2.1.Система регулирования аудиторской деятельности
2.2.Понтия аудита и его правовые нормы в Российской Федерации
2.3.Цели, задачи и общие принципы аудита
2.4.Этика аудита
2.1. Система регулирования аудиторской деятельности
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой для принятия множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах.
В настоящее время в России действует шестиуровневая система регулирования аудиторской деятельности.
I. Закон об аудите.
II. Законодательные и подзаконные нормативные акты.
III. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации (постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 и от 22.07.2003 № 405).
IV. Правила (стандарты) специальных видов деятельности.
V. Стандарты общественных объединений аудиторов.
VI. Внутрифирменные аудиторские стандарты.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определяет Закон об аудите, который заменил Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (временные правила — это не постоянный документ, он лишь предварял процедуру принятия Федерального закона).
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые
не должны противоречить Закону об аудите и иным федеральным законам. Нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся в любых других федеральных законах, также должны со
ответствовать указанному Закону. В случае противоречия Указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Закону об аудите или иному федеральному закону применяется Закон об аудите или
соответствующий федеральный закон. На основании и во исполнение Закона об аудите и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.
ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер. ФПСАД утверждаются Правительством РФ.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам до утверждения полного комплекта ФПСАД предписано руководствоваться в своей деятельности ПСАД, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД и иметь требования ниже последних.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут противоречить ФПСАД и внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности
Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе также утверждает Правительство РФ. Во исполнение Закона об аудите Правительством РФ принято постановление от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым определено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осщцествляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, является Минфин России.
На Минфин России возложено обеспечение разработки и представления в установленном порядке в Правительство РФ проектов ФПСАД, актов Правительства РФ, приведенных в соответствие с Законом об аудите, либо принятие решения о признании их утратившими силу.
Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:
• издание в пределах своей компетенции нормативных правовых
актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
• организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
• организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
• организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
• контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
• определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с Положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
• аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о Совете утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
Совет по аудиторской деятельности:
• принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
• разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
• рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
• осуществляет иные функции в соответствии с положением о данном Совете.
Члены Совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав Совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в Совете по аудиторской деятельности должно быть не менее 51% общего состава Совета. Кроме того, в него должны входить представители государственных органов, ЦБР и пользователей аудиторских услуг.
2.2. Понятие аудита и его правовые нормы в Российской Федерации
Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. В данном определении можно выделить несколько основных составляющих. Во-первых, понятие «предпринимательская деятельность» означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли, как и любые другие предпринимательские структуры. Во-вторых, понятие «независимость проверки» (его достаточно детальная расшифровка дана в Законе об аудите) является ключевым принципом проведения аудита. В-третьих, проверке может подлежать отчетность не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей, критерии обязательности также приведены в Законе об аудите.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.
Особенности правового положения аудиторских организаций, проводящих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего свою работу без образования юридического лица.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не вправе выполнять иные виды предпринимательской деятельности.
Аудиторская организация — это коммерческая организация, проводящая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, регулируется законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50% ее кадрового состава должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории России, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75%.
В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (данное положение вступило в силу с 09.09.2003). По замыслу законодателей эта новая норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы, а вертикальные и горизонтальные проверки специалистами одной фирмы работы друг друга снизят вероятность сговора отдельного аудитора с неблагополучным клиентом. Кроме того, укрупнение аудиторских фирм приведет к исчезновению (или существенному снижению) «карманных» аудиторов, действующих в интересах некоторых конкретных клиентов или определенной узкой группы организаций.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
2.3. Цели, задачи и общие принципы аудита
При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудите, но и стандартами.
ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита»1 утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Оно соответствует МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», а также Кодексу этики профессиональных бухгалтеров.
Настоящее ФПСАД, разработанное с учетом МСА, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.
Основные разделы ФПСАД:
— введение;
— цель аудита;
— общие принципы аудита;
— объем аудита;
— разумная уверенность;
— ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность
достоверно и объективно выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности (п. 2 МСА 200).
Цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в Законе об аудите, и в ФПСАД, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является:
• поиск ошибок и злоупотреблений;
• проверка правильности налоговых расчетов или налоговые консультации;
• разоблачение мошеннических действий.
Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.
При этом необходимо напомнить, что в соответствии с п. 3 Закона об аудите под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Согласно МСА понятие «достаточная уверенность» имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.
В МСА встречаются следующие разновидности уверенностей:
• абсолютная (бывает редко — только по очевидным вопросам);
• разумная (применяется в аудите);
• умеренная (применяется при обзорных проверках);
• низкая (уверенность отсутствует, она применяется при компиляции и выполнении согласованных процедур).
Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.
Процедуры, необходимые для проведения аудита в соответствии с МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.
Помимо правил (стандартов) разного уровня аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание законы, нормативные акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.
Задачами аудитора в процессе проверки являются следующие: оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.
Рассмотрим общие принципы аудита. Аудитор обязан соблюдать Кодекс этики профессионального аудиторского объединения, членом которого является сам либо аудиторская организация, в которой он работает. При проведении аудита в соответствии с МСА аудитор должен соблюдать Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, разработанный МФБ. Аудитор должен осуществлять аудит в соответствии с МСА. Он обязан проводить аудит в соответствии с ФПСАД, в которых содержатся основные требования, процедуры и руководящие указания, а также рекомендательные положения и примеры.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться этическими принципами, каковыми являются:
а) независимость;
б) честность;
в) объективность;
г) профессиональная компетентность и добросовестность;
д) конфиденциальность;
е) профессиональное поведение;
ж) следование законодательным требованиям.
Независимость аудиторской организации от экономического субъекта и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как формальных, так и фактических обстоятельств; она определяется в соответствии с законодательством РФ и ФПСАД.
Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может служить только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности выводов, рекомендаций и заключений.
Аудиторская организация не должна оказывать непосредственно услуги либо содействие в их реализации в виде рекомендаций или предложений, если они выходят за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.
Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ним. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.
Из общего перечня этических принципов понятия независимости и соблюдения конфиденциальности полученной информации регламентированы законодательно, следовательно, их можно назвать основополагающими, а остальные принципы являются общеэтическими.
При этом в ходе планирования и выполнения аудита должен проявляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтерской отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те их них, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. В частности, профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы не упустить из вида необычные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
Однако аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но и не должен безоговорочно доверять ему, он должен быть беспристрастным в своих суждениях. В связи с этим устные и письменные заявления руководства не заменяют необходимость получения аудитором достаточных доказательств для подготовки обоснованных выводов, на которых можно базировать аудиторское мнение.
Существуют присущие аудиту ограничения, которые сужают возможность обнаружения аудитором значительных искажений. Данные ограничения имеют место в силу следующих причин:
а) в ходе аудита применяется тестирование;
б) любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
в) преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в поддержку некоторого вывода, а не носит исчерпывающего характера.
Еще одним ограничением надежности аудита является фактор, заключающийся в том, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности, в отношении:
а) сбора аудиторских доказательств, например, при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
б) подготовки выводов, сделанных на основе собранных аудиторских доказательств, например, при анализе разумного характера оценочных значений, полученных руководством в ходе подготовки бухгалтерской отчетности.
Кроме указанных, существуют и другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для формирования выводов по определенным предпосылкам подготовки бухгалтерской отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами). В таких случаях в некоторых ФПСАД определены особые процедуры, которые в силу характера отдельных предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности обеспечивают достаточность надлежащих аудиторских доказательств.
В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности лежит на руководстве аудируемого лица.
Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от указанной ответственности.
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ
МФБ полагает, что в силу существующих национальных различий в культуре, языке, правовых и социальных системах задачу по подготовке соответствующих этических требований в первую очередь должны выполнять организации — члены МФБ в каждой стране и что эти же организации должны отвечать за внедрение и обеспечение их соблюдения. Однако МФБ полагает, что суть профессии бухгалтера во всем мире заключается в стремлении к достижению общих целей и соблюдении согласно этим целям ряда фундаментальных принципов. Признавая ответственность бухгалтерского профессионального сообщества как такового и считая, что собственная роль МФБ заключается в обеспечении руководства, содействии в последовательности в работе и ее гармонизации, Федерация сочла важным разработать международный Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который должен служить основой этических требований (кодексов этики, подробных правил, руководящих указаний, стандартов поведения), предъявляемых к профессиональным бухгалтерам, а следовательно, и к аудиторам.
Кодекс этики МФБ призван служить образцом для национальных руководств по этике. В нем устанавливаются стандарты поведения профессиональных бухгалтеров и излагаются основные принципы, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для достижения общих целей.
Представители бухгалтерской профессии мирового сообщества работают в средах с различными культурными традициями и нормативными требованиями. Однако основные принципы Кодекса надо неукоснительно соблюдать. Кодексом признается, что в случае, если какое-либо национальное требование противоречит какому-либо положению Кодекса, должно выполняться национальное требование. Для тех стран, которые решат принять Кодекс в качестве национального, МФБ подготовила примерный текст, который может быть использован для описания статуса и применимости Кодекса в соответствующей стране. Кодекс исходит составлен таким образом, что за исключением специально оговоренных случаев цели и фундаментальные принципы в равной степени действительны для всех профессиональных бухгалтеров независимо от того, занимаются ли они публичной практикой или коммерческой деятельностью, работают в государственном секторе или сфере образования.
Для профессии бухгалтера и аудитора характерны определенные черты, каковыми являются:
• владение соответствующими интеллектуальными навыками, приобретенными посредством подготовки и образования;
• приверженность представителей профессии общему кодексу ценностей и поведения, принятому соответствующим административным
органом, в том числе поддержка объективной точки зрения;
• осознание своего долга перед обществом в целом.
Долг представителей профессии перед профессиональным сообществом и обществом в целом время от времени может вступать в кажущееся противоречие с непосредственными личными интересами или обязанностью проявлять лояльность по отношению к работодателю. В связи с этим МФБ обязана установить этические требования для своих членов, чтобы обеспечить наивысшее качество их работы и общественное доверие к профессиональному сообществу.
Общественные интересы
Отличительной чертой профессии аудитора является признание им своей ответственности перед обществом. Это возлагает на представителей аудиторской профессии обязанность, продиктованную интересами общества, которые определяются как коллективное благосостояние сообщества людей и институтов, по предоставлению услуг профессиональными бухгалтерами.
Обязанности профессионального бухгалтера (аудитора) не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя. На стандарты бухгалтерской и аудиторской профессий значительное влияние оказывают интересы общества, в частности:
— независимые аудиторы помогают обеспечить целостность и эффективность финансовой отчетности, предоставляемой финансовым учреждениям в качестве вспомогательной документации для получения кредитов, а акционерам — для получения капитала;
— внутренние аудиторы помогают правильно оценить разумность системы внутреннего контроля, которая повышает достоверность внешней финансовой информации их работодателя;
— налоговые эксперты помогают обеспечить доверие, эффективность и справедливое применение налоговой системы;
— консультанты по управлению выполняют обязанности, продиктованные общественными интересами, способствуя принятию рациональных управленческих решений.
Профессиональные бухгалтеры выполняют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие секторы делового сообщества, а также правительство и население в целом полагаются на них в плане разумного финансового учета и финансовой отчетности, эффективного финансового управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам бизнеса и налогообложения. Отношение и поведение профессиональных бухгалтеров (аудиторов) при предоставлении ими таких услуг влияет на экономическое благосостояние их сообщества и страны в целом.
Цели и фундаментальные принципы, записанные в Кодексе этики МФБ, носят общий характер и не предназначены для использования в целях разрешения этических проблем профессионального бухгалтера (аудитора) в каком-либо конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые практические рекомендации для ряда типичных ситуаций, встречающихся в профессиональной бухгалтерской деятельности.
Кодекс разделен на три части:
• часть А содержит Требования ко всем профессиональным бухгалтерам, если не указано иное;
• часть В — только к публично практикующим профессиональным
бухгалтерам;
• часть С — только к наемным профессиональным бухгалтерам, но при определенных обстоятельствах данные требования могут касаться и бухгалтеров, нанятых публично практикующими бухгалтерами.
Внедрение и обеспечение соблюдения этических требований
Задача подготовки подробных этических требований в первую очередь возлагается на профессиональные организации каждой конкретной страны, даже если ответственность по опубликованию этих требований полностью или частично берет на себя государственный законодательный орган.
Утверждение этических требований организациями — членами МФБ не всегда обеспечивает обязательное соблюдение принятых стандартов поведения; для достижения эффективности в этой области соответствующие органы каждой страны должны предусмотреть меры по внедрению международных стандартов.
На каждой организации — члене МФБ лежит ответственность за продвижение высоких стандартов профессионального поведения и обеспечение соблюдения этических требований; в случае их несоблюдения в отношении такой организации может быть проведено расследование с принятием соответствующих мер.
Внедрению всего комплекса этических требований способствует разработка программы, направленной на обеспечение того, чтобы отдельные участники получили информацию обо всех этических требованиях и последствиях их несоблюдения.
Тем не менее могут иметь место случаи, когда такие требования будут грубо игнорироваться либо когда бухгалтеры вследствие ошибки, невнимания или недопонимания не будут их соблюдать. В интересах профессии и всех ее представителей в любой стране необходимо, чтобы публика была уверена в том, что несоблюдение этических требований, предъявляемых к бухгалтерам в данной стране, станет предметом расследования и в необходимых случаях будут приняты дисциплинарные меры.
Полномочия по применению дисциплинарных мер могут быть предусмотрены законодательством или уставом профессиональной организации. Во многих странах они регламентируются законодательными органами, не являющимися профессиональными организациями. Такие регулирующие органы могут нести солидарную или единоличную ответственность за применение дисциплинарных мер либо проводить анализ уже принятых мер.
Дисциплинарные меры обычно применяются в связи:
• с несоблюдением требуемых стандартов профессиональных, тщательности, навыков или компетентности;
• несоблюдением правил этики;
• дискредитирующим или бесчестным поведением.
Дисциплинарные органы обычно применяют следующие санкции:
· порицание
· штраф
· возмещение расходов;
· лишение права заниматься практикой;
· приостановление членства;
· исключение из членов.
Другие санкции могут включать предупреждение, возврат платы за услуги, которая была получена от клиента, дополнительное обучение, а также выполнение работы другим участником за счет лица, к которому применены дисциплинарные меры.
Целесообразным является обнародование информации о дисциплинарном и апелляционном производстве. В этом случае одновременно могут быть проинформированы участники и все присутствующие на слушании дела. Однако при принятии решения о способе обнародования информации следует учитывать аспекты конфиденциальности и характер допущенного нарушения. О решении следует сообщать в соответствующий орган регулирования.
Этика аудиторов в России
Одним из обязательных качеств профессионального аудитора является осознание ответственности перед обществом. Чтобы подчеркнуть особую важность для общества аудиторских услуг и обеспечить определенные нравственные гарантии качества, принимается этический кодекс. В России он был утвержден и введен в действие 4 декабря 1996 г. общим собранием Аудиторской палаты России.
Российский Кодекс профессиональной этики аудиторов содержит 15 статей.
Статья 1. Общие положения. В данной статье обобщаются этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России; определяются нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество.
Статья 2. Общепринятые моральные нормы и принципы. В этой статье подтверждается обязанность аудиторов придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях.
Статья 3. Общественные интересы. В данной статье предусматривается, что внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг; аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы заказчика возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.
Статья 4. Объективность и внимательность аудитора. В данной статье указывается, что выводы могут быть объективными только при Достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты. Давление на аудитора в любой форме является недопустимым. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
Статья 5. Независимость аудитора. В данной статье предусматривается, что в заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.
Статья 6. Профессиональная компетентность аудитора. В этой статье указывается на то, что аудитор обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов.
Статья 7. Конфиденциальная информация клиентов. В этой статье предусматривается обязанность аудитора сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
Статья 8. Налоговые отношения. В данной статье предусматривается, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор обязан руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Аудитор не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Все рекомендации и советы в области налогообложения необходимо представлять в письменной форме.
Статья 9. Плата за профессиональные услуги. В этой статье подчеркивается, что плата за профессиональные услуги аудитора должна соответствовать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости от объема и качества профессиональных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок такой оплаты.
Статья 10. Отношения между аудиторами. В данной статье указывается, что аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
Статья 11. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. В этой статье подчеркивается, что сотрудники должны проявлять лояльное отношение к своей аудиторской фирме и всей своей деятельностью способствовать укреплению ее авторитета и дальнейшему развитию, поддерживать деловые доброжелательные отношения как между собой, так и с клиентами.
Статья 12. Публичная информация и реклама. В данной статье указывается, что реклама деятельности аудиторской фирмы или индивидуального аудитора должна быть информативной, прямой и честной, исключающей возможность обмана и введения в заблуждение потенциальных клиентов.
Статья 13. Несовместимые действия аудитора. В этой статье отмечается, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
Статья 14. Аудиторские услуги в других государствах. В данной статье подчеркивается, что при проведении аудита в другой стране аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.
Статья 15. Соответствие настоящего Кодекса международным нормам. В данной статье сказано, что нормы профессионального поведения, определяемые настоящим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных МФБ.
Профессиональная этика в общении с руководством экономического субъекта определена ПСАД «Общение с руководством экономического субъекта», задачами которого являются:
а) определение основных требований к общению аудиторской организации с руководством экономического субъекта;
б) определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных стадиях проведения аудита;
в) определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
1. Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определены:
1) Законом об аудите;
2) Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ;
3) Порядком осуществления аудиторской деятельности в Российской
Федерации, утвержденным Правительством РФ.
2. Инициативная аудиторская проверка проводится:
1) по инициативе государственных органов;
2) по решению экономического субъекта;
3) по инициативе аудитора или аудиторской фирмы.
3.Имеют ли право аудиторские фирмы заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской:
1)да;
2) нет;
3) имеют, если это оговорено в уставе аудиторской организации.
4.Что такое аудит:
1) предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм)
по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой)
отчетности, а также оказанию иных аудиторских услуг;
2) платная финансовая ревизия;
3) проверка финансовой отчетности и выдача положительного аудиторского заключения.
5.Основной целью аудита является:
1) установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ;
2) выявление мошенничества и ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
3) исправление всех ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.
6.Аудиторская деятельность относится:
1) к общественной деятельности;
2) государственной деятельности;
3) предпринимательской деятельности.
7.Аудиторская фирма решила совмещать аудиторский бизнес с бизнесом
в сфере продажи недвижимости. Оцените ситуацию:
1) такая практика запрещена;
2) для аудиторов нет ограничений для проведения операций с недвижимостью;
3) возможность совмещения указанных видов бизнеса зависит от разных условий.
8.Аудиторские фирмы в соответствии с законодательством РФ могут
иметь:
1)любую организационно-правовую форму акционерного общества закрытого и открытого типа;
2) любую организационно-правовую форму, за исключением формы акционерного общества открытого типа;
3) любую организационно-правовую форму.
9.В штате аудиторской организации с 9 сентября 2003 г. должно состоять:
1) не менее пяти аудиторов;
2) не менее двух аудиторов;
3) не менее трех аудиторов.
10.До рассмотрения заявления о вхождении в члены комитета по аудиторской практике или МФБ необходимо:
1) подписать обязательство соблюдать Кодекс этики;
2) оплатить членский взнос;
3) верно все перечисленное выше.
11. Обязательная аудиторская проверка проводится:
1) в случаях, прямо установленных законодательством РФ;
2)при обнаружении некачественного аудита;
3)по поручениям Комиссии по аудиторской деятельности РФ.