Индустриальный рынок, его отличительные черты
Индустриальный рынок делится на 2 вида: 1) Рынок предприятий; 2) Государственный рынок. Предприятия покупают товары, чтобы иметь возможность осуществлять свою производственную деятельность, а государство – чтобы выполнять своё назначение. Покупки для организаций – процесс принятия решения, в которых организация констатирует свои потребности и выявляет, оценивает и выбирает различные марки и поставщиков.
Индустриальный рынок состоит из индивидов и организаций, которые покупают товары и услуги для производства других товаров и услуг, которые предназначены либо для продаж, либо сдачи в аренду. Деньги, вложенные в индустриальные покупки значительно превышают деньги, потраченные на потребительском рынке.
При сравнении потребительского и индустриального рынка выявляют такие отличительные характеристики индустриального рынка:
Категории покупок
Индустриальный рынок делится на 2 вида: 1) Рынок предприятий; 2) Государственный рынок. Предприятия покупают товары, чтобы иметь возможность осуществлять свою производственную деятельность, а государство – чтобы выполнять своё назначение. Покупки для организаций – процесс принятия решения, в которых организация констатирует свои потребности и выявляет, оценивает и выбирает различные марки и поставщиков. Индустриальный рынок состоит из индивидов и организаций, которые покупают товары и услуги для производства других товаров и услуг, которые предназначены либо для продаж, либо сдачи в аренду. Деньги, вложенные в индустриальные покупки значительно превышают деньги, потраченные на потребительском рынке.
Существуют такие виды закупок на индустриальном рынке:
Участники процесса индустриальной покупки
Центр закупки состоит из лиц, которые разделяют как цели закупки, так и риск. Центр объединяет людей, имеющих различные функции, мотивацию, поведение. Поэтому многие решения по закупке конфликтны и принимаются в рамках сложного процесса внутренних переговоров. Состав центра закупок:
Состав центра закупки будет меняться в зависимости от сложности покупки.Продавец должен знать, что каждый учасник использует собственной решение о покупке. Маркетологам необходимо устанавливать конкретное влияние, кот оказывают лица, входящие в центр закупки. Лица, участвующие в принятии решения о закупках, имеют такие же качества, как и обычные люди, чувствительны к имиджу предприятий, предпочитают поставщиков, оказывающих им уважение и внимание и покидают предприятия, которые не отвечают на вопросы или которые опаздывают с ответом.
Факторы, определяющие индустриальную покупку
Факторы, определяющие индустриальную покупку:
1. Окружение:
3. Межличностные отношения:
4. Индивидуальные особенности:
Этапы процесса покупки. Критерии выбора поставщиков
Индустриальный маркетолог должен понимать способ, каким образам осуществляется процесс принятия решения. Различают 8 этапов ("решетка" покупок):
1. Внутренние причины, способствующие возникновению проблемы:
Решение предприятия о выпуске нового товара и возникновение в связи с этим потребности в новом оборудовании.
Внешние факторы: покупатель может получить идею при посещении выставки, чтения рекламы или слушая представителя фирмы, который предлагает свой товар.
2. Описание общих характеристик необходимого товара. В случае осознанной потребности покупатель должен определить общие характеристики требуемого товара. Для сложных товаров покупатель советуется с большим количеством лиц, чтобы определить важность показателей долговечности, надёжности, цены, условий поставки и других атрибутов. Поставщик может вмешаться на этой стадии, помогая покупателю уяснить различные характеристики товара.
3. Полезно в этой ситуации использование функционально-стоимостного анализа. Суть его заключается в снижении стоимости путём изучения всех составляющих этого товара, которые могут быть модифицированы, стандартизованы или изготовлены с меньшими затратами. При этом анализе проходит тестирование:
4. Покупатель выбирает источники поставок, наиболее подходящие для его нужд. Чем больше новизна, тем длиннее фаза поиска поставщика.
5. Для поставщика важно уметь разработать точные предложения и представить их с точки зрения маркетинга, а не только как технические.
6. Члены центра закупок проводят детальный анализ каждого поставщика в соответствии с набором критериев, ранжирования в порядке важности и в соответствии с характеристиками каждого поставщика оценивает его критерии. В США и Великобритании учитывают 16 критериев при выборе поставщика:
Установлено, что значимость каждого атрибута варьируется в зависимости от сложившейся ситуации. Многие предприятия предпочитают менять свои источники поставок, чтобы не стать очень уязвимыми. В общем случае 1-й поставщик получает большую часть заказа (60%), остальные делят между двумя другими (20-30%). Главный поставщик должен предпринимать все меры, чтобы защитить положение.
7. Процедура заказа: после выбора поставщиков, покупатель делает заказ, в котором оговаривается количество, сроки и гарантии. Для обычных товаров используются непрерывные контракты по срокам. На Западе получила развитие система КАНБАН (продажа товаров только тогда, когда надо).
8. Покупатель оценивает характеристики поставщика исходя из условий контракта и меры удовлетворения покупателя.