Нужда, желание, спрос. Реестр человеческих потребностей по Муррею
Ключевые понятия маркетинга таковы: нужда (потребность), желание, спрос, ценность, цена, удовлетворение, товары, обмены, отношения, соглашения, рынок, маркетинг. Потребность (нужда) - рождена чувством нехватки чего-либо. Потребности такие, как потребность жилья, безопасности, причастность к группе не создаются ни обществом, ни маркетингом - они присущи человеку. Желание - это предпочтительный способ удовлетворения нужды. Число потребностей ограничено, желания различны и бесконечны. Желания являются объектом принятия под влиянием социальных институтов, таких как семья, школа, место работы. Различие между нуждой (потребностей) и желанием позволяет ответить на обвинения, что маркетинг создает нужды. Спрос - потребность, подкрепленная покупательной способностью. Спрос соответствует желанию купить какой-либо товар. Это желание поддерживается волей. Потребности изучали следующие авторы - Мюррей, Маслоу, Рокич, Шет, Ньюман, Гросс. Мюррей классифицирует потребности индивидуума в соответствии с 4-мя аспектами:
Мюррей полагал, что все люди обладают одними и теми же потребностями, но считал, что проявление их будет различным в силу различий личных факторов и факторов Среды.
Потребности существуют в 3-ех состояниях:
Маркетинг воздействует на внушаемое состояние.
Иерархия потребностей по Маслоу
Ключевые понятия маркетинга таковы: нужда (потребность), желание, спрос, ценность, цена, удовлетворение, товары, обмены, отношения, соглашения, рынок, маркетинг. Потребность (нужда) - рождена чувством нехватки чего-либо. Потребности такие, как потребность жилья, безопасности, причастность к группе не создаются ни обществом, ни маркетингом - они присущи человеку. Желание - это предпочтительный способ удовлетворения нужды. Число потребностей ограничено, желания различны и бесконечны. Желания являются объектом принятия под влиянием социальных институтов, таких как семья, школа, место работы. Различие между нуждой (потребностей) и желанием позволяет ответить на обвинения, что маркетинг создает нужды. Спрос - потребность, подкрепленная покупательной способностью. Спрос соответствует желанию купить какой-либо товар. Это желание поддерживается волей. Потребности изучали следующие авторы - Мюррей, Маслоу, Рокич, Шет, Ньюман, Гросс.
Иерархия потребностей по Маслоу такова:
Товары, разрабатываемые для удовлетворения потребностей, необходимо соответствующим образом планировать в соответствии с иерархией потребностей.
Рыночный выбор как явление множества ценностей (Шет, Ньюман, Гросс)
Потребность (нужда) - рождена чувством нехватки чего-либо. Потребности такие, как потребность жилья, безопасности, причастность к группе не создаются ни обществом, ни маркетингом - они присущи человеку. Исследование человеческих ценностей фокусируется на важных целях, которые стремится достичь человек. Ценности тесно связаны с потребностями человека и представляют собой интеллектуальное воплощение глубинных потребностей. Ценностью называют способность товара удовлетворить совокупность нужд или потребностей.
Согласно Шету, Ньюману и Гроссу можно выделить:
Указанные ценности являются независимыми и могут вносить дифференцированный вклад в рыночный выбор. Ценностный подход предлагает исследователю рынка схему для анализа структуры потребностей индивидуального покупателя и для сегментирования рынков.
Виды спроса и задачи маркетинга
Спрос может иметь следующие виды:
Ценность, цена, удовлетворение
Ценностью называется способность товара удовлетворять совокупности нужд и потребностей.
Удовлетворение можно определить, как состояние клиента после сравнения характеристик товара с уровнем своих ожиданий:
Для предприятий, ориентированных на клиента, удовлетворение потребителей является настоящей целью и инструментом маркетинга. В то же время целью предприятия не является максимизировать удовлетворение, поскольку это стоит очень дорого - главной целью остается рентабельность, поэтому не следует забывать об удовлетворении других категорий (персонала, поставщиков, посредников и акционеров). Эти категории должны быть удовлетворены хотя бы на приемлемом уровне.
Методы оценки удовлетворения:
Товар и требования к нему
В широком смысле товар соответствует по своей сущности способности удовлетворить потребности или желания. Чем теснее товар связывают со здоровьем и безопасностью, тем охотнее его покупают.
Товар - изделие, которое характеризуется, как минимум, 3-мя свойствами:
Требования к товару:
1. Необходимый уровень качества. Качество - совокупность свойств изделия, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Уровень качества характеризуется показателями назначения, надежности, транспортабельности, безопасности и экономичности. Требования к качеству товара для разных социальных групп различны.
2. Одним из основных требований к товару является его упаковка. Требования к ней: функциональность, удобство, оригинальность эстетическое воздействие на покупателя, дешевизна;
3. К товару должен идти набор инструктивных материалов и сопутствующих материалов;
4. В товаре должны быть учтены все нормативные требования;
5. По возможности, товар должен быть многофункциональным, то есть потребитель с приобретением этого товара должен удовлетворить ряд своих потребностей;
6. Цена должна быть сопоставима с полезностью товара;
7. Необходимо обеспечить хорошее послепродажное обслуживание товара.
Обмены, сделки и отношения
Существование потребностей и товаров, способных их удовлетворять, еще недостаточно, чтобы применять маркетинг. Маркетинг появляется тогда, когда решают удовлетворить свои нужды и желания путем обмена.
Обмен является одним из способов добыть товар. Существуют следующие способы добыть товар:
Понятие рынка
Рынок – совокупность клиентов, способных и желающих произвести обмен, который позволит или удовлетворит нужду. Размер рынка зависит от численности людей, которые имеют желание приобрести товар, имеют необходимые ресурсы, чтобы его произвести и способны обменять эти ресурсы на товар.
Силы, действующие на рынке:
Часть рынка = (товарооборот в ден.ед. фирмы) / (весь рынок) * 100%.
Степень проникновения на рынок позволяет определить возможность роста рынка для данного предприятия. Рынок насыщен, если степень проникновения около 100%.