары |
||
Дт |
Кт |
|
Нач. сальдо 30000 Сальдо конеч. 10000 |
3) 20000(продажа товаров) |
|
Основное средство |
||
Дт |
Кт |
|
Нач. сальдо 40000 2)500(покупка автомибиля) Всего:4500 |
|
|
Обязательства |
||
Дт |
Кт |
|
|
Нач. сальдо 20000 1)20000(кредит) Всего:40000 |
|
Капитал |
||
Дт |
Кт |
|
|
Нач. сальдо 100000 Всего:110 000
|
|
|
|
|
Полученные итоговые суммы на счетах перенесем в баланс Компании А. Баланс на 31 декабря 2001 года
АКТИВЫ
Денежные средства 95000
Товары 10000
Основное средство 45000
Всего активов: 150000
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ
Обязательства 40000
Капитал 110000
Всего обязательства и капитал: 150000
Наш баланс по сравнению с предыдущим годом увеличился на 30000. Это увеличение сложилось из-за получения прибыли в размере 10000 сомов и кредита в сумме 20000 сомов, и соответствующих изменений в активах баланса.
В балансе предприятия отражаются результаты деятельности предприятия, его взаимоотношения с кредиторами, покупателями, сотрудниками и т.д.
По балансу можно судить о финансовом положении фирмы, о фактическом наличии денежных средств, основных средств, об имеющейся задолженности. Баланс предприятия как бы подводит итог деятельности за определенный календарный период: месяц, квартал, год. Составляя баланс, мы всегда должны ПОМНИТЬ, что обе части баланса должны быть РАВНЫ.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАЛАНСА:
АКТИВЫ - это экономические ресурсы, контролируемые хозяйствующим субъектом в результате прошлых событий, которые, вероятно, в будущем принесут экономическую выгоду.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - это текущая задолженность хозяйствующего субъекта, возникающая из сделок или событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из предприятий ресурсов: передаче или использованию активов, предоставлению услуг или прочему оттоку ресурсов, содержащих экономическую выгоду
КАПИТАЛ-это доля в активах хозяйствующего субъекта, остающаяся после вычета всех его обязательств.
ЗАПОМНИТЕ
1. Активы в балансе располагаются в порядке убывания их ликвидности
(возможность обращения в наличные деньги).
2.Обязательства располагаются в порядке, отражающем близость срока их погашения.
3.Собственный капитал отражается в порядке его постоянства, т.е. первыми показываются его разновидности, в наименьшей мере подверженные изменениям.
Следующий важный отчет с которым мы Вас познакомим - отчет о прибылях и убытках. Это самый "приятный" отчет, так как он показывает: заработало ли предприятие прибыль?
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ. Содержит важную информацию о деятельности компании по созданию прибыли или о средствах, заработанных и истраченных в течение определенного периода. Если Вы помните, в предыдущей главе мы познакомили Вас с такой схемой.
Доходы |
Расходы |
||
Дебет: Записи Уменьшение доходов |
Кредит: Записи Увеличение доходов |
Дебет: Записи Увеличение расходов |
Кредит: Записи Уменьшение расходов |
Это означает, что доходы представляют собой увеличение капитала за отчетный период, а расходы - уменьшение капитала за этот же период. Так же как доходы за данный период не обязательно равны денежным средствам, полученным за этот период, так и расходы за отчетный период не обязательно равны денежным платежам за этот период.
ПРИМЕР: Заработная плата сотрудников компании за месяц составила 50 000 сомов и была выплачена в конце этого месяца.
Первая бухгалтерская проводка, которая будет сделана бухгалтером в начале месяца, выглядит следующим образом:
Дт Расходы по оплате труда 50000
Кт Начисленные обязательства по заработной плате 50000
В конце месяца в момент выдачи заработной платы бухгалтером будет сделана другая проводка:
Дт Начисленные обязательства по заработной плате 50000
Кт Касса 50000
Стандартной формы отчета о прибылях не существует. Мы приведем одну из применяемых форм (упрощенный вариант):
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Компании А
На 31 декабря 2000 года
Выручка (Доходы от реализации) 60000
Себестоимость реализованной продукции 45000
Валовый доход 15000
Расходы по реализации 5000
Расходы по заработной плате 6000
Расходы по коммунальным платежам 500
Чистая прибыль 3500
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
ДОХОДЫ - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников капитала.
