ГЛАВА 7

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕТА

В настоящее время Кыргызстан планомерно переходит на Междуна­родные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Основа для этого была заложена еще в 1997 году, когда Кыргызстан вступил на путь реформы бухгалтерского учета, и были разработаны 18 Кыргызских стандартов бух­галтерского учета (КСБУ). Методологической основой реформы бухгал­терского учета стали Международные стандарты финансовой отчетности, которые разрабатывает Комитет по стандартам финансовой отчетности.

Вы можете задать вопрос: отличается ли международный учет от уче­та, который ранее был принят у нас? На это сложно дать ответ - и да, и нет. Да, потому что многие проблемы учета решались в наших странах неоди­наково; нет, ибо основные положения, лежащие в основе обеих учетных систем, одинаковы. На наш взгляд, одним из важных отличий является отношение к бухгалтеру как к профессионалу. В бывшем Советском Со­юзе чаще всего бухгалтер выступал в роли учетчика. В международной практике практически все профессиональные вопросы решают сами бух­галтеры. Для этого они, а не правительство, создали Институт присяжных бухгалтеров для того, чтобы разрабатывать и распространять определен­ные правила ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерская профессия «там» по популярности несоизмерима с тем, с чем сталкиваемся мы. Но при этом надо сознавать, что не все в западном учете самое лучшее, так же как не все в нашем учете - плохо.

В качестве дополнительной информации мы предлагаем Вам познако­миться с видами Международных моделей учета в виде их классификации.

Международные стандарты финансовой отчетности относятся к бри­тано-американо-голландской модели учета. Любые классификации прак­тики учёта всегда относительны, т.к. трудно найти и две страны, где бы существовали одинаковые законы. Каждый пользователь создаёт инфор­мационные системы, приспособленные для своих собственных нужд. Однако есть возможность сгруппировать государства по типу законода­тельства:

1  - страны, имеющие разветвлённую базу законов;

2  - страны, имеющие законодательства общеправовой направленности.
В первом случае государственные законы представляют собой серию

жёстких предписаний по типу: «ВЫ ДОЛЖНЫ». Физические и юриди­ческие лица обязаны следовать букве закона, прописанного по каждому, самому мелкому событию. Учётные стандарты при этом тоже возводятся в ранг законов. Все процедуры учёта детализируются, а главной задачей учёта становится начисление налогов и возможность контроля за полной и своевременной их уплатой. Вторая группа стран имеет законы в виде серии ограничений: "ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ". Указываются рамки, в пределах которых физические и юридические лица имеют свободу действий. В этом случае учётные правила не регулируются государством, а вырабатываются различными структурами, объединяющими профессиональных бухгалтеров. Учёт становится творческим, включает конструирование систем, составление смет, анализ расходов, аудиторские проверки, расчёт планирования прибыли и налогов.

Среди главных мотивов, влияющих на содержание национальных стандартов в области учёта и отчётности, стоит привести:

В большинстве стран с жёстким правовым регулированием значительная часть финансовых потребностей компаний удовлетворяется за счёт правительства или банков, тогда, как в странах с общеправовой ориентацией в бизнесе используется акционерная собственность и рынок ценных бумаг.

При классификации моделей счетоводства обычно используется идея влияния "окружающей среды" на разработку стандартов.

Приводятся три основные модели. Группируются страны с похожими условиями развития производства, управления, уровня профессиональной культуры пользователей информации. Значение имеют традиции, вкусы, привычки, а также то, насколько там похожи политические и социальные условия.

Эти модели принято называть:

1)         Британо-американо-голландская модель;

2)         Континентальная модель;

3)         Южноамериканская модель.

1. БРИТАНО-АМЕРИКАНО-ГОЛЛАНДСКАЯ МОДЕЛЬ

Учёт хозяйственной деятельности по этой модели ориентируется на информационные запросы инвесторов и кредиторов. Владельцы акционерного капитала часто отделены от оперативного управления корпорациями.

Три ведущие страны, использующие эту модель (Великобритания, США и Нидерланды), имеют хорошо развитый рынок ценных бумаг. В этих странах, к тому же, размещаются штаб-квартиры многих мультинациональных корпораций (МНК) с отделениями в государствах, принимающих ту же модель учёта, что и в головных компаниях (Австралия, Венесуэла, Гонконг, Израиль, Индия, Канада, Кипр, ЮАР, Мексика, Сингапур и др.).

В США политику хозяйственного учёта (GAAP) разрабатывает профессиональная организация независимых бухгалтеров - Совет по разработке учётных стандартов (FASB).

FASB - неправительственная инстанция, и её деятельность направлена на выработку единых процедур учёта и форм отчётности, применяемых в разных компаниях страны.

Крупные корпорации в США, активно работающие с вторичным рынком ценных бумаг, обязаны ежегодно предоставлять свои отчёты в отделение федерального правительства - Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

SEC, как и FASB, но со своей точки зрения, создаёт стандарты и тщательно контролирует их исполнение. В этом случае правительство использует свои властные полномочия для защиты прав инвесторов.

2.КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Учёт по этой модели практикуется в Японии и в странах Европы (Фран Франция, ФРГ, Швейцария, Австрия, Бельгия, Италия, Дания и др.). Бизнес в этих странах тесно связан с банками и правительство требует обязательно публиковать отчёты.

Вся учётная процедура консервативна и регламентируется законодательно.

Франкоязычные африканские страны (Алжир, Ангола, Марокко, Сенегал и др.) также следуют этим правилам.

Вопросы налогообложения, в соответствии с экономической политикой государства, являются здесь приоритетными.

3.ЮЖНОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ

Используется в странах южного континента Америки (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Уругвай и др.).

Ориентируется на потребности правительства и отличается от других моделей ежегодными корректировками на темпы инфляции.

В этих странах разрабатываются специальные методики, учитывающие нестабильность денежной единицы и нарушение принципа первоначальной оценки основных средств (Historical Cost Principle).