Глава 1
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУДИТА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ

1.1. Контроль в условиях рыночной экономики
1.2. Предпосылки возникновения и развития аудита
1.3. Развитие аудита в России

1.1. Контроль в условиях рыночной экономики

Деятельность предприятия в условиях жесткой конкуренции на­правлена на завоевание определенного положения на рынке и превос­ходства над конкурентами. Повышение нестабильности внешней сре­ды выдвигает дополнительные требования к системе управления пред­приятием в области контроля, которые выражаются:

— в смещении акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

— увеличении скорости реакции на изменения внешней среды, по­вышении гибкости предприятия;

— непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внеш­ней и внутренней средах предприятия;

— продуманной системе действий по обеспечению выживаемости
предприятия и избежанию кризисных ситуаций.

Контроль, являясь составной частью управления общественным воспроизводством, способствует решению задач системы управления, поэтому его назначение соответствует целям управления, которые оп­ределяются экономическими и политическими закономерностями раз­вития общества.

В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:

•   государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие
контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

•   ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие
финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприя­тий и организаций;

•   внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непо­средственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутрен­него аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

•   аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и ока­зывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с эко­номическими субъектами.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного незави­симого финансового контроля, не заменяет и не подменяет государ­ственный финансовый контроль. Его основные субъекты — это преж­де всего коммерческие предприятия и организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой при­чине не охватываются ведомственным контролем.

Экономическая реформа привела к изменению доминирующей го­сударственной собственности, которая все в большей степени стано­вится частной собственностью предпринимателей и негосударствен­ных хозяйствующих субъектов. Это, соответственно, вызывает суще­ственное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, при­сущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, истори­чески отработанной формой которых является независимый аудит. Причем, как это ни парадоксально, органы государственного финансо­вого контроля, в частности Счетная палата РФ, оказываются крайне заинтересованными в прочном становлении, активном развитии и эф­фективном функционировании института независимого аудита. Прак­тика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются кон­курентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может оказывать существенную помощь в работе государственных ор­ганов финансового контроля и позитивное влияние на повышение эф­фективности их деятельности, полноту и качество выполнения функ­ций и поставленных перед ними задач.

Очевидно, что взаимоотношения между органами государственно­го финансового контроля и независимыми аудиторами должны быть определенным образом формализованы, хотя бы в целях того же конт­роля. В принципе для этого есть вполне законные основания.

В соответствии с п. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите) аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бух­галтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными органа­ми государственной власти, в частности Счетной палатой РФ. Вместе с тем Закон не препятствует сотрудничеству между ними, а в ряде слу­чаев подразумевает его.

В Законе об аудите прежде всего четко определяется перечень объек­тов, подлежащих обязательному независимому аудиту. К таковым относятся кредитные организации, государственные внебюджетные фон­ды, государственные унитарные предприятия. Но в соответствии с за­конодательством эти объекты входят и в область контрольных полно­мочий Счетной палаты РФ, если они используют государственные сред­ства либо государственную собственность. Таким образом, в данной сфере может и должно проводиться упомянутое выше сотрудничество. При этом, естественно, имеется в виду, что обе стороны ограничены в своих действиях положениями об аудиторской, государственной и ком­мерческой тайне.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контро­ля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъек­тов, между ними имеется много общего, однако существуют и принци­пиальные отличия.

Е.М. Гутцайт отмечает, что общей основной целью как ревизии, так и аудита является оценка достоверности проверяемой бухгалтерской от­четности. Однако ревизия проводится не независимыми коммерчески­ми организациями (как в случае аудита), а подразделениями государ­ственных структур. Кроме этого главного отличия имеются и другие.

В начале 1990-х гг. в отечественной литературе делался акцент на различия этих двух институтов, что вполне объяснимо: подчеркивание их различий было по существу одним из аргументов в пользу ускорен­ного создания и развития аудита. В последние годы такой подход по­степенно заменяется взвешенным анализом сходства и различия, ко­торый, на наш взгляд, требует еще более углубленной проработки.

Наличие общей цели приводит к возможности методического взаи­мообогащения аудита и ревизии как инструментов решения сходных задач. При этом широко распространенный в аудите выборочный ме­тод вполне может использоваться и в ревизионных проверках, заме­няя тем самым традиционные для нее сплошные проверки. В то же вре­мя цели, задачи и программы ревизионных проверок могут быть весь­ма различными.

В последние годы к проверке бухгалтерской отчетности государ­ственных унитарных предприятий (ГУПов) подключаются и аудитор­ские организации. При этом отметим, что теоретически проверки дос­товерности бухгалтерской отчетности этих структур (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинирован­ным способом (например на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими (допустим, раз в три года) ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок). Принятое Пра­вительством РФ постановление от 29.01.2000 № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» по существу означает выбор нашей страной первого из указанных вари­антов, однако сравнение его с остальными возможными в научном плане вариантами окончательно не осуществлено.
 

Большинство российских экономистов выделяют следующие раз­личия при сопоставлении аудита и ревизии.

1.     По цели проверки:

•   аудит призван выразить мнение по поводу достоверности финан­совой отчетности, оказать услуги и помощь клиенту;

•   ревизия нацелена на выявление недостатков с целью их устране­ния.

2.           По характеру проверки:

·             аудит — это предпринимательская деятельность;

·              ревизия — исполнительская деятельность.

3.     По управленческим связям:

•   аудит ориентирован на горизонтальные связи, равноправие во вза­имоотношениях с клиентом;

•   ревизия ориентирована на вертикальные связи и назначение со стороны вышестоящего органа.

4.     По решению практических задач:

        •   аудит нацелен на улучшение финансового положения клиента;

•   ревизия нацелена на сохранение активов, пресечение и профилак­тику злоупотреблений.

5.     По оформлению результатов:

•   аудит завершается составлением аудиторского заключения — до­кумента, имеющего юридическое значение для всех юридических и фи­зических лиц, органов государственной власти и управления, органов
местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудитор­ского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;

•   ревизия завершается актом ревизии, в котором отмечаются все выявленные недостатки, с последующей передачей его вышестоящему и другим органам.

1.2. Предпосылки возникновения и развития аудита

Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6 тыс. лет на­зад. Он фиксировал факты хозяйственной жизни, т.е. действия и собы­тия, которые влекли или могли повлечь за собой юридические послед­ствия.

Непосредственное регулирование основных положений, связанных с бухгалтерским учетом, началось в Средневековье. Впервые это было сделано в Испании. В этой стране в 1263 г. при царствовании Альфон­са Мудрого в Кастилии был издан специальный закон об обязатель­ном ежегодном составлении отчетности управляющими государствен­ными предприятиями. Возникновение двойной бухгалтерии относит­ся к XIII в., но ее первое и наиболее полное описание было дано замечательным итальянским математиком Лукой Пачоли в 1494 г. в работе «Трактат о счетах и записях». Усложнение системы учета тре­бовало специальных знаний для его проверки. Однако проверяющее лицо должно было быть не только хорошо подготовленным в области бухгалтерского учета, но и уважаемым членом общества, потому что именно в этом случае его мнение о том или ином предприятии могло иметь вес. Основными чертами личности аудитора были его безупреч­ная порядочность, честность и независимость, но кроме того, он дол­жен был уметь выслушать всех участников конфликта и, рассмотрев все бухгалтерские документы, высказать свое независимое мнение. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слуша­ющий». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотноше­ниях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелатель­ность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обративше­гося за услугами к аудитору.

Примерно в это же время в связи с судебными разбирательствами бухгалтеры стали выступать в суде как эксперты. И уже проводилось различие между экспертом — беспристрастным собирателем доказа­тельств (in testes) и экспертом — помощником судьи в принятии реше­ний (boni instructores judicis).

Становление рыночной экономики сопровождалось массовым бан­кротством компаний, которое часто было вызвано недобросовестностью и злоупотреблениями их управляющих. Так, с середины XIX в. в наи­более экономически развитой в то время стране — Англии, особенно после Крымской войны (1853—1856), наблюдалась целая серия мошен­ничеств и, следовательно, банкротств. Рыночная экономика не может существовать без бухгалтеров и общественной гарантии объективнос­ти их труда, и опыт Европы доказал это. С середины XIX в. в Европе стало возникать множество акционерных обществ. Однако среди ини­циаторов новых форм хозяйствования было много «нечистых на руку» дельцов. Нередко, формируя общества, они показывали высокую, не­характерную для других, прибыльность и, соответственно, обещали хорошие дивиденды, поднимая тем самым биржевой курс акций, а за­тем продавали свои акции по вздутому курсу, разоряя доверчивых по­купателей. Этих новоявленных предпринимателей, т.е. тех, «кто сни­мал рубашку с пахаря, крал у нищего суму», проклинали все. Извест­ный немецкий юрист Р. Иеринг (1818—1892) заметил по этому поводу, что все войны, вместе взятые, не нанесли обществу столько ущерба, сколько акционерные общества.

Поскольку интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадали, то возникла объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами — специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания та­ких услуг. Если информация конкретного типа используется для принятия решения более чем одним лицом, то, естественно, дешевле со­держать человека, который выполнит аудит для всех пользователей, чем если каждый пользователь будет проводить проверку индивиду­ально. К тому же разоренным акционерам была необходима защита, а потенциальным инвесторам и существующим акционерам — достовер­ная информация о состоянии дел в компаниях. Группа бухгалтеров создала в Шотландии профессиональное объединение, цель деятель­ности которого заключалась в проверке любых предоставленных ей финансовых отчетов. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности и правильности счетов ком­паний.

Исторической родиной аудита считается Англия, где в связи с мощ­ным развитием рыночных отношений в 1844 г. была принята серия за­конов о компаниях, согласно которым их правления обязаны были при­глашать не реже одного раза в год специального человека для провер­ки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Эдинбурге (1854) возник институт, который объединил бухгалтеров и аудиторов. Последние ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности с выражением мнения о ее объективности, таким образом, они брали на себя определенную долю ответственности и в случае воз­никновения возможных убытков у клиентов.

С начала XX в. аудиторские проверки и судебная экспертиза ауди­торских фирм становятся обычным явлением в экономически разви­тых странах.

Обобщив сказанное выше, можно сделать вывод, что потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

— необходимостью представления качественной информации для принятия решений об инвестировании и сотрудничестве;

— устранением необъективного представления информации предпр­иятием заинтересованным пользователям;

— необходимостью получения специальных знаний для проверки информации в связи со сложностью ведения учета и составления от­четности;

— отсутствием у пользователей информации необходимого досту­па к ней для оценки качества информации.

Два известных специалиста — Л.Р. Дикси (1864—1932) в Велико­британии и Р.Х. Монтгомери (1872—1953) в США — создали теорию аудита, которая в настоящее время получила существенное развитие.

В 1862 г. в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность, позднее законы об обязательном аудите вступили в дей­ствие и в других странах (например, во Франции в 1867 г., в США в 1937 г.). В 1940-е гг. основное внимание в рамках аудиторской дея­тельности стали уделять оценке действующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии с последующим исследованием бухгалтерских записей в областях с наибольшим риском для его деятельности. В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгал­теров в Англии и Уэльсе. Сто лет спустя в нем насчитывалось 76 тыс. членов. В функции Института включались большая методическая ра­бота, разработка учетных и аудиторских стандартов, издание журнала «Accountants», в котором печатались важные материалы по аудиту. В настоящее время в Англии аудиторами именуются любые специалис­ты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах.

В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 г., когда согласно дополнению к закону об акционерных обществах их наблюдательным советам вменялось в обязанность осуществлять проверку основных отчетных форм — баланса и отчета о распределе­нии прибыли — и докладывать о ее результатах на общих собраниях акционеров. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, про­существовавший до 1941 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, переименованный в 1954 г. в Институт аудиторов Германии. За время своей деятельнос­ти он завоевал высокий авторитет и по существу является общегерман­ской организацией. В настоящее время в него входят более 6 тыс. аудиторов и 700 аудиторских организаций.

До начала XX в. независимый аудит в США строился по англий­ской модели, предусматривающей детальные исследования данных ба­ланса. Р. Монтгомери назвал американский аудит этого этапа «счето­водческим аудитом», отметив, что три четверти рабочего времени ауди­тора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г., оно посвящалось аудиту балансов. Это постановление было подготовлено Американским институтом бухгалтеров-экспертов (в настоящее время Американский институт дипломированных присяж­ных бухгалтеров — AICPA).

Стандартизация аудита в США началась с 1939 г., когда AICPA учре­дил Комитет по аудиторским процедурам, который издал Положение об аудиторской процедуре (SAP). До 1972 г. вышло 54 положения. Комитет был преобразован в Исполнительный комитет по аудитор­ским стандартам, а позднее он стал называться Советом по аудитор­ским стандартам. Совет обобщил все положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре (SAS) № 1, которое дей­ствует и по настоящее время. В США проверку достоверности финан­совой отчетности осуществляет дипломированный общественный бух­галтер.

Во Франции независимый финансовый контроль осуществляют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые за­нимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности.

Рассмотрев исторические особенности развития аудита, можно вы­делить его основные этапы:

1.  До конца 1940-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей движение денежных операций, а также их правильную группировку в финансовых отчетах. Этот аудит можно
назвать подтверждающим.

2.  После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уде­лять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок не­значительна, а финансовые отчеты являются достаточно полными и точными. Аудиторские фирмы в большей степени стали заниматься консультационной деятельностью, а не непосредственно аудиторски­ми проверками. Такой аудит получил название системно-ориентиро­ванного.

3.  В настоящее время аудит ориентируется на возможный риск при проведении проверок или консультировании. Аудит, который, исходя из условий бизнеса клиента, проводится выборочно (в основном про­верка осуществляется там, где риск ошибки или мошенничества мо­жет быть максимальным), носит название базирующегося на риске.

1.3. Развитие аудита в России

Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В Эн­циклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано: «по характе­ру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована гер­манская модель построения аудита. Однако в тот период отсутство­вала общественная внутренняя потребность в возникновении и раз­витии аудита, а введенный директивно, он постепенно терял свое пер­воначальное назначение. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

Выдающийся российский ученый Я.В. Соколов в своих трудах очень подробно описал все этапы развития учета и аудита в России. Анали­зируя его научные разработки, можно сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организа­ции учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. видный чиновник В.А. Татаринов (1816— 1871) был командирован за границу для изучения опы­та постановки учета. По результатам представленного доклада Алек­сандр II написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».

Проводилось обсуждение проблем учета и контроля, но его резуль­таты подвел уже сын Александра II — Александр III, который написал: «К сожалению, в официальных отчетах так часто приукрашивают, а иног­да и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием...».

К концу XIX в. наблюдалась та же картина, что и к началу великой реформы 1861 г. В Петербургском листке за 1884 г. можно было про­честь: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не су­ществует; счета имущества, принадлежащего городу, также нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по аренд­ным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в безвозвратный расход и т.п.».

Об этом же писал A.M. Вольф: «В громадном большинстве случаев ревизоры со счетоводством ничего общего не имеют и в деле бухгалте­рии младенчески чисты душою». Естественным в данных условиях было перенять опыт других стран.

Однако опыт западных стран для России не всегда был понятен и приемлем, так как в них суть аудиторов, или, как их правильно называ­ли, присяжных бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиен­тов и за плату должны были проверять объективность представляемой им отчетности различных фирм. Аудиторы принимали на себя ответ­ственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчетности. Такая практика была неприемлема для России в тот период, так как в стране господствовал принцип вертикального контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой системе, хотя и с трудом, можно было понять, что ревизору надо запла­тить, но платить аудитору, да еще после того как проверяющий в акте раскрывал недостатки его работы, казалось странным и излишним.

В исторических очерках Я.В. Соколова есть замечательная фраза о счетоводах того периода, которая наилучшим образом характеризует их отношение к новшествам: «Англия, — писал один из счетоводов, — опередила нас и создала особое сословие аудиторов, но у нас чувству­ется большая потребность в ответственных счетоводах, нежели в от­ветственных контролерах». Это замечание оказало большое влияние на тех, кого сегодня мы называли бы счетной общественностью.

В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П.Д. Гопфенгаузен пред­ложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт при­сяжных бухгалтеров. Доклад был принят с энтузиазмом, тут же подго­товили документы, и очень скоро проект П.Д. Гопфенгаузена был направлен министру финансов СЮ. Витте. Документы в министерстве не забраковали, но рекомендовали доработать. Огромное внимание при этом уделялось формулированию целей и задач института. Этот воп­рос постоянно дискутировался. В 1895 г. их определили так: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельно­сти; ликвидация предприятий; ведение отчетов по делам душеприказ­чиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающим­ся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение сче­товодства в различных предприятиях и хозяйствах.

Присяжный бухгалтер не мог быть таковым, не принеся специаль­ной присяги, подобной клятве Гиппократа:

«Обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Еванге­лием и Животворящим Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут возложены на меня уста­новленными властями, не совершать ничего противного доброй вере в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удос­товерение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». (Для лиц нехристианского исповедания форма изменялась сообразно их вероучению.)

В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудиторов, но это могло быть осуществлено только при наличии достаточно подготов­ленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и ли­цензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов также требовалось соблюдение нравствен­ной этики.

Против нравственных критериев тоже высказывались возражения. В. Миляев писал: «Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх от­ветственности перед судом или обществом».

Кроме того, русские купцы требовали надежных гарантий, плани­руя привлечение иностранных капиталов, а членство в институте раз­решалось только русским подданным, что не могло обеспечить влива­ние новых, возможно? более квалифицированных аудиторов. Созда­ние института подняло бы престиж бухгалтерской профессии. «Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества», — писали инициа­торы создания института присяжных бухгалтеров.

Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю.А. Данилевский, попытки создать в Рос­сии институт аудита предпринимались еще ив 1912, и 1928 г., но все они оказались нереализованными.

Вопрос о необходимости аудита в современной истории России воз­ник с начала рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»1 упоминается о необходимости проведения проверки для целей налогообложения фи­нансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также про­верки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприя­тия при его ликвидации.

Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую они создавались с участием иностранного капитала. Многие из них дей­ствуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудитор­ских фирм и объединений. Необходимость появления таких фирм была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений.

Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях неста­бильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его при­влечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независи­мой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, для России предпосылкой возникновения аудита послужила необхо­димость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фон­дов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость ауди­та стала объективной реальностью.

Первый проект закона об аудиторской деятельности был разрабо­тан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были ут­верждены Временные правила аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации. Предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти правила действовали почти восемь лет.

Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, по­явился 7 августа 2001 г.

Как справедливо отметил А.В. Крикунов, развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993) характеризовался, с одной стороны, со­зданием аудиторских организаций директивным путем (1987 г. — со­здание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кад­ров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в пе­риод 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. (до принятия Закона об аудите) — август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления рос­сийского аудита, в процессе которого большую роль сыграли указан­ные выше Временные правила аудиторской деятельности.

В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудитор­ские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали прово­диться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.

В 1994—2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной ауди­торской комиссией Минфина России (ЦАЛАК) было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (аудиторским организациям — 14 700 и инди­видуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий соста­вило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту ин­вестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266.

За тот же период ЦАЛАК было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих аттес­татов составило 24 900.

За этот период Комиссией по аудиторской деятельности при Пре­зиденте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) ауди­торской деятельности, а также методика проведения аудита, что и со­ставило методологическую основу российского аудита.

Третий этап аудиторской деятельности в России начался после при­нятия Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудитор­ской деятельности». Его принятие подтвердило окончательное станов­ление аудита в России, позволило принять ряд нормативных право­вых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

 2. Исторической родиной аудита является:

1)   Англия;

2)   Франция;

3)   Италия.

3.       В России впервые звание аудитора было введено:

1)  Александром II;

2)  Петром I;

3)  М.С. Горбачевым.

4. Слово «аудит» означает:

1)  слушающий;

2)  проверяющий;

3)  бухгалтер.

5. В Англии закон, регулирующий аудиторскую деятельность, вышел:

1)  в 1937 г.;

2)  1867 г.;

3)  1862 г.

6. Аудит, заключающийся в проверке документации, именуется:

1)  базирующимся на риске;