РАСХОДЫ - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов, или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками капитала.
Покажем на простом примере (бухгалтерскими проводками), как отражаются доходы и расходы на практике.
ПРИМЕР: Компания купила товар за 100 сомов, в дальнейшем этот товар был продан за 140 сомов. Необходимо отразить эти операции на бухгалтерских проводках
1. Приобретение товара
Дт Товары 100
Кт Касса 100 ,
2. Реализация товара
Дт Касса 140 Кт Выручка 140
3. Признание себестоимости
Дт Себестоимость реализованного товара 100
Кт Товар 100
Теперь необходимо произвести бухгалтерские записи по отражению финансового результата (бухгалтерские записи по закрытию счетов доходов и расходов).
Дт Выручка 140
Кт Свод доходов и расходов 140
Дт Свод доходов и расходов 100
Кт Себестоимость реализованных товаров 100
Дт Свод доходов и расходов 40 Кт Нераспределенная прибыль 40
Финансовая отчетность формируется для удовлетворения потребностей пользователей информации. На основании отчетности принимаются решения о деятельности предприятия.
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ:
ПОНЯТНОСТЬ - доступность для понимания пользователями. Предполагается, что пользователи для этого достаточно подготовлены. ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (уместность). Определяется влиянием на экономические решения пользователей в плане оценки прошлых, настоящих и будущих событий. Данная характеристика предполагает:
· ценность прогнозирования (возможность оценки будущих событий, их прогнозирования);
· обратную связь (подтверждающая роль в отношении ранее принятых решений;
· своевременность (представление отчетности в оптимальные сроки).
НАДЕЖНОСТЬ (достоверность) определяется:
· проверяемостью (документальное подтверждение);
· нейтральностью (отсутствием у составителей намерения склонить пользователя к определенному решению);
· правдивостью представления (преобладанием сущности над формой);
· полнотой (отчетность включает информацию в полном объеме).
СОПОСТАВИМОСТЬ. Информация отражается последовательно из периода в период и сопоставляется за разные периоды.
В бухгалтерском учете применяется много терминов, имеющих особое значение. Например, что такое активы? Является ли это тем, чем мы владеем? Если да, то можем ли мы предположить, что арендуемый автомобиль будет отражаться в балансе? Что приносит нам доход?
КТОЯВЛЯЕТСЯПОЛЬЗОВАТЕЛЕМФИНАНСОВОЙОТЧЕТНОСТИ?
К пользователям финансовой отчетности относятся имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики, покупатели, правительства и их органы, общественность. Всех пользователей в зависимости от их интересов можно разделить на внутренних (администрация, индивидуальные собственники и совладельцы, совет директоров, управленческий персонал) и внешних. Внешних пользователей можно в свою очередь разделить на две категории.
□ Пользователи с прямым финансовым интересом (инвесторы, кредиторы).
□ Пользователи с непрямым финансовым интересом: налоговые органы, регулирующие органы, статистические органы, другие органы (например, аудиторские фирмы).
ИНВЕСТОРЫ. Инвесторы, вкладывающие рисковый капитал, и их консультанты беспокоятся о риске, присущем инвестициям, и о доходе на них. Им нужна информация, которая помогла бы им определиться: покупать, держать или продать ценные инвестиции. Акционеры также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность предприятия выплачивать дивиденды.
РАБОТНИКИ. Работники и представляющие их группы заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность предприятия обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства.
КРЕДИТОРЫ. Кредиторов интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок.
ПОСТАВЩИКИ И ПРОЧИЕ ТОРГОВЫЕ КРЕДИТОРЫ. Поставщики и прочие торговые кредиторы интересуются информацией, которая дает им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними.
ПОКУПАТЕЛИ. Покупателей интересует информация о стабильности предприятия, особенно, когда они имеют с ним долгосрочные отношения или зависят от него.
ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ОРГАНЫ. Правительство и его органы заинтересованы в распределении ресурсов и таким образом, в деятельности предприятий. Им также требуется информация для определения размера национального дохода и подробных статистических данных для регулирования деятельности компаний и определения налоговой политики.
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. Предприятия оказывают разнообразное воздействие на членов общества. Например, предприятия могут вносить значительный вклад в местную экономику самым разным образом. В том числе через количество предоставляемых рабочих мест и использование местных поставщиков.