1.1. Контроль в условиях рыночной экономики
1.2. Предпосылки возникновения и развития аудита
1.3. Развитие аудита в России
1.1. Контроль в условиях рыночной экономики
Деятельность предприятия в условиях жесткой конкуренции направлена на завоевание определенного положения на рынке и превосходства над конкурентами. Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием в области контроля, которые выражаются:
— в смещении акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
— увеличении скорости реакции на изменения внешней среды, повышении гибкости предприятия;
— непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
— продуманной системе действий по обеспечению выживаемости
предприятия и избежанию кризисных ситуаций.
Контроль, являясь составной частью управления общественным воспроизводством, способствует решению задач системы управления, поэтому его назначение соответствует целям управления, которые определяются экономическими и политическими закономерностями развития общества.
В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:
• государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие
контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;
• ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие
финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;
• внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);
• аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.
Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль. Его основные субъекты — это прежде всего коммерческие предприятия и организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.
Экономическая реформа привела к изменению доминирующей государственной собственности, которая все в большей степени становится частной собственностью предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Это, соответственно, вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых является независимый аудит. Причем, как это ни парадоксально, органы государственного финансового контроля, в частности Счетная палата РФ, оказываются крайне заинтересованными в прочном становлении, активном развитии и эффективном функционировании института независимого аудита. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может оказывать существенную помощь в работе государственных органов финансового контроля и позитивное влияние на повышение эффективности их деятельности, полноту и качество выполнения функций и поставленных перед ними задач.
Очевидно, что взаимоотношения между органами государственного финансового контроля и независимыми аудиторами должны быть определенным образом формализованы, хотя бы в целях того же контроля. В принципе для этого есть вполне законные основания.
В соответствии с п. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите) аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, в частности Счетной палатой РФ. Вместе с тем Закон не препятствует сотрудничеству между ними, а в ряде случаев подразумевает его.
В Законе об аудите прежде всего четко определяется перечень объектов, подлежащих обязательному независимому аудиту. К таковым относятся кредитные организации, государственные внебюджетные фонды, государственные унитарные предприятия. Но в соответствии с законодательством эти объекты входят и в область контрольных полномочий Счетной палаты РФ, если они используют государственные средства либо государственную собственность. Таким образом, в данной сфере может и должно проводиться упомянутое выше сотрудничество. При этом, естественно, имеется в виду, что обе стороны ограничены в своих действиях положениями об аудиторской, государственной и коммерческой тайне.
Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, однако существуют и принципиальные отличия.
Е.М. Гутцайт отмечает, что общей основной целью как ревизии, так и аудита является оценка достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности. Однако ревизия проводится не независимыми коммерческими организациями (как в случае аудита), а подразделениями государственных структур. Кроме этого главного отличия имеются и другие.
В начале 1990-х гг. в отечественной литературе делался акцент на различия этих двух институтов, что вполне объяснимо: подчеркивание их различий было по существу одним из аргументов в пользу ускоренного создания и развития аудита. В последние годы такой подход постепенно заменяется взвешенным анализом сходства и различия, который, на наш взгляд, требует еще более углубленной проработки.
Наличие общей цели приводит к возможности методического взаимообогащения аудита и ревизии как инструментов решения сходных задач. При этом широко распространенный в аудите выборочный метод вполне может использоваться и в ревизионных проверках, заменяя тем самым традиционные для нее сплошные проверки. В то же время цели, задачи и программы ревизионных проверок могут быть весьма различными.
В последние годы к проверке бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий (ГУПов) подключаются и аудиторские организации. При этом отметим, что теоретически проверки достоверности бухгалтерской отчетности этих структур (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинированным способом (например на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими (допустим, раз в три года) ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок). Принятое Правительством РФ постановление от 29.01.2000 № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» по существу означает выбор нашей страной первого из указанных вариантов, однако сравнение его с остальными возможными в научном плане вариантами окончательно не осуществлено.
Большинство российских экономистов выделяют следующие различия при сопоставлении аудита и ревизии.
1. По цели проверки:
• аудит призван выразить мнение по поводу достоверности финансовой отчетности, оказать услуги и помощь клиенту;
• ревизия нацелена на выявление недостатков с целью их устранения.
2. По характеру проверки:
· аудит — это предпринимательская деятельность;
· ревизия — исполнительская деятельность.
3. По управленческим связям:
• аудит ориентирован на горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом;
• ревизия ориентирована на вертикальные связи и назначение со стороны вышестоящего органа.
4. По решению практических задач:
• аудит нацелен на улучшение финансового положения клиента;
• ревизия нацелена на сохранение активов, пресечение и профилактику злоупотреблений.
5. По оформлению результатов:
• аудит завершается составлением аудиторского заключения — документа, имеющего юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов
местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;
• ревизия завершается актом ревизии, в котором отмечаются все выявленные недостатки, с последующей передачей его вышестоящему и другим органам.
1.2. Предпосылки возникновения и развития аудита
Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6 тыс. лет назад. Он фиксировал факты хозяйственной жизни, т.е. действия и события, которые влекли или могли повлечь за собой юридические последствия.
Непосредственное регулирование основных положений, связанных с бухгалтерским учетом, началось в Средневековье. Впервые это было сделано в Испании. В этой стране в 1263 г. при царствовании Альфонса Мудрого в Кастилии был издан специальный закон об обязательном ежегодном составлении отчетности управляющими государственными предприятиями. Возникновение двойной бухгалтерии относится к XIII в., но ее первое и наиболее полное описание было дано замечательным итальянским математиком Лукой Пачоли в 1494 г. в работе «Трактат о счетах и записях». Усложнение системы учета требовало специальных знаний для его проверки. Однако проверяющее лицо должно было быть не только хорошо подготовленным в области бухгалтерского учета, но и уважаемым членом общества, потому что именно в этом случае его мнение о том или ином предприятии могло иметь вес. Основными чертами личности аудитора были его безупречная порядочность, честность и независимость, но кроме того, он должен был уметь выслушать всех участников конфликта и, рассмотрев все бухгалтерские документы, высказать свое независимое мнение. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.
Примерно в это же время в связи с судебными разбирательствами бухгалтеры стали выступать в суде как эксперты. И уже проводилось различие между экспертом — беспристрастным собирателем доказательств (in testes) и экспертом — помощником судьи в принятии решений (boni instructores judicis).
Становление рыночной экономики сопровождалось массовым банкротством компаний, которое часто было вызвано недобросовестностью и злоупотреблениями их управляющих. Так, с середины XIX в. в наиболее экономически развитой в то время стране — Англии, особенно после Крымской войны (1853—1856), наблюдалась целая серия мошенничеств и, следовательно, банкротств. Рыночная экономика не может существовать без бухгалтеров и общественной гарантии объективности их труда, и опыт Европы доказал это. С середины XIX в. в Европе стало возникать множество акционерных обществ. Однако среди инициаторов новых форм хозяйствования было много «нечистых на руку» дельцов. Нередко, формируя общества, они показывали высокую, нехарактерную для других, прибыльность и, соответственно, обещали хорошие дивиденды, поднимая тем самым биржевой курс акций, а затем продавали свои акции по вздутому курсу, разоряя доверчивых покупателей. Этих новоявленных предпринимателей, т.е. тех, «кто снимал рубашку с пахаря, крал у нищего суму», проклинали все. Известный немецкий юрист Р. Иеринг (1818—1892) заметил по этому поводу, что все войны, вместе взятые, не нанесли обществу столько ущерба, сколько акционерные общества.
Поскольку интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадали, то возникла объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами — специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг. Если информация конкретного типа используется для принятия решения более чем одним лицом, то, естественно, дешевле содержать человека, который выполнит аудит для всех пользователей, чем если каждый пользователь будет проводить проверку индивидуально. К тому же разоренным акционерам была необходима защита, а потенциальным инвесторам и существующим акционерам — достоверная информация о состоянии дел в компаниях. Группа бухгалтеров создала в Шотландии профессиональное объединение, цель деятельности которого заключалась в проверке любых предоставленных ей финансовых отчетов. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности и правильности счетов компаний.
Исторической родиной аудита считается Англия, где в связи с мощным развитием рыночных отношений в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым их правления обязаны были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Эдинбурге (1854) возник институт, который объединил бухгалтеров и аудиторов. Последние ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности с выражением мнения о ее объективности, таким образом, они брали на себя определенную долю ответственности и в случае возникновения возможных убытков у клиентов.
С начала XX в. аудиторские проверки и судебная экспертиза аудиторских фирм становятся обычным явлением в экономически развитых странах.
Обобщив сказанное выше, можно сделать вывод, что потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
— необходимостью представления качественной информации для принятия решений об инвестировании и сотрудничестве;
— устранением необъективного представления информации предприятием заинтересованным пользователям;
— необходимостью получения специальных знаний для проверки информации в связи со сложностью ведения учета и составления отчетности;
— отсутствием у пользователей информации необходимого доступа к ней для оценки качества информации.
Два известных специалиста — Л.Р. Дикси (1864—1932) в Великобритании и Р.Х. Монтгомери (1872—1953) в США — создали теорию аудита, которая в настоящее время получила существенное развитие.
В 1862 г. в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность, позднее законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (например, во Франции в 1867 г., в США в 1937 г.). В 1940-е гг. основное внимание в рамках аудиторской деятельности стали уделять оценке действующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии с последующим исследованием бухгалтерских записей в областях с наибольшим риском для его деятельности. В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе. Сто лет спустя в нем насчитывалось 76 тыс. членов. В функции Института включались большая методическая работа, разработка учетных и аудиторских стандартов, издание журнала «Accountants», в котором печатались важные материалы по аудиту. В настоящее время в Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах.
В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 г., когда согласно дополнению к закону об акционерных обществах их наблюдательным советам вменялось в обязанность осуществлять проверку основных отчетных форм — баланса и отчета о распределении прибыли — и докладывать о ее результатах на общих собраниях акционеров. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, переименованный в 1954 г. в Институт аудиторов Германии. За время своей деятельности он завоевал высокий авторитет и по существу является общегерманской организацией. В настоящее время в него входят более 6 тыс. аудиторов и 700 аудиторских организаций.
До начала XX в. независимый аудит в США строился по английской модели, предусматривающей детальные исследования данных баланса. Р. Монтгомери назвал американский аудит этого этапа «счетоводческим аудитом», отметив, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г., оно посвящалось аудиту балансов. Это постановление было подготовлено Американским институтом бухгалтеров-экспертов (в настоящее время Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров — AICPA).
Стандартизация аудита в США началась с 1939 г., когда AICPA учредил Комитет по аудиторским процедурам, который издал Положение об аудиторской процедуре (SAP). До 1972 г. вышло 54 положения. Комитет был преобразован в Исполнительный комитет по аудиторским стандартам, а позднее он стал называться Советом по аудиторским стандартам. Совет обобщил все положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре (SAS) № 1, которое действует и по настоящее время. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Во Франции независимый финансовый контроль осуществляют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности.
Рассмотрев исторические особенности развития аудита, можно выделить его основные этапы:
1. До конца 1940-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей движение денежных операций, а также их правильную группировку в финансовых отчетах. Этот аудит можно
назвать подтверждающим.
2. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, а финансовые отчеты являются достаточно полными и точными. Аудиторские фирмы в большей степени стали заниматься консультационной деятельностью, а не непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.
3. В настоящее время аудит ориентируется на возможный риск при проведении проверок или консультировании. Аудит, который, исходя из условий бизнеса клиента, проводится выборочно (в основном проверка осуществляется там, где риск ошибки или мошенничества может быть максимальным), носит название базирующегося на риске.
Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано: «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в тот период отсутствовала общественная внутренняя потребность в возникновении и развитии аудита, а введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Выдающийся российский ученый Я.В. Соколов в своих трудах очень подробно описал все этапы развития учета и аудита в России. Анализируя его научные разработки, можно сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. видный чиновник В.А. Татаринов (1816— 1871) был командирован за границу для изучения опыта постановки учета. По результатам представленного доклада Александр II написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».
Проводилось обсуждение проблем учета и контроля, но его результаты подвел уже сын Александра II — Александр III, который написал: «К сожалению, в официальных отчетах так часто приукрашивают, а иногда и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием...».
К концу XIX в. наблюдалась та же картина, что и к началу великой реформы 1861 г. В Петербургском листке за 1884 г. можно было прочесть: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не существует; счета имущества, принадлежащего городу, также нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по арендным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в безвозвратный расход и т.п.».
Об этом же писал A.M. Вольф: «В громадном большинстве случаев ревизоры со счетоводством ничего общего не имеют и в деле бухгалтерии младенчески чисты душою». Естественным в данных условиях было перенять опыт других стран.
Однако опыт западных стран для России не всегда был понятен и приемлем, так как в них суть аудиторов, или, как их правильно называли, присяжных бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять объективность представляемой им отчетности различных фирм. Аудиторы принимали на себя ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчетности. Такая практика была неприемлема для России в тот период, так как в стране господствовал принцип вертикального контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой системе, хотя и с трудом, можно было понять, что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да еще после того как проверяющий в акте раскрывал недостатки его работы, казалось странным и излишним.
В исторических очерках Я.В. Соколова есть замечательная фраза о счетоводах того периода, которая наилучшим образом характеризует их отношение к новшествам: «Англия, — писал один из счетоводов, — опередила нас и создала особое сословие аудиторов, но у нас чувствуется большая потребность в ответственных счетоводах, нежели в ответственных контролерах». Это замечание оказало большое влияние на тех, кого сегодня мы называли бы счетной общественностью.
В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П.Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. Доклад был принят с энтузиазмом, тут же подготовили документы, и очень скоро проект П.Д. Гопфенгаузена был направлен министру финансов СЮ. Витте. Документы в министерстве не забраковали, но рекомендовали доработать. Огромное внимание при этом уделялось формулированию целей и задач института. Этот вопрос постоянно дискутировался. В 1895 г. их определили так: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах.
Присяжный бухгалтер не мог быть таковым, не принеся специальной присяги, подобной клятве Гиппократа:
«Обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут возложены на меня установленными властями, не совершать ничего противного доброй вере в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». (Для лиц нехристианского исповедания форма изменялась сообразно их вероучению.)
В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудиторов, но это могло быть осуществлено только при наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов также требовалось соблюдение нравственной этики.
Против нравственных критериев тоже высказывались возражения. В. Миляев писал: «Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх ответственности перед судом или обществом».
Кроме того, русские купцы требовали надежных гарантий, планируя привлечение иностранных капиталов, а членство в институте разрешалось только русским подданным, что не могло обеспечить вливание новых, возможно? более квалифицированных аудиторов. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии. «Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества», — писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров.
Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю.А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались еще ив 1912, и 1928 г., но все они оказались нереализованными.
Вопрос о необходимости аудита в современной истории России возник с начала рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»1 упоминается о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.
Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую они создавались с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость появления таких фирм была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений.
Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, для России предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.
Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти правила действовали почти восемь лет.
Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г.
Как справедливо отметил А.В. Крикунов, развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.
Первый этап (1987-1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).
Второй этап (декабрь 1993 г. (до принятия Закона об аудите) — август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли указанные выше Временные правила аудиторской деятельности.
В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.
В 1994—2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России (ЦАЛАК) было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266.
За тот же период ЦАЛАК было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих аттестатов составило 24 900.
За этот период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита.
Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.
2. Исторической родиной аудита является:
1) Англия;
2) Франция;
3) Италия.
3. В России впервые звание аудитора было введено:
1) Александром II;
2) Петром I;
3) М.С. Горбачевым.
4. Слово «аудит» означает:
1) слушающий;
2) проверяющий;
3) бухгалтер.
5. В Англии закон, регулирующий аудиторскую деятельность, вышел:
1) в 1937 г.;
2) 1867 г.;
3) 1862 г.
6. Аудит, заключающийся в проверке документации, именуется:
1) базирующимся на риске;