Глава 3
ВИДЫ АУДИТА И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Виды аудита
3.2.Обязательная аудиторская проверка
3.3.Сопутствующие аудиту услуги
3.4.Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
3.5.Внутренний аудит
3.6.Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
3.7.Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

3.1. Виды аудита

В отечественной теории и практике, как и в западных странах с ры­ночной экономикой, аудит подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Некоторые виды внутреннего аудита на­зываются управленческим, или производственным, аудитом.

Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими фирмами (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе до­говоров (заказов) с организациями. В зависимости от порядка прове­дения аудита в международной практике различают несколько его мо­дификаций.

Финансовый аудит предусматривает оценку достоверности финан­совой отчетности. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы и правила ведения бухгалтерского учета. Финансовый аудит обычно проводится независимыми аудиторами, результатом работы которых является составление заключения.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, дого­ворных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подле­жат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисле­ния и уплаты налогов и т. д.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит осуществляется для проверки процедур и ме­тодов функционирования предприятия с целью оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно применять для проверки выпол­нения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы пер­сонала и т.п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

Если аудит финансовой отчетности служит для проверки отчетнос­ти субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установ­ленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета и его результаты могут быть опубликованы и разосланы широкому кру­гу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государ­ственного регулирования и др., то специальный аудит — это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (напри­мер, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок осуществления обязательного аудита регла­ментируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой провер­ки определяет сам клиент.

Аудит подразделяется на первоначальный и периодический (повто­ряющийся, согласованный).

Первоначальный аудит — это аудит, который проводится для дан­ного клиента впервые. В данном случае риск и трудоемкость аудита существенно увеличиваются, так как аудиторы не располагают необ­ходимой информацией об особенностях деятельности клиента, систе­ме его внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой повторно либо регулярно. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает вы­сококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

И наконец, аудит подразделяют на подтверждающий, системно-ори­ентированный и базирующийся на риске.

Системно-ориентированный аудит — это проведение проверки хо­зяйствующего субъекта с целью оценки состояния и эффективности действия системы внутреннего контроля на предприятии в целом и внутреннего аудита в частности.

Базирующийся на риске аудит предполагает концентрацию усилий на проверку тех области или конкретных объектов, где риски, как пра­вило, являются наибольшими, при сокращении времени на проверку объектов, где риски отсутствуют или являются ничтожно малыми.


Следует отметить, что приведенная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения ауди­торских услуг позволит определить новые виды и направления ауди­торской деятельности.

3.2. Обязательная аудиторская проверка

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) по организационно-правовой форме организация представляет собой открытое акционерное общество;

2) по виду деятельности организация является:

 

— кредитной организацией;

— страховой организацией или обществом взаимного страхования;

— товарной или фондовой биржей;

— инвестиционным институтом или фондом;

— государственным внебюджетным фондом, источником образова­ния средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юриди­ческими лицами;

— фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц (Федераль­ный закон от 14.12.2001 № 164-ФЗ «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"»; далее —
Федеральный закон № 164-ФЗ);

3) по финансовым показателям деятельности объем выручки орга­низации или индивидуального предпринимателя от реализации про­дукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 000 раз превышает МРОТ, установленный законодательством РФ, либо сум­ма активов баланса на конец отчетного года в 200 000 раз превышает МРОТ, установленный законодательством РФ.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Для осуществления обязательного аудита в организациях, в уставных (скла­дочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, договоры оказа­ния аудиторских услуг должны заключаться по итогам открытого кон­курса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правитель­ством РФ, если иное не установлено федеральным законом (Федераль­ный закон № 164-ФЗ).

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтер­ской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодатель­ством РФ (п. 3 Федерального закона № 164-ФЗ).

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

3.3. Сопутствующие аудиту услуги

Значительное место в Законе об аудите отводится так называемым сопутствующим аудиту услугам.

В Кодексе этики МФБ они не определены, в нем содержится доста­точно общая формулировка: «Публично практикующий профессио­нальный бухгалтер не должен одновременно принимать участие в ка­ком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому являются не совмес­тимыми с оказанием профессиональных услуг». Не имея по этому воп­росу более конкретных указаний, предполагается, что аудитор, кото­рый проверяет фирму и одновременно сам работает в ней, не может быть независимым и объективным. Для западных специалистов само собой разумеющимся считается, что солидные и авторитетные аудито­ры, адвокаты, нотариусы, врачи, не желающие потерять деловую репу­тацию, не вправе заниматься на профессиональном уровне какой-либо побочной деятельностью, кроме своей основной.

В настоящее время аудиторская деятельность включает два компо­нента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие ему услуги. В аудиторских организациях они начинают занимать все боль­ший удельный вес по количеству, видам и объемам выполнения. И это не случайно, так как именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, пра­ва, налогообложения, финансов. В связи с этим в нашей стране и был создан не имеющий аналога в МСА стандарт «Характеристика сопут­ствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». После принятия Закона об аудите данный стандарт пока еще не пересмотрен, поэтому необходимо руководствоваться перечнем сопутствующих ус­луг, оказание которых разрешено аудиторским организациям, указан­ным Законом.

Еще раз подчеркнем, что в соответствии с законом аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме прове­дения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Для осуществле­ния последних от исполнителей требуется профессиональная компе­тентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического ана­лиза, налогообложения, хозяйственного права и экономики.

В соответствии с Законом об аудите под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и инди­видуальными аудиторами следующих услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, со­ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское кон­сультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое кон­сультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с рест­руктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судеб­ных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информацион­ных технологий;

7) оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных
комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление биз­нес-планов;

9) осуществление маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области аудиторской деятельности, а также информации о их результатах, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством РФ порядке спе­циалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельнос­тью.

Трудности с определением иных услуг (см. п. 12) возникают у мно­гих аудиторов, а также лиц, желающих заниматься аудиторской дея­тельностью, еще на этапе получения лицензий. Так, если в уставе ауди­торской организации, подававшей документы на получение лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, были указаны юриди­ческие услуги, то ЦАЛ АК отказывала им в выдаче лицензии до приве­дения состава оказываемых услуг в соответствие с действующим зако­нодательством.

Сопутствующие аудиту услуги условно могут быть подразделены на услуги контроля, услуги действия и консультационные услуги. Ус­луги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правильность и обоснованность отражения фактов хозяйственной деятельности, на­числение налоговых платежей и др. К услугам действия относятся, на­пример, проведение маркетинговых исследований, разработка инвес­тиционных проектов, а также постановка бухгалтерского учета, его ве­дение и восстановление.

С развитием рыночных отношений консультационные услуги ста­новятся необходимыми. Это объясняется тем, что рыночная экономи­ка базируется на формировании здоровой конкурентной среды, а что­бы достичь конкурентных преимуществ, фирмам нужны нововведения, для чего и требуются квалифицированные советы. Если на первых эта­пах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были очень незначительными, то сегодня их спектр существенно расширился: внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслужива­ние, образовательные, юридические, услуги по подбору персонала, обес­печение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризис­ному управлению и т.п. Спрос на консалтинговые услуги растет не толь­ко в России, но и во всем мире. Основными причинами этого являются конкуренция, структурные преобразования в фирмах, интернациона­лизация и глобализация бизнеса. В настоящее время в большинстве развитых стран консультирование по экономике и управлению стано­вится отдельным спектром услуг, однако в России ситуация пока скла­дывается иначе.

Внутренний спрос на консультационные услуги в России еще от­стает от спроса в развитых странах. Но следует отметить, что кроме внутреннего существует и внешний спрос, который направлен, как пра­вило, на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действу­ющих на территории России. Основным источником внешнего спроса являются инвестиции и техническая помощь международных органи­заций, правительств и частных фондов зарубежных государств.

По мнению российских специалистов, в настоящее время существу­ют две тенденции развития рынка аудиторско-консультационных ус­луг, направленные на укрепление фирм, специализирующихся на ока­зании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг.

Увеличение доли консультационных в общем объеме профессио­нальных услуг, на наш взгляд, связано:

• с особой популярностью услуг по осуществлению слияния или, наоборот, разделения фирм. Кроме того, в настоящее время широко востребованы консультационные услуги по финансовому оздоровле­нию предприятий и услуги, связанные с корпоративными финансами;

• возрастающим количеством транснациональных сделок, что яв­ляется важным фактором, способствующим расширению деятельнос­ти департаментов налогового планирования аудиторско-консультаци­онных фирм. Если раньше специалисты по налогам решали отдельные
задачи, то сейчас они все чаще вовлекаются в масштабные комплекс­ные консультационные проекты: разработку и реализацию стратегии развития деятельности клиента;

• сложными экономическими ситуациями, требующими нестандар­тных оперативных решений.

В настоящее время на рынке консультационных услуг в России пре­обладают следующие тенденции:

• рост объемов консультационной деятельности и увеличение ко­личества работников консультационных фирм;

• появление новых видов, форм консультирования и рынков кон­сультационных услуг.

• улучшение качества консультационных услуг;

• увеличение числа фирм-клиентов.

Все сопутствующие аудиту услуги подразделяются на совместимые и несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки. При оказании совместимых услуг их можно выполнять одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; до­пускается также включение совместимых услуг в общий перечень ра­бот по договору обязательного ежегодного аудита.

При оказании несовместимых услуг необходимо учитывать требо­вание Закона об аудите. Обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, ока­зывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгал­терского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается наруше­нием принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблю­дение принципа независимости возлагается на аудиторскую организа­цию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются непосредственно аудиторской органи­зацией.

Профессор Санкт-Петербургского государственного аграрного уни­верситета С. Бычкова в качестве перспективных называет следующие услуги аудиторов:

1. Оценка риска. Она помогает определить вероятность возникно­вения неблагоприятных обстоятельств. Особое значение данная услу­га приобретает при оценке финансовых инструментов: финансовых опционов, фьючерсов, форвардов, свопов и др., поскольку им присущи
такие специфические виды риска, как кредитный, рыночный, конт­рольный, риск изменения законодательства.

2. Определение надежности систем. Оно дает информацию о «чест­ности» информационных систем и контроле, осуществляемом за их деятельностью с целью повышения эффективности данных систем.

3. Электронная торговля. В этом контексте внимание аудитора дол­жно быть сконцентрировано на защищенности и подлинности элект­ронных сделок и связи.

4. Контроль за эффективностью функционирования объекта. Он позволяет следить за качественной работой объекта и надежностью предоставляемой информации.

4. Наблюдение за эффективностью капиталовложений с представ­лением отчета по этому вопросу вышестоящей организации, исследо­вание необычных ситуаций и принятие решений по ним.

5. Проектирование информационных систем и работа в качестве внешних источников обработки информации. В будущем для пользо­вателей появится корпоративная база данных с централизованной системой управления, содержащая бухгалтерские отчеты и заключения аудиторов. Разработка таких систем позволит на основе доступного программного обеспечения призводить собственный анализ.

6. Оценка информации, размещенной в Интернете. Например, ин­формация о состоянии дел на фирме, включая бухгалтерские отчеты, помещается в компьютерную систему связи на соответствующую стра­ничку, к которой может обратиться любой субъект, интересующийся бухгалтерской отчетностью. Однако для пользователя прежде всего важно, насколько достоверна эта информация. Нажав на опцию «ауди­тор», можно определить мнение специалиста о достоверности инфор­мации на данной странице (проверены ли эти данные, имеется ли от­чет аудитора по ним и т.д.).

7. Экологическая оценка. Так, в некоторых западных странах в со­ответствии с законами об охране окружающей среды был создан не­ обычный актив — право выброса вредных веществ, т.е. фактически вве­дено лицензирование на право выброса определенного количества вред­ных веществ в атмосферу. Если предприятие не до конца использовало этот актив, то оставшуюся часть оно может продать через агентство по охране окружающей среды. Следует обратить внимание, что такое пра­во не предоставляется вновь созданным предприятиям, они должны покупать его только у действующих организаций. Задача аудитора со­стоит в том, чтобы проверить правильность оценки этих прав, способы соответствующих измерений, методы оценки (по рыночным ценам или с помощью других средств) и др.

8. Проверка отражения результатов мероприятий по охране окру­жающей среды в бухгалтерских отчетах предприятий. В данном слу­чае проверяется наличие необходимых лицензий на проведение мероприятий, так или иначе связанных с охраной окружающей среды.

Помимо специальных требований, к каждому виду сопутствующих аудиту услуг предъявляются и общие профессиональные требования.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация, где это возможно, долж­на соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.


Специалисты аудиторских организаций, принимающие участие в проведении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, обяза­ны выполнять необходимые профессиональные требования и этиче­ские нормы аудиторской деятельности, к которым относятся честность, объективность, профессиональная компетентность, прилежание, скромность, следование правилам профессионального поведения, со­блюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности и принципа конфиденциальности информации, ставшей известной аудиторам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность:

— за соблюдение действующего законодательства;

— полноту и правильное юридическое оформление документов;

— точность, достоверность и своевременность предоставления до­кументов, сведений, информации, а также любые ограничения возмож­ности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сро­ки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующе­му законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказы­ваемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также при за­держке ее предоставления со стороны экономического субъекта.

Выполнение работ и оказание услуг, сопутствующих аудиту, тре­буют от аудиторских организаций:

• действовать в соответствии с заданием заказчика, сформулирован­ным в письменном виде (в форме договора или контракта, техническо­го задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);

• планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

• документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

• четко разграничивать ответственность и функции исполнителей при выполнении части задания сторонними организациями или сотруд­никами, не входящими в штат аудиторской организации;

• разрабатывать постоянно действующие типовые формы отчетно­сти по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг;

• контролировать качество выполненных работ или оказанных ус­луг, сопутствующих аудиту, особенно в крупных аудиторских органи­зациях;

• подготавливать по итогам выполнения работ или услуг документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором. К нему может прилагаться задание на выполнение работ, содержащее:

• перечень источников данных (первичных документов), представ­ляемых аудиторской организации для обработки;

• перечень документов, которые должны быть составлены аудитор­ской организацией в результате обработки источников данных, с ука­занием носителя (бумажный, машинный и т.д.);

• перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект хо­
чет получить от аудиторской организации.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются до­кументально оформленные результаты в виде расчетов, письменно со­ставленных первичных документов, регистров учета, отчетности, спра­вок и т.п.

Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует использовать ФПСАД № 12 «Согласование условий про­ведения аудита».

Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, долж­ны обладать необходимым опытом работы и высокой квалификацией. В процессе выполнения таких услуг аудиторская организация вправе привлекать экспертов в соответствии с Правилом (стандартом) «Ис­пользование работы эксперта». При этом с аудиторской организации не снимается ответственность за качество оказываемых услуг, сопут­ствующих аудиту.

3.4. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Независимость аудитора — один из принципов аудита, заключа­ющийся в обязательном отсутствии при формировании мнения ауди­тора его финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности относительно проверяемого экономическо­го субъекта, превышающей договорные отношения на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей сторо­ны: собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор. В заключении или другом документе, сос­тавленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей незави­симости в отношении клиента как по формальным, так и по фактичес­ким обстоятельствам.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и опре­деляющие ее критерии регламентируются нормативной базой аудитор­ской деятельности.

В соответствии со ст. 12 Закона об аудите он не может осуществ­ляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несу­щими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского уче­та и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) ауди­руемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лица­ ми, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтер­ского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также бра­тья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должност­ные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемыхлиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несу­щими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского уче­та и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должност­ные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, бра­тья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с
учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными ли­цами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансо­вой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, яв­ляющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителя­ ми (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих учредителей (участников) с этой аудиторской организацией;

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтер­ской) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.

Если систематизировать приведенные основания, не разрешающие проведение аудита, то при осуществлении обязательной аудиторской проверки аудиторы не должны от проверяемого предприятия иметь следующие зависимости:

—финансовую (материальную);

—родственную (с лицами, несущими ответственность за организа­цию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчет­ности);

—должностную.

—Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудитор­ским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг оп­ределяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требо­ваний аудируемых лиц относительно содержания выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

В некоторых странах (например, в Великобритании) принято оце­нивать степень объективности и независимости аудитора со стороны общественности. Для защиты в глазах общественности своей объектив­ности и независимости официальные аудиторы должны рассмотреть определенные вопросы перед принятием решения о том, соглашаться ли на новый контракт или продолжать работу по существующему на данный момент назначению.

При этом, во-первых, необходимо убедиться, что аудитор не имеет (либо не намеревается получить) прямого или косвенного материаль­ного финансового интереса в компании, для которой он оказывает про­фессиональные услуги, требующие независимости. Финансовая связь с клиентом может иметь место в ряде случаев, в том числе:

— при непосредственной финансовой заинтересованности в делах клиента (например, имея на руках ценные бумаги, эмитированные дан­ным экономическим субъектом);

— через косвенную материальную финансовую заинтересованность
в клиенте, например, если аудитор является доверенным лицом дове­рительного фонда или распорядителем (попечителем) любого имуще­ства и эта аудиторская организация имеет финансовую заинтересован­ность в отношении компании клиента;

— через займы, выданные клиенту или полученные от него или ак­ционера компании-клиента (не относится к займам, предоставляемым банками или другими финансовыми учреждениями, когда они оформляются согласно установленным процедурам, срокам и требованиям);

— через получение от клиента материальных благ или услуг (полу­чение каких-либо товаров или услуг допустимо только в том случае, когда их стоимость не ниже той, по которой они предоставляются дру­гим потребителям);

— если имеется финансовая заинтересованность в создании совме­стного предприятия с клиентом или его служащим(и);

— через финансовую заинтересованность в лице, которое не явля­ется клиентом, но выступает инвестором последнего или получает от него инвестиции.

Во-вторых, следует уточнить, не вступает ли ответственность ауди­тора перед третьей стороной в противоречие с его ответственностью перед клиентом.

 


В-третьих, необходимо разобраться, каким образом влияет на позицию аудитора оказание клиентам прочих (сопутствующих аудиту) услуг. Оказывая профессиональные услуги, аудитор, как правило, предоставляет различные рекомендации по улучшению управления предприятием, налогообложению, организации систе­мы внутреннего контроля. Кроме того, в дополнение к выполнению аудиторских функций он может оказывать клиенту консультацион­ные, юридические, оценочные и иные разрешенные лицензией услуги. При этом аудитор должен соблюдать осторожность и не выполнять управленческие функции, вторгаясь в сферу принятия руководя­щих решений, ответственность за которые должна всегда оставаться за руководством клиента. Если аудитор занимается подготовкой для клиента учетных документов, он не должен принимать участия в их проверке.

В-четвертых, важно оценить степень финансовой зависимости аудитора от клиента в связи с получаемой от него доли вознагражде­ния.

В-пятых, следует изучить перспективы сохранения с клиентом нор­мальных взаимоотношений, которые могут быть нарушены в ходе те­кущего или предстоящего судебного разбирательства. Возбуждение клиентом судебного процесса в отношении как самого аудитора, так и третьих лиц (с привлечением аудитора в качестве эксперта или пове­ренного), а также аналогичные действия аудитора при совершении, например, недобросовестных действий со стороны должностных лиц компании либо взыскании в принудительном порядке суммы гонора­ра за проведенную ранее работу могут фактически расцениваться как нарушение независимости аудитора. Подобное возбуждение судебно­го иска, а также вероятность его возникновения или объявленное на­мерение подать судебный иск могут оказать отрицательное влияние на способность аудитора честно и беспристрастно выполнить работу по составлению заключения. Подобные действия (даже если они еще не произошла) могут повлиять на лояльность руководства компании в отношении аудитора.

Наконец, в-шестых, нужно проанализировать предварительные ус­ловия и требования об определенном содержании выводов по резуль­татам аудита.

Таким образом, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших негативных обстоятельств. В случае установления фактов, свидетель­ствующих об утрате независимости и невозможности устранить соот­ветствующие обстоятельства, следует отказаться от дальнейшего про­ведения аудита.

3.5. Внутренний аудит

Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors) оп­ределяет внутренний аудит как независимую деятельность в органи­зации по проверке и оценке работы в ее интересах, а также контроль, который осуществляется путем проверки и оценки адекватности и эф­фективности других видов контроля.

Согласно Перечню терминов и определений, используемых в ПСАД, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, внутренний аудит — это организованная на экономическом субъек­те в интересах его собственников и регламентированная его внутрен­ними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функциониро­вания системы внутреннего контроля. В состав внутреннего аудита входят назначаемые собственниками экономического субъекта реви­зоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или их группы.

Отличительная особенность данного определения заключается в том, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или их групп, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.

Место внутреннего аудита в системе управления описано в ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля в ходе аудита» и «Изучение и использование работы внутреннего аудитора». МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» и 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» также посвящены исследованию возможностей внутреннего аудита.

На наш взгляд, внутренний аудит — это один из способов контроля за эффективностью деятельности отдельных подразделений экономиче­ского субъекта, при этом для руководства и (или) собственников эконо­мического субъекта он имеет информационное и консультационное зна­чение и призван содействовать оптимизации функционирования эконо­мического субъекта и достижению поставленных целей.

Для определения места внутреннего аудита в системе контроля не­обходимо определиться с его структурой. В системе внутреннего ауди­та можно выделить наиболее существенные элементы.

1. Субъекты контроля, т.е. специалисты, осуществляющие внутрен­ний аудит. Чем выше их профессиональная квалификация и объектив­ность, тем качественнее результаты контроля. К требованиям, предъяв­ляемым к знаниям и умениям работников внутреннего аудита, отно­сятся знание особенностей функционирования предприятия и структуры управления, владение техникой и методикой проведения проверок, знание норм законодательства, умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке, способ­ность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комп­лекса рекомендаций.

2. Объект и предмет. Объект внутреннего аудита — это звено систе­мы управления организацией, обеспечивающее контроль. Объекты выбираются в соответствии с целями деятельности организации.

3. Метод внутреннего аудита организации. Таковым является способ достижения цели, который характеризуется использованием общенауч­ных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встреч­ная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логи­ческая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

При исследовании места внутреннего аудита в системе контроля предприятия необходимо остановиться на его целях и задачах, а также функциях и принципах.

Для достижения целей внутреннего аудита должны решаться сле­дующие задачи:

• оценка экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности;

• прогнозирование экономического развития организации на перс­пективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних фак­торов;

• минимизация расходов и потерь во взаимоотношениях с бюдже­том, другими государственными структурами и партнерами.

Перечисленные задачи включают в себя как аналитические, так и контрольные функции.

К задачам внутренней аудиторской службы в наиболее укрупнен­ном виде можно отнести следующие:

1) периодический контроль за финансово-хозяйственной деятель­ностью;

2) финансово-экономический анализ деятельности организации;

3) консультационные услуги.

В зависимости от специфики организации, особенностей ее органи­зационной структуры и целей, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными.

В практической деятельности внутренние аудиторы должны руко­водствоваться требованиями норм законодательства РФ, а также уч­редительными документами, приказами по предприятию и должност­ными инструкциями. Факторы, влияющие на организацию внутрен­него аудита, приведены на схеме (рис. 1).

Создание эффективной системы внутреннего аудита достаточно сложная задача. Это объясняется следующими причинами:

— большим количеством составляющих финансово-хозяйственно­го цикла, которые нуждаются в контроле (закупка, реализация, произ­водство и др.);

— высокими профессиональными и моральными требованиями к аудиторам (их квалификация должна, по крайней мере, соответство­вать квалификации лиц, деятельность которых проверяется).

Мотивацией организации внутреннего аудита на крупных и сред­них предприятиях служат:

— усложнение системы законодательства;

— стремление управлять финансовыми ситуациями;

— усиление эффективности управления деятельностью самого пред­приятия и его структурных подразделений;

— контроль за рациональным использованием ресурсов;

— выполнение обязательств;

— оптимизация системы учета.

Организация внутрипроизводственного аудита не относится к воп­росам, законодательно регламентируемым государством. Это прерога­тива самого предприятия. Между тем от эффективности его функцио­нирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит указывает пути совершенствования системы управления.

Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложе­но на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), а также на сторонние организации и (или) внешних аудиторов, при­влекаемых для его проведения. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Согласно международному опыту организации внутреннего аудита возможно вынесение его структур за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям. Однако в этом случае неизбежно удли­няется процедура получения и эффективного использования оператив­ной информации, т.е. создается параллельная информационная струк­тура с возможным дублированием первичных документов и процедур, что экономически невыгодно и может привести к снижению качества информации. При любых вариантах организации такой службы для экономии средств, повышения эффективности ее работы и обеспече­ния конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, деятельность службы внутреннего аудита должна быть строго регламентирована.

Чтобы обеспечить объективность оценок принимаемых в управлен­ческой структуре важных решений, необходимо создать условия дол­жной независимости аудиторской службы. Это означает, что она не может быть подчинена финансовому директору или другому должно­стному лицу, в обязанности которого входит управление финансами.

Кроме того, подразделение внутреннего аудита должно быть обо­соблено от бухгалтерии и других служб (в особенности тех, чья дея­тельность будет проверяться) и подчиняться только руководящему органу организации. Это одно из кардинальных отличий системы внут­реннего аудита от системы контрольно-ревизионных служб, находя­щихся в структуре бухгалтерии и подчиненных главному бухгалтеру.

Внутренний аудит тесно связан со всей системой учета, а его функ­ции в значительной степени совпадают с контрольными функциями бухгалтерского учета организации и функциями внешнего аудита по осуществлению контрольной деятельности. Внутренний аудит — это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и ме­тодам проведения имеющий много общего с внешним аудитом.

3.6. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (да­лее — аттестация) — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуще­ствляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно его сдавшим, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограни­чения срока действия.

Обязательными требованиями к претендентам на получение ква­лификационного аттестата аудитора являются:

1) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридиче­ском образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования с государственной аккредитацией,
либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридичес­ком образовании, полученном в образовательном учреждении иност­ранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного
документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

2) наличие стажа работы по экономической или юридической спе­циальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалифи­кационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень докумен­тов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количе­ство и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и по­рядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за го­дом получения аттестата, проходить обучение по программам повыше­ния квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом в объеме, установленном законодательством. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-мето­дическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осу­ществление образовательной деятельности.

 

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата ауди­тора с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание аудитора в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) установлен факт несоблюдения требований ст. 8 «Аудиторская тайна» и ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Закона об аудите;

4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или ФПСАД;

5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключе­ния без проведения проверки;

6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;

7) установлен факт нарушения аудитором требования о прохожде­нии обучения по программам повышения квалификации, закреплен­ного ст. 15 Закона об аудите.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по осно­ваниям, предусмотренным п. 1,3—5, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудитор­ской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об его аннулировании.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по осно­ваниям, предусмотренным п. 2, не вправе повторно обращаться с заяв­лением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в закон­ную силу приговором суда.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудито­ра принимается уполномоченным федеральным органом, который вы­носит мотивированное решение по данному вопросу.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать вынесение уполномоченным федеральным органом реше­ние в суде в течение трех месяцев со дня получения решения об анну­лировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицензирование аудиторской деятельности

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по про­ведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных Законом об аудите и законодательством о лицензи­ровании отдельных видов деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляет­ся в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдель­ных видов деятельности.

Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности счи­тается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.

Если в соответствии с законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответству­ющей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без ее получения.

 

3.7. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система внутреннего контроля качества аудита, устанавливаемая аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должна ба­зироваться на основе следующих общих требований:

а) работники аудиторской организации (индивидуального аудито­ра) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессиональ­ного поведения;

б) работники аудиторской организации должны владеть надлежа­щими навыками и реализовать их при проведении проверок, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

в) проведение аудита должно поручаться работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, требуемые в конкретных условиях;

г) в достаточной мере должна направляться деятельность работни­ков, на всех уровнях должен осуществляться текущий контроль для того, чтобы обеспечить надлежащее качество при выполнении работы;

д) в случае необходимости должны проводиться консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

е) постоянно должна осуществляться работа как с потенциальны­ми, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заклю­чении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из
соображений независимости аудиторской организации (индивидуаль­ного аудитора), ее способности предоставлять услуги на соответству­ющем уровне и честности руководства аудируемого лица;

ж) регулярно должно проводиться наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего кон­троля качества аудита.

Во время проведения аудита работники, осуществляющие конт­рольные функции, должны:

• контролировать ход аудита, с тем чтобы определить:

—обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;

—понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;

—выполняется ли работа в соответствии с общим планом и програм­мой аудита;

• получать информацию и рассматривать наиболее существенные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения последнего, осуществлять оценку их важности и внесения
соответствующих изменений в общий план и программу аудита.

Своевременной проверке подлежат:

• общий план и программа аудита;

• оценка неотъемлемого риска и риска средств внутреннего конт­роля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и по­
правки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу
аудита в результате такой оценки;

• документальное отражение аудиторских доказательств, получен­ных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделан­ных на их основе, включая результаты консультаций;

• финансовая (бухгалтерская) отчетность, предлагаемые поправки
и аудиторское заключение.

При проверке работы по проведению аудита (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) может быть также потребовано, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право на их осу­ществление аккредитованным профессиональным аудиторским объ­единениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы либо непредставление проверяющим всей необходимой для этого докумен­тации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятель­ности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы ауди­торских организаций или индивидуальных аудиторов фактов система­тического нарушения или требований нормативных правовых актов или ФПСАД проверяющие обязаны сообщить об этих фактах в упол­номоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудите, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также лицензии на осуществление аудиторской деятель­ности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается Минфином России (уполномоченным федеральным органом), который может осуществлять такие проверки как своими силами, так и делегировать право их проведения аккредитованным профессиональный аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Тесты

1. Уменьшается ли ответственность аудиторской организации при усло­вии использования результатов работы внутреннего аудита:

1) уменьшается;

2) не уменьшается;

3) уменьшается при соблюдении определенных условий.

2. По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке
подлежат:

1) организации торговли и общественного питания;

2) банки и другие кредитные учреждения;

3) организации, занятые в сфере естественных монополий.

3. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются:

1) самим экономическим субъектом;

2) исходя из целей, условий, пожеланий аудиторской организации;

3) вышестоящей организацией.

4. Обязательный аудит могут проводить:

1) аудиторские организации;

2) индивидуальные аудиторы;

3) аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, имеющие соответ­ствующую лицензию.

5. Различие между внешним и внутренним аудитом наиболее точно отра­жает утверждение о том, что:

1) внешний аудитор должен быть полностью независим от организации,
в то время как внутренний аудитор работает в организации и составляет
отчет для его руководителей;

2) внутренняя аудиторская служба создается по решению руководите­
лей организации, внешняя — в законодательно установленном порядке;

3) внешний аудитор должен быть в обязательном порядке аттестован, а
внутренний — нет.

6. Аудиторская фирма, проводившая восстановление бухгалтерского уче­та экономического субъекта, не может:

1) давать консультации по вопросам бухгалтерского учета;

2) проводить аудиторскую проверку;

3) вести бухгалтерский учет экономического субъекта.

7. Аудиторы независимы от:

1) только аудиторской организации;

2) от аудиторской организации, любой третьей стороны, собственников
и руководителей аудиторской организации, в которой они работают;

3) законодательных актов РФ.

8. Инициативная аудиторская проверка проводится:

1) по инициативе государственных органов;

2) решению экономического субъекта;

3) инициативе аудитора или аудиторской фирмы.

9. Аудиторская фирма заключила с руководством предприятия договор на восстановление бухгалтерского учета. Выполнив эту работу, с этим же предприятием она заключила договор на проведение аудиторской проверки, по результатам которой выдала положительное аудиторское заключение. Пра­вильно ли поступала аудиторская фирма:

1) нет, так как это противоречит действующему в Российской Федера­ции законодательству по аудиторской деятельности;

2) да, так как восстановление бухгалтерского учета — одна из услуг, ока­зываемых аудиторскими фирмами;

3) было бы лучше, если бы эти два вида работ выполнили разные ауди­торы этой аудиторской фирмы.

10. Обязательный аудит — это:

1) аудит по решению собрания акционеров;

2) аудит по решению руководства экономического субъекта;

3) аудиторская проверка, предусмотренная федеральными законами, ука­зами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

11. Может ли проводить аудиторскую проверку аудитор, который являет­ся учредителем проверяемого предприятия:

1) может;

2) может, если у аудитора есть лицензия на аудиторскую деятельность;

3) не может.

12. Порядок лицензирования аудиторской деятельности определяется:

1) федеральным законом;

2) Правительством РФ;

3) Минфином России.

13. Размер платы за проведение аттестации аудиторов устанавливается:

1) Правительством РФ;

2) Минфином России;

3) органом, проводящим аттестацию.

14. Порядок аттестации аудиторов определяется:

1) Правительством РФ;

2) Минфином России;

3) ЦАЛАК.

15. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности до­пускаются лица, имеющие стаж работы в качестве бухгалтера в течение:

1) пяти последних лет;

2) трех из последних пяти лет;

3) пяти из последних десяти лет.

16. Аудитор может заниматься аудиторской деятельностью самостоятель­но, как предприниматель, при наличии только:

1) регистрационного свидетельства;

2) квалификационного аттестата аудитора;

3) лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

17. Определите, какие мероприятия в общем плане аудита позволяют орга­низовать контроль качества проводимого аудита:

1) повышение квалификации;

2) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными ка­чествами и профессиональными уровнями по конкретным участкам
аудита;

3) разработка тестов для оценки качества аудита

18. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности до­пускаются лица, имеющие:

1))) высшее образование;

2) высшее экономическое или юридическое образование;

3) среднее специальное экономическое образование и стаж работы в качестве аудитора или бухгалтера не менее пяти лет.

19. Аудитор (аудиторская фирма) вправе обжаловать решение об аннули­ровании лицензии:

1) в суде или арбитражном суде;

2) органе, выдавшем лицензию;

3) прокуратуре РФ.

20. Вправе ли аудиторские объединения непосредственно заниматься ауди­торской деятельностью:

1) вправе, при наличии соответствующей лицензии;

2) нет;
3)да.

21. Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на:

1) один год;

2) три года;

3) пять лет;

4) бессрочно.