3.1.Виды аудита
3.2.Обязательная аудиторская проверка
3.3.Сопутствующие аудиту услуги
3.4.Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
3.5.Внутренний аудит
3.6.Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
3.7.Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
В отечественной теории и практике, как и в западных странах с рыночной экономикой, аудит подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным, аудитом.
Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими фирмами (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе договоров (заказов) с организациями. В зависимости от порядка проведения аудита в международной практике различают несколько его модификаций.
Финансовый аудит предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы и правила ведения бухгалтерского учета. Финансовый аудит обычно проводится независимыми аудиторами, результатом работы которых является составление заключения.
Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д.
Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит осуществляется для проверки процедур и методов функционирования предприятия с целью оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно применять для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т.п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.
Если аудит финансовой отчетности служит для проверки отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета и его результаты могут быть опубликованы и разосланы широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др., то специальный аудит — это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).
Аудит может быть обязательным и инициативным.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок осуществления обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.
Аудит подразделяется на первоначальный и периодический (повторяющийся, согласованный).
Первоначальный аудит — это аудит, который проводится для данного клиента впервые. В данном случае риск и трудоемкость аудита существенно увеличиваются, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т.д.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой повторно либо регулярно. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
И наконец, аудит подразделяют на подтверждающий, системно-ориентированный и базирующийся на риске.
Системно-ориентированный аудит — это проведение проверки хозяйствующего субъекта с целью оценки состояния и эффективности действия системы внутреннего контроля на предприятии в целом и внутреннего аудита в частности.
Базирующийся на риске аудит предполагает концентрацию усилий на проверку тех области или конкретных объектов, где риски, как правило, являются наибольшими, при сокращении времени на проверку объектов, где риски отсутствуют или являются ничтожно малыми.
Следует отметить, что приведенная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.
3.2. Обязательная аудиторская проверка
Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) по организационно-правовой форме организация представляет собой открытое акционерное общество;
2) по виду деятельности организация является:
— кредитной организацией;
— страховой организацией или обществом взаимного страхования;
— товарной или фондовой биржей;
— инвестиционным институтом или фондом;
— государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
— фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц (Федеральный закон от 14.12.2001 № 164-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"»; далее —
Федеральный закон № 164-ФЗ);
3) по финансовым показателям деятельности объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 000 раз превышает МРОТ, установленный законодательством РФ, либо сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 000 раз превышает МРОТ, установленный законодательством РФ.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Для осуществления обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, договоры оказания аудиторских услуг должны заключаться по итогам открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом (Федеральный закон № 164-ФЗ).
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ (п. 3 Федерального закона № 164-ФЗ).
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
3.3. Сопутствующие аудиту услуги
Значительное место в Законе об аудите отводится так называемым сопутствующим аудиту услугам.
В Кодексе этики МФБ они не определены, в нем содержится достаточно общая формулировка: «Публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому являются не совместимыми с оказанием профессиональных услуг». Не имея по этому вопросу более конкретных указаний, предполагается, что аудитор, который проверяет фирму и одновременно сам работает в ней, не может быть независимым и объективным. Для западных специалистов само собой разумеющимся считается, что солидные и авторитетные аудиторы, адвокаты, нотариусы, врачи, не желающие потерять деловую репутацию, не вправе заниматься на профессиональном уровне какой-либо побочной деятельностью, кроме своей основной.
В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие ему услуги. В аудиторских организациях они начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполнения. И это не случайно, так как именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. В связи с этим в нашей стране и был создан не имеющий аналога в МСА стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». После принятия Закона об аудите данный стандарт пока еще не пересмотрен, поэтому необходимо руководствоваться перечнем сопутствующих услуг, оказание которых разрешено аудиторским организациям, указанным Законом.
Еще раз подчеркнем, что в соответствии с законом аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Для осуществления последних от исполнителей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.
В соответствии с Законом об аудите под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных
комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) осуществление маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области аудиторской деятельности, а также информации о их результатах, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Трудности с определением иных услуг (см. п. 12) возникают у многих аудиторов, а также лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, еще на этапе получения лицензий. Так, если в уставе аудиторской организации, подававшей документы на получение лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, были указаны юридические услуги, то ЦАЛ АК отказывала им в выдаче лицензии до приведения состава оказываемых услуг в соответствие с действующим законодательством.
Сопутствующие аудиту услуги условно могут быть подразделены на услуги контроля, услуги действия и консультационные услуги. Услуги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правильность и обоснованность отражения фактов хозяйственной деятельности, начисление налоговых платежей и др. К услугам действия относятся, например, проведение маркетинговых исследований, разработка инвестиционных проектов, а также постановка бухгалтерского учета, его ведение и восстановление.
С развитием рыночных отношений консультационные услуги становятся необходимыми. Это объясняется тем, что рыночная экономика базируется на формировании здоровой конкурентной среды, а чтобы достичь конкурентных преимуществ, фирмам нужны нововведения, для чего и требуются квалифицированные советы. Если на первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были очень незначительными, то сегодня их спектр существенно расширился: внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, услуги по подбору персонала, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и т.п. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. Основными причинами этого являются конкуренция, структурные преобразования в фирмах, интернационализация и глобализация бизнеса. В настоящее время в большинстве развитых стран консультирование по экономике и управлению становится отдельным спектром услуг, однако в России ситуация пока складывается иначе.
Внутренний спрос на консультационные услуги в России еще отстает от спроса в развитых странах. Но следует отметить, что кроме внутреннего существует и внешний спрос, который направлен, как правило, на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действующих на территории России. Основным источником внешнего спроса являются инвестиции и техническая помощь международных организаций, правительств и частных фондов зарубежных государств.
По мнению российских специалистов, в настоящее время существуют две тенденции развития рынка аудиторско-консультационных услуг, направленные на укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг.
Увеличение доли консультационных в общем объеме профессиональных услуг, на наш взгляд, связано:
• с особой популярностью услуг по осуществлению слияния или, наоборот, разделения фирм. Кроме того, в настоящее время широко востребованы консультационные услуги по финансовому оздоровлению предприятий и услуги, связанные с корпоративными финансами;
• возрастающим количеством транснациональных сделок, что является важным фактором, способствующим расширению деятельности департаментов налогового планирования аудиторско-консультационных фирм. Если раньше специалисты по налогам решали отдельные
задачи, то сейчас они все чаще вовлекаются в масштабные комплексные консультационные проекты: разработку и реализацию стратегии развития деятельности клиента;
• сложными экономическими ситуациями, требующими нестандартных оперативных решений.
В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преобладают следующие тенденции:
• рост объемов консультационной деятельности и увеличение количества работников консультационных фирм;
• появление новых видов, форм консультирования и рынков консультационных услуг.
• улучшение качества консультационных услуг;
• увеличение числа фирм-клиентов.
Все сопутствующие аудиту услуги подразделяются на совместимые и несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки. При оказании совместимых услуг их можно выполнять одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обязательного ежегодного аудита.
При оказании несовместимых услуг необходимо учитывать требование Закона об аудите. Обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушением принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются непосредственно аудиторской организацией.
Профессор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета С. Бычкова в качестве перспективных называет следующие услуги аудиторов:
1. Оценка риска. Она помогает определить вероятность возникновения неблагоприятных обстоятельств. Особое значение данная услуга приобретает при оценке финансовых инструментов: финансовых опционов, фьючерсов, форвардов, свопов и др., поскольку им присущи
такие специфические виды риска, как кредитный, рыночный, контрольный, риск изменения законодательства.
2. Определение надежности систем. Оно дает информацию о «честности» информационных систем и контроле, осуществляемом за их деятельностью с целью повышения эффективности данных систем.
3. Электронная торговля. В этом контексте внимание аудитора должно быть сконцентрировано на защищенности и подлинности электронных сделок и связи.
4. Контроль за эффективностью функционирования объекта. Он позволяет следить за качественной работой объекта и надежностью предоставляемой информации.
4. Наблюдение за эффективностью капиталовложений с представлением отчета по этому вопросу вышестоящей организации, исследование необычных ситуаций и принятие решений по ним.
5. Проектирование информационных систем и работа в качестве внешних источников обработки информации. В будущем для пользователей появится корпоративная база данных с централизованной системой управления, содержащая бухгалтерские отчеты и заключения аудиторов. Разработка таких систем позволит на основе доступного программного обеспечения призводить собственный анализ.
6. Оценка информации, размещенной в Интернете. Например, информация о состоянии дел на фирме, включая бухгалтерские отчеты, помещается в компьютерную систему связи на соответствующую страничку, к которой может обратиться любой субъект, интересующийся бухгалтерской отчетностью. Однако для пользователя прежде всего важно, насколько достоверна эта информация. Нажав на опцию «аудитор», можно определить мнение специалиста о достоверности информации на данной странице (проверены ли эти данные, имеется ли отчет аудитора по ним и т.д.).
7. Экологическая оценка. Так, в некоторых западных странах в соответствии с законами об охране окружающей среды был создан не обычный актив — право выброса вредных веществ, т.е. фактически введено лицензирование на право выброса определенного количества вредных веществ в атмосферу. Если предприятие не до конца использовало этот актив, то оставшуюся часть оно может продать через агентство по охране окружающей среды. Следует обратить внимание, что такое право не предоставляется вновь созданным предприятиям, они должны покупать его только у действующих организаций. Задача аудитора состоит в том, чтобы проверить правильность оценки этих прав, способы соответствующих измерений, методы оценки (по рыночным ценам или с помощью других средств) и др.
8. Проверка отражения результатов мероприятий по охране окружающей среды в бухгалтерских отчетах предприятий. В данном случае проверяется наличие необходимых лицензий на проведение мероприятий, так или иначе связанных с охраной окружающей среды.
Помимо специальных требований, к каждому виду сопутствующих аудиту услуг предъявляются и общие профессиональные требования.
Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация, где это возможно, должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.
Специалисты аудиторских организаций, принимающие участие в проведении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, обязаны выполнять необходимые профессиональные требования и этические нормы аудиторской деятельности, к которым относятся честность, объективность, профессиональная компетентность, прилежание, скромность, следование правилам профессионального поведения, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности и принципа конфиденциальности информации, ставшей известной аудиторам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.
При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность:
— за соблюдение действующего законодательства;
— полноту и правильное юридическое оформление документов;
— точность, достоверность и своевременность предоставления документов, сведений, информации, а также любые ограничения возможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.
Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также при задержке ее предоставления со стороны экономического субъекта.
Выполнение работ и оказание услуг, сопутствующих аудиту, требуют от аудиторских организаций:
• действовать в соответствии с заданием заказчика, сформулированным в письменном виде (в форме договора или контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);
• планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
• документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
• четко разграничивать ответственность и функции исполнителей при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации;
• разрабатывать постоянно действующие типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг;
• контролировать качество выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту, особенно в крупных аудиторских организациях;
• подготавливать по итогам выполнения работ или услуг документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.
Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором. К нему может прилагаться задание на выполнение работ, содержащее:
• перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;
• перечень документов, которые должны быть составлены аудиторской организацией в результате обработки источников данных, с указанием носителя (бумажный, машинный и т.д.);
• перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект хо
чет получить от аудиторской организации.
Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты в виде расчетов, письменно составленных первичных документов, регистров учета, отчетности, справок и т.п.
Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует использовать ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита».
Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, должны обладать необходимым опытом работы и высокой квалификацией. В процессе выполнения таких услуг аудиторская организация вправе привлекать экспертов в соответствии с Правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». При этом с аудиторской организации не снимается ответственность за качество оказываемых услуг, сопутствующих аудиту.
3.4. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Независимость аудитора — один из принципов аудита, заключающийся в обязательном отсутствии при формировании мнения аудитора его финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности относительно проверяемого экономического субъекта, превышающей договорные отношения на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны: собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор. В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.
Требования к аудитору в части обеспечения независимости и определяющие ее критерии регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.
В соответствии со ст. 12 Закона об аудите он не может осуществляться:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лица ми, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемыхлиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с
учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителя ми (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих учредителей (участников) с этой аудиторской организацией;
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.
Если систематизировать приведенные основания, не разрешающие проведение аудита, то при осуществлении обязательной аудиторской проверки аудиторы не должны от проверяемого предприятия иметь следующие зависимости:
—финансовую (материальную);
—родственную (с лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности);
—должностную.
—Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц относительно содержания выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
В некоторых странах (например, в Великобритании) принято оценивать степень объективности и независимости аудитора со стороны общественности. Для защиты в глазах общественности своей объективности и независимости официальные аудиторы должны рассмотреть определенные вопросы перед принятием решения о том, соглашаться ли на новый контракт или продолжать работу по существующему на данный момент назначению.
При этом, во-первых, необходимо убедиться, что аудитор не имеет (либо не намеревается получить) прямого или косвенного материального финансового интереса в компании, для которой он оказывает профессиональные услуги, требующие независимости. Финансовая связь с клиентом может иметь место в ряде случаев, в том числе:
— при непосредственной финансовой заинтересованности в делах клиента (например, имея на руках ценные бумаги, эмитированные данным экономическим субъектом);
— через косвенную материальную финансовую заинтересованность
в клиенте, например, если аудитор является доверенным лицом доверительного фонда или распорядителем (попечителем) любого имущества и эта аудиторская организация имеет финансовую заинтересованность в отношении компании клиента;
— через займы, выданные клиенту или полученные от него или акционера компании-клиента (не относится к займам, предоставляемым банками или другими финансовыми учреждениями, когда они оформляются согласно установленным процедурам, срокам и требованиям);
— через получение от клиента материальных благ или услуг (получение каких-либо товаров или услуг допустимо только в том случае, когда их стоимость не ниже той, по которой они предоставляются другим потребителям);
— если имеется финансовая заинтересованность в создании совместного предприятия с клиентом или его служащим(и);
— через финансовую заинтересованность в лице, которое не является клиентом, но выступает инвестором последнего или получает от него инвестиции.
Во-вторых, следует уточнить, не вступает ли ответственность аудитора перед третьей стороной в противоречие с его ответственностью перед клиентом.
В-третьих, необходимо разобраться, каким образом влияет на позицию аудитора оказание клиентам прочих (сопутствующих аудиту) услуг. Оказывая профессиональные услуги, аудитор, как правило, предоставляет различные рекомендации по улучшению управления предприятием, налогообложению, организации системы внутреннего контроля. Кроме того, в дополнение к выполнению аудиторских функций он может оказывать клиенту консультационные, юридