Глава 21
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из тре­бований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика орга­низации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, а также с учетом следующих допущений:

имущественной обособленности организации;

последовательности применения учетной политики;

    — временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

   наличие и состав распорядительных документов по учетной по­литике;

   соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

   последовательность применения учетной политики;

   наличие способов учета, отличных от установленных норматив­ными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

   полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной
политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влия­ющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

   соблюдение учетной политики.

Для ознакомления с учетной политикой при проведении аудита изу­чаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтер­ского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, оп­ределяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

 

1)   приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой
организации;

2)   рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3)   перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

4)   правила документооборота и технологии обработки учетной ин­формации;

5)   утвержденные методики учета отдельных показателей и другие
приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6)   пояснительная записка, которая раскрывает:

 

сведения, относящиеся к учетной политике организации;

избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

изменения в учетной политике, существенно влияющие на оцен­ку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в от­четном году или периодах, следующих за отчетным;

дополнительные данные о событиях после отчетной даты и ус­ловных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение руковод­ства клиента к формированию и исполнению учетной политики. На­личие вовремя изданных и правильно оформленных приказа (распо­ряжения) об учетной политике и других соответствующих распоряди­тельных документов не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управле­ния организацией.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики:

   издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об четной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Следует отметить, что вновь со­зданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (го­сударственной регистрации);

   утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нети­повых первичных документов, правила документооборота и техноло­гия обработки учетной информации, порядок проведения инвентари­зации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных
операций и др. (п. 5 ПБУ 1/98);

   издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную полити­ку (п. 16 ПБУ 1/98);

   издавался ли приказ об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/98).


Дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесе­ны в момент приобретения организацией активов или при возникно­вении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодатель­стве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих слу­чаях:

   существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);

   изменений российского законодательства или системы норматив­ного регулирования бухгалтерского учета в России;

   разработки организацией новых способов ведения бухгалтерско­го учета.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряже­ния) об учетной политике, которое помогает аудитору выявлять, ка­кие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере. , Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор органи­зацией способов бухгалтерского учета и особенности применения спо­собов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отрасле­вой принадлежности.

Таким образом, информация об учетной политике является одним из объектов аудиторской проверки. Аудиторское заключение, подтвер­ждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно распрост­раняться в равной степени и на информацию об учетной политике.