Глава 21
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, а также с учетом следующих допущений:
— имущественной обособленности организации;
— последовательности применения учетной политики;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
• наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
• соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
• последовательность применения учетной политики;
• наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
•
полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной
политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на
оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
• соблюдение учетной политики.
Для ознакомления с учетной политикой при проведении аудита изучаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:
1)
приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике
проверяемой
организации;
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
5)
утвержденные методики учета отдельных показателей и другие
приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
6) пояснительная записка, которая раскрывает:
— сведения, относящиеся к учетной политике организации;
— избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
— изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;
— дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие вовремя изданных и правильно оформленных приказа (распоряжения) об учетной политике и других соответствующих распорядительных документов не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики:
• издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об четной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Следует отметить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
•
утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых
нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология
обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы
оценки имущества, порядок контроля хозяйственных
операций и др. (п. 5 ПБУ
1/98);
• издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/98);
• издавался ли приказ об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/98).
Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:
• существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);
• изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;
• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Изменения в учетной политике должны быть обоснованы. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, которое помогает аудитору выявлять, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере. , Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности.
Таким образом, информация об учетной политике является одним из объектов аудиторской проверки. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике.