Этапы выбора каналов сбыта.
В системе «маркетинг-микс» важное место занимает сбытовая политика. Основные цели распределительной политики – достижение определенной доли товарооборота, завоевание заданной доли рынка, определение глубины распределения и минимизация затрат на распределение Главная цель - организация сбытовой сети для эффективной продажи изготовленной продукции.
Процесс выбора каналов сбыта подразделяется на 4 этапа:
Руководство фирмы, прежде всего, должно выбрать стратегию сбытовой политики – как именно должна быть организована система сбыта: через собственную или дилерскую сеть; через какие типы торговых посредников должен осуществляться товарооборот и т.д.
При определении стратегии различают следующие виды сбыта:
Существующие каналы сбыта предусматривают три основных метода сбыта:
При определении альтернативных каналов составляют список различных существующих каналов сбыта, которые затем сравниваются по ряду факторов и выбирается наиболее подходящий для данного рынка.
Факторы оценки каналов сбыта:
Для определения глубины распределения канала используются следующие факторы:
Выбор торгового посредника осуществляется с помощью таких критериев: финансовый аспект; организация и основные показатели сбыта; продукция, сбыт которой осуществляет посредник; общее количество проданных товаров; охват рынка, запасы и складские помещения; управление; репутация посредника.
Для решения задач связанных со сбытом используют следующие методы:
Каналы распределения товаров разных уровней. Выбор канала
В процессе решения вопроса о каналах сбыта различают:
Наличие многоуровневых каналов предоставляет следующие преимущества: посредники уже имеют свою собственную клиентуру, что автоматически расширяет клиентуру продавца, предприятию нет необходимости формировать собственное складское хозяйство. Недостатками многоуровневых каналов являются: может возникнуть зависимость от посредника, может утратится непосредственный контакт производителя с клиентами. Производители (поставщики) должны выбирать между сбытом с помощью собственных органов распределения либо с помощью внешних органов (посредников).
Существуют следующие собственные средства продаж:
Внешние средства продаж подразделяются на:
Как правило, посредники представляют только одну фирму. Если же посредник представляет несколько фирм, то товары этих фирм не конкурируют между собой, а по возможности дополняют друг друга. Благодаря ассортиментной комбинации изделий обеспечивается улучшение сбыта. Особенно большое значение этот фактор приобретает для фирм впервые выходящих с товаром на рынок. Существуют следующие формы оптовых продавцов, которые различаются по специализации:
Можно выделить следующие формы предприятий оптовой торговли:
Существуют следующие типы розничной торговли:
Выбор вида транспорта
Важное место в системе сбыта принадлежит транспортировке и хранению продукции. Скорость перевозок зависит от географии местоположения производителя и потребителя. Так как увеличивается время между производством и потреблением, то, соответственно, растет и функция хранения. Выбор транспортного средства зависит от тоннажа, времени перевозки, безопасности, цены. Оценка видов транспорта может быть проведена с помощью следующей таблицы. Каждой характеристике, в зависимости от значимости для производителя ставится весовой коэффициент (в сумме = 1). Потом баллы умножаются на коэффициенты и подсчитывается, какой вид транспорта будет выгоднее.