Глава 2
РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.Система регулирования аудиторской деятельности
2.2.Понтия аудита и его правовые нормы в Российской Федерации
2.3.Цели, задачи и общие принципы аудита
2.4.Этика аудита

2.1. Система регулирования аудиторской деятельности

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой для принятия множества экономических решений, аудит достаточно жест­ко регулируется во всех странах.

В настоящее время в России действует шестиуровневая система регулирования аудиторской деятельности.

I. Закон об аудите.

II. Законодательные и подзаконные нормативные акты.

III.     Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации (постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 и от 22.07.2003 № 405).

IV.    Правила (стандарты) специальных видов деятельности.

V.   Стандарты общественных объединений аудиторов.

VI.    Внутрифирменные аудиторские стандарты.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Рос­сии определяет Закон об аудите, который заменил Временные прави­ла аудиторской деятельности в Российской Федерации (временные правила — это не постоянный документ, он лишь предварял процеду­ру принятия Федерального закона).

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятель­ности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые
не должны противоречить Закону об аудите и иным федеральным за­конам. Нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, со­держащиеся в любых других федеральных законах, также должны со­
ответствовать указанному Закону. В случае противоречия Указа Пре­зидента РФ или постановления Правительства РФ Закону об аудите или иному федеральному закону применяется Закон об аудите или
соответствующий федеральный закон. На основании и во исполнение Закона об аудите и иных федераль­ных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе при­нимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключе­нием положений, в которых указано, что они имеют рекомендатель­ный характер. ФПСАД утверждаются Правительством РФ.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам до ут­верждения полного комплекта ФПСАД предписано руководствовать­ся в своей деятельности ПСАД, одобренными Комиссией по аудитор­ской деятельности при Президенте РФ.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это пре­дусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут про­тиворечить ФПСАД и иметь требования ниже последних.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе ус­танавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятель­ности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требова­ния правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских орга­низаций и индивидуальных аудиторов не могут противоречить ФПСАД и внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятель­ности профессионального аудиторского объединения, членами кото­рого они являются.

Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе также утверждает Правительство РФ. Во исполнение Закона об аудите Правительством РФ принято постановление от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного ре­гулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым определено, что уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти, осщцествляющим государственное регулирова­ние аудиторской деятельности, является Минфин России.

На Минфин России возложено обеспечение разработки и представ­ления в установленном порядке в Правительство РФ проектов ФПСАД, актов Правительства РФ, приведенных в соответствие с За­коном об аудите, либо принятие решения о признании их утративши­ми силу.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

•   издание в пределах своей компетенции нормативных правовых
актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

•   организация разработки и представление на утверждение Прави­тельству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятель­ности;

•   организация в установленном законодательством РФ порядке си­стемы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

•   организация системы надзора за соблюдением аудиторскими орга­низациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

•   контроль за соблюдением аудиторскими организациями и инди­видуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудитор­ской деятельности;

•   определение объема и разработка порядка представления уполно­моченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

•   ведение государственных реестров аттестованных аудиторов ауди­торских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответ­ствии с Положением о ведении реестров, утверждаемым уполномочен­ным федеральным органом, а также предоставление информации, со­держащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

•   аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

В целях учета мнения профессиональных участников рынка ауди­торской деятельности создается Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о Совете утвер­ждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Совет по аудиторской деятельности:

•   принимает участие в подготовке и предварительном рассмотре­нии основных документов аудиторской деятельности и проектов ре­шений уполномоченного федерального органа;

•   разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмот­рение уполномоченным федеральным органом;

•   рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных про­фессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федераль­ного органа;

• осуществляет иные функции в соответствии с положением о дан­ном Совете.

Члены Совета по аудиторской деятельности утверждаются руково­дителем уполномоченного федерального органа по представлению ак­кредитованных профессиональных аудиторских объединений, феде­ральных органов исполнительной власти, научных организаций и выс­ших учебных заведений. В состав Совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регу­лирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Представительство аккредитованных профессиональных аудитор­ских объединений в Совете по аудиторской деятельности должно быть не менее 51% общего состава Совета. Кроме того, в него должны вхо­дить представители государственных органов, ЦБР и пользователей аудиторских услуг.

2.2. Понятие аудита и его правовые нормы в Российской Федерации

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская дея­тельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финан­совой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. В данном определении можно выделить несколь­ко основных составляющих. Во-первых, понятие «предприниматель­ская деятельность» означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли, как и любые другие предпринимательские структуры. Во-вторых, понятие «независимость проверки» (его доста­точно детальная расшифровка дана в Законе об аудите) является клю­чевым принципом проведения аудита. В-третьих, проверке может под­лежать отчетность не только организаций, но и индивидуальных пред­принимателей, критерии обязательности также приведены в Законе об аудите.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

Особенности правового положения аудиторских организаций, про­водящих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалифика­ционным требованиям, установленным уполномоченным федераль­ным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлека­емого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринима­теля, выполняющего свою работу без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую дея­тельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не вправе выполнять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация — это коммерческая организация, про­водящая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие ауди­ту услуги.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по про­ведению аудита после получения лицензии. Лицензирование аудитор­ской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, регулируется законодательством РФ о ли­цензировании отдельных видов деятельности.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запре­щается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельно­стью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудиторская организация может быть создана в любой организа­ционно-правовой форме, за исключением открытого акционерного об­щества. Не менее 50% ее кадрового состава должны составлять граж­дане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории России, а в случае, если руководителем аудиторской организации яв­ляется иностранный гражданин, — не менее 75%.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (данное положение вступило в силу с 09.09.2003). По замыс­лу законодателей эта новая норма вместе с требованием о том, что обя­зательный аудит может быть проведен только аудиторской организа­цией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудитор­ской фирме будет способствовать общему повышению качества ее ра­боты, а вертикальные и горизонтальные проверки специалистами од­ной фирмы работы друг друга снизят вероятность сговора отдельного аудитора с неблагополучным клиентом. Кроме того, укрупнение ауди­торских фирм приведет к исчезновению (или существенному сниже­нию) «карманных» аудиторов, действующих в интересах некоторых конкретных клиентов или определенной узкой группы организаций.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказыва­лись сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному ауди­ту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую от­ветственность в соответствии с законодательством РФ.

2.3. Цели, задачи и общие принципы аудита

При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудите, но и стан­дартами.

ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита»1 утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Оно соответ­ствует МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит фи­нансовой отчетности», а также Кодексу этики профессиональных бух­галтеров.

Настоящее ФПСАД, разработанное с учетом МСА, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

Основные разделы ФПСАД:

— введение;

— цель аудита;

— общие принципы аудита;

— объем аудита;

— разумная уверенность;

— ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность

достоверно и объективно выразить мнение о том, составлена ли фи­нансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности (п. 2 МСА 200).

Цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определе­ние приведено и в Законе об аудите, и в ФПСАД, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является:

•   поиск ошибок и злоупотреблений;

•   проверка правильности налоговых расчетов или налоговые кон­сультации;

•   разоблачение мошеннических действий.

     Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

При этом необходимо напомнить, что в соответствии с п. 3 Закона об аудите под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользова­телю этой отчетности на основании ее данных делать правильные вы­воды о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и иму­щественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Согласно МСА понятие «достаточная уверенность» имеет отноше­ние к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в фи­нансовой отчетности. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.

В МСА встречаются следующие разновидности уверенностей:

•   абсолютная (бывает редко — только по очевидным вопросам);

•   разумная (применяется в аудите);

•   умеренная (применяется при обзорных проверках);

•   низкая (уверенность отсутствует, она применяется при компиля­ции и выполнении согласованных процедур).

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, счи­тающимся необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.

Процедуры, необходимые для проведения аудита в соответствии с МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, со­ответствующих профессиональных организаций, законов и норматив­ных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о про­ведении аудита и требований по составлению отчетности.

Помимо правил (стандартов) разного уровня аудитор при опреде­лении объема аудита обязан принимать во внимание законы, норма­тивные акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и тре­бования по подготовке заключения.

Задачами аудитора в процессе проверки являются следующие: оцен­ка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность пред­приятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостат­ков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повли­ять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведе­ние перспективного анализа); предоставление содержательных и точ­ных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в про­цессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.

Рассмотрим общие принципы аудита. Аудитор обязан соблюдать Кодекс этики профессионального аудиторского объединения, членом которого является сам либо аудиторская организация, в которой он работает. При проведении аудита в соответствии с МСА аудитор дол­жен соблюдать Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, разра­ботанный МФБ. Аудитор должен осуществлять аудит в соответствии с МСА. Он обязан проводить аудит в соответствии с ФПСАД, в кото­рых содержатся основные требования, процедуры и руководящие ука­зания, а также рекомендательные положения и примеры.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться этическими принципами, каковыми явля­ются:

а)    независимость;

б)    честность;

в)    объективность;

г)    профессиональная компетентность и добросовестность;

д)   конфиденциальность;

е)   профессиональное поведение;

ж)    следование законодательным требованиям.

Независимость аудиторской организации от экономического субъек­та и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как фор­мальных, так и фактических обстоятельств; она определяется в соот­ветствии с законодательством РФ и ФПСАД.

Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заклю­чений аудиторской организации может служить только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не долж­на допускать, чтобы предвзятость или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности выводов, рекомендаций и заклю­чений.

Аудиторская организация не должна оказывать непосредственно услуги либо содействие в их реализации в виде рекомендаций или пред­ложений, если они выходят за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связан­ной с ней деятельности или профессиональной компетентности.

Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продол­жения или прекращения отношений с ним. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Профессиональное поведение в общении с руководством экономи­ческого субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных ин­тересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискреди­тировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Из общего перечня этических принципов понятия независимости и соблюдения конфиденциальности полученной информации регламен­тированы законодательно, следовательно, их можно назвать осново­полагающими, а остальные принципы являются общеэтическими.

При этом в ходе планирования и выполнения аудита должен прояв­ляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать об­стоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтер­ской отчетности. Проявление профессионального скептицизма означа­ет, что аудитор критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те их них, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. В частности, профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы не упустить из вида необычные обстоятельства, не сделать неоправдан­ных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема ауди­торских процедур, а также при оценке их результатов.

Однако аудитор не должен исходить из того, что руководство ауди­руемого лица является бесчестным, но и не должен безоговорочно до­верять ему, он должен быть беспристрастным в своих суждениях. В связи с этим устные и письменные заявления руководства не заменя­ют необходимость получения аудитором достаточных доказательств для подготовки обоснованных выводов, на которых можно базировать аудиторское мнение.

Существуют присущие аудиту ограничения, которые сужают воз­можность обнаружения аудитором значительных искажений. Данные ограничения имеют место в силу следующих причин:

а)    в ходе аудита применяется тестирование;

б)  любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсут­ствие сговора);

в)  преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предос­тавляет доводы в поддержку некоторого вывода, а не носит исчерпы­вающего характера.

Еще одним ограничением надежности аудита является фактор, за­ключающийся в том, что работа, выполняемая аудитором для форми­рования своего мнения, основывается на его профессиональном суж­дении, в частности, в отношении:

а)  сбора аудиторских доказательств, например, при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

б)   подготовки выводов, сделанных на основе собранных аудитор­ских доказательств, например, при анализе разумного характера оце­ночных значений, полученных руководством в ходе подготовки бух­галтерской отчетности.

Кроме указанных, существуют и другие ограничения, которые мо­гут повлиять на убедительность доказательств, используемых для фор­мирования выводов по определенным предпосылкам подготовки бух­галтерской отчетности (например, в отношении операций между аф­филированными лицами). В таких случаях в некоторых ФПСАД определены особые процедуры, которые в силу характера отдельных предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности обеспечивают до­статочность надлежащих аудиторских доказательств.

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансо­вой (бухгалтерской) отчетности лежит на руководстве аудируемого лица.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от указанной ответственности.

2.4. Этика аудита

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ

МФБ полагает, что в силу существующих национальных различий в культуре, языке, правовых и социальных системах задачу по подго­товке соответствующих этических требований в первую очередь дол­жны выполнять организации — члены МФБ в каждой стране и что эти же организации должны отвечать за внедрение и обеспечение их со­блюдения. Однако МФБ полагает, что суть профессии бухгалтера во всем мире заключается в стремлении к достижению общих целей и со­блюдении согласно этим целям ряда фундаментальных принципов. Признавая ответственность бухгалтерского профессионального сообщества как такового и считая, что собственная роль МФБ заклю­чается в обеспечении руководства, содействии в последовательности в работе и ее гармонизации, Федерация сочла важным разработать меж­дународный Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который должен служить основой этических требований (кодексов этики, под­робных правил, руководящих указаний, стандартов поведения), предъявляемых к профессиональным бухгалтерам, а следовательно, и к аудиторам.

Кодекс этики МФБ призван служить образцом для национальных руководств по этике. В нем устанавливаются стандарты поведения про­фессиональных бухгалтеров и излагаются основные принципы, кото­рые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для дос­тижения общих целей.

Представители бухгалтерской профессии мирового сообщества ра­ботают в средах с различными культурными традициями и норматив­ными требованиями. Однако основные принципы Кодекса надо неукос­нительно соблюдать. Кодексом признается, что в случае, если какое-либо национальное требование противоречит какому-либо положению Кодекса, должно выполняться национальное требование. Для тех стран, которые решат принять Кодекс в качестве национального, МФБ под­готовила примерный текст, который может быть использован для опи­сания статуса и применимости Кодекса в соответствующей стране. Кодекс исходит составлен таким образом, что за исключением специ­ально оговоренных случаев цели и фундаментальные принципы в рав­ной степени действительны для всех профессиональных бухгалтеров независимо от того, занимаются ли они публичной практикой или ком­мерческой деятельностью, работают в государственном секторе или сфере образования.

Для профессии бухгалтера и аудитора характерны определенные черты, каковыми являются:

•   владение соответствующими интеллектуальными навыками, приобретенными посредством подготовки и образования;

•   приверженность представителей профессии общему кодексу цен­ностей и поведения, принятому соответствующим административным
органом, в том числе поддержка объективной точки зрения;

•   осознание своего долга перед обществом в целом.

Долг представителей профессии перед профессиональным сообще­ством и обществом в целом время от времени может вступать в кажу­щееся противоречие с непосредственными личными интересами или обязанностью проявлять лояльность по отношению к работодателю. В связи с этим МФБ обязана установить этические требования для сво­их членов, чтобы обеспечить наивысшее качество их работы и обще­ственное доверие к профессиональному сообществу.

Общественные интересы

Отличительной чертой профессии аудитора является признание им своей ответственности перед обществом. Это возлагает на представителей аудиторской профессии обязанность, продиктованную интересами общества, которые определяются как коллективное благо­состояние сообщества людей и институтов, по предоставлению услуг профессиональными бухгалтерами.

Обязанности профессионального бухгалтера (аудитора) не сводят­ся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиен­та или работодателя. На стандарты бухгалтерской и аудиторской про­фессий значительное влияние оказывают интересы общества, в част­ности:

— независимые аудиторы помогают обеспечить целостность и эффективность финансовой отчетности, предоставляемой финансовым учреждениям в качестве вспомогательной документации для получе­ния кредитов, а акционерам — для получения капитала;

— внутренние аудиторы помогают правильно оценить разумность системы внутреннего контроля, которая повышает достоверность внеш­ней финансовой информации их работодателя;

— налоговые эксперты помогают обеспечить доверие, эффектив­ность и справедливое применение налоговой системы;

— консультанты по управлению выполняют обязанности, продик­тованные общественными интересами, способствуя принятию рацио­нальных управленческих решений.

Профессиональные бухгалтеры выполняют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие секторы делового сообщества, а также правительство и население в целом полагаются на них в плане разумного финансового учета и финансовой отчетности, эффективного финансового управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам бизнеса и налогообложения. Отношение и по­ведение профессиональных бухгалтеров (аудиторов) при предостав­лении ими таких услуг влияет на экономическое благосостояние их сообщества и страны в целом.

Цели и фундаментальные принципы, записанные в Кодексе этики МФБ, носят общий характер и не предназначены для использования в целях разрешения этических проблем профессионального бухгалтера (аудитора) в каком-либо конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые практические рекомендации для ряда типичных ситуаций, встречающихся в профессиональной бухгалтерской деятельности.

Кодекс разделен на три части:

•   часть А содержит Требования ко всем профессиональным бухгал­терам, если не указано иное;

•   часть В — только к публично практикующим профессиональным
бухгалтерам;

•   часть С — только к наемным профессиональным бухгалтерам, но при определенных обстоятельствах данные требования могут касаться и бухгалтеров, нанятых публично практикующими бухгалтерами.

     Внедрение и обеспечение соблюдения этических требований

     Задача подготовки подробных этических требований в первую оче­редь возлагается на профессиональные организации каждой конкрет­ной страны, даже если ответственность по опубликованию этих требо­ваний полностью или частично берет на себя государственный законо­дательный орган.

Утверждение этических требований организациями — членами МФБ не всегда обеспечивает обязательное соблюдение принятых стан­дартов поведения; для достижения эффективности в этой области со­ответствующие органы каждой страны должны предусмотреть меры по внедрению международных стандартов.

На каждой организации — члене МФБ лежит ответственность за продвижение высоких стандартов профессионального поведения и обеспечение соблюдения этических требований; в случае их несоблю­дения в отношении такой организации может быть проведено рассле­дование с принятием соответствующих мер.

Внедрению всего комплекса этических требований способствует разработка программы, направленной на обеспечение того, чтобы от­дельные участники получили информацию обо всех этических требо­ваниях и последствиях их несоблюдения.

Тем не менее могут иметь место случаи, когда такие требования бу­дут грубо игнорироваться либо когда бухгалтеры вследствие ошибки, невнимания или недопонимания не будут их соблюдать. В интересах профессии и всех ее представителей в любой стране необходимо, что­бы публика была уверена в том, что несоблюдение этических требова­ний, предъявляемых к бухгалтерам в данной стране, станет предметом расследования и в необходимых случаях будут приняты дисциплинар­ные меры.

Полномочия по применению дисциплинарных мер могут быть пре­дусмотрены законодательством или уставом профессиональной орга­низации. Во многих странах они регламентируются законодательны­ми органами, не являющимися профессиональными организациями. Такие регулирующие органы могут нести солидарную или единолич­ную ответственность за применение дисциплинарных мер либо прово­дить анализ уже принятых мер.

Дисциплинарные меры обычно применяются в связи:

•   с несоблюдением требуемых стандартов профессиональных, тща­тельности, навыков или компетентности;

•   несоблюдением правил этики;

•    дискредитирующим или бесчестным поведением.
Дисциплинарные органы обычно применяют следующие санкции:

·         порицание

·         штраф

·         возмещение расходов;

·         лишение права заниматься практикой;

·         приостановление членства;

·         исключение из членов.

Другие санкции могут включать предупреждение, возврат платы за услуги, которая была получена от клиента, дополнительное обучение, а также выполнение работы другим участником за счет лица, к которо­му применены дисциплинарные меры.

Целесообразным является обнародование информации о дисцип­линарном и апелляционном производстве. В этом случае одновремен­но могут быть проинформированы участники и все присутствующие на слушании дела. Однако при принятии решения о способе обнародо­вания информации следует учитывать аспекты конфиденциальности и характер допущенного нарушения. О решении следует сообщать в соответствующий орган регулирования.

Этика аудиторов в России

Одним из обязательных качеств профессионального аудитора яв­ляется осознание ответственности перед обществом. Чтобы подчерк­нуть особую важность для общества аудиторских услуг и обеспечить определенные нравственные гарантии качества, принимается этиче­ский кодекс. В России он был утвержден и введен в действие 4 декабря 1996 г. общим собранием Аудиторской палаты России.

Российский Кодекс профессиональной этики аудиторов содержит 15 статей.

Статья 1. Общие положения. В данной статье обобщаются этиче­ские нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России; определяются нравствен­ные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудитор­ское сообщество.

Статья 2. Общепринятые моральные нормы и принципы. В этой ста­тье подтверждается обязанность аудиторов придерживаться общече­ловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступ­ках и решениях.

Статья 3. Общественные интересы. В данной статье предусматри­вается, что внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика ауди­торских услуг; аудитор должен быть убежден, что защищаемые инте­ресы заказчика возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.

Статья 4. Объективность и внимательность аудитора. В данной статье указывается, что выводы могут быть объективными только при Достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты. Дав­ление на аудитора в любой форме является недопустимым. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, со­блюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Статья 5. Независимость аудитора. В данной статье предусматри­вается, что в заключении или другом документе, составленном в ре­зультате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан созна­тельно заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.

Статья 6. Профессиональная компетентность аудитора. В этой статье указывается на то, что аудитор обязан воздерживаться от оказа­ния услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных за­дач аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов.

Статья 7. Конфиденциальная информация клиентов. В этой статье предусматривается обязанность аудитора сохранять в тайне конфиден­циальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.

Статья 8. Налоговые отношения. В данной статье предусматривает­ся, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению ауди­тор обязан руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Аудитор не должен способ­ствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты нало­гов и обмана налоговой службы. Все рекомендации и советы в области налогообложения необходимо представлять в письменной форме.

Статья 9. Плата за профессиональные услуги. В этой статье под­черкивается, что плата за профессиональные услуги аудитора должна соответствовать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости от объема и качества профессиональных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок такой оплаты.

Статья 10. Отношения между аудиторами. В данной статье ука­зывается, что аудиторы должны доброжелательно относиться к дру­гим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятель­ности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.

Статья 11. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. В этой статье подчеркивается, что сотрудники должны проявлять лояльное отношение к своей аудиторской фирме и всей своей деятельностью способствовать укреплению ее авторитета и дальнейшему развитию, поддерживать деловые доброжелательные отношения как между со­бой, так и с клиентами.

Статья 12. Публичная информация и реклама. В данной статье ука­зывается, что реклама деятельности аудиторской фирмы или индиви­дуального аудитора должна быть информативной, прямой и честной, исключающей возможность обмана и введения в заблуждение потен­циальных клиентов.

Статья 13. Несовместимые действия аудитора. В этой статье от­мечается, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной прак­тикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматри­вается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.

Статья 14. Аудиторские услуги в других государствах. В данной статье подчеркивается, что при проведении аудита в другой стране аудитор обязан знать и применять в своей работе международные ауди­торские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в ко­тором он осуществляет свою профессиональную деятельность.

Статья 15. Соответствие настоящего Кодекса международным нормам. В данной статье сказано, что нормы профессионального пове­дения, определяемые настоящим Кодексом, основаны на международ­ных этических нормах, разработанных МФБ.

Профессиональная этика в общении с руководством экономиче­ского субъекта определена ПСАД «Общение с руководством экономи­ческого субъекта», задачами которого являются:

а)  определение основных требований к общению аудиторской орга­низации с руководством экономического субъекта;

б)   определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных стадиях прове­дения аудита;

в)  определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

    1. Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации определены:

1)  Законом об аудите;

2)  Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Фе­дерации, утвержденными Указом  Президента РФ;

3)  Порядком осуществления аудиторской деятельности в Российской
Федерации, утвержденным Правительством РФ.

    2. Инициативная аудиторская проверка проводится:

1)  по инициативе государственных органов;

2)  по решению экономического субъекта;

3)  по инициативе аудитора или аудиторской фирмы.

    3.Имеют ли право аудиторские фирмы заниматься какой-либо предпри­нимательской деятельностью, кроме аудиторской:

1)да;

2) нет;

3) имеют, если это оговорено в уставе аудиторской организации.

    4.Что такое аудит:

1)  предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм)
по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой)
отчетности, а также оказанию иных аудиторских услуг;

2)  платная финансовая ревизия;

3)  проверка финансовой отчетности и выдача положительного аудитор­ского заключения.

    5.Основной целью аудита является:

1)  установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетнос­ти и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ;

2)  выявление мошенничества и ошибок в бухгалтерском учете и отчетнос­ти;

3)  исправление всех ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

    6.Аудиторская деятельность относится:

1)   к общественной деятельности;

2)   государственной деятельности;

3)   предпринимательской деятельности.

7.Аудиторская фирма решила совмещать аудиторский бизнес с бизнесом
в сфере продажи недвижимости. Оцените ситуацию:

1)  такая практика запрещена;

2)  для аудиторов нет ограничений для проведения операций с недвижи­мостью;

3)  возможность совмещения указанных видов бизнеса зависит от раз­ных условий.

8.Аудиторские фирмы в соответствии с законодательством РФ могут
иметь:

1)любую организационно-правовую форму акционерного общества за­крытого и открытого типа;

2)  любую организационно-правовую форму, за исключением формы ак­ционерного общества открытого типа;

3)  любую организационно-правовую форму.

    9.В штате аудиторской организации с 9 сентября 2003 г. должно состоять:

1)  не менее пяти аудиторов;

2)  не менее двух аудиторов;

3)  не менее трех аудиторов.

10.До рассмотрения заявления о вхождении в члены комитета по ауди­торской практике или МФБ необходимо:

1)   подписать обязательство соблюдать Кодекс этики;

2)   оплатить членский взнос;

3)   верно все перечисленное выше.

11. Обязательная аудиторская проверка проводится:

1)   в случаях, прямо установленных законодательством РФ;

2)при обнаружении некачественного аудита;

3)по поручениям Комиссии по аудиторской деятельности РФ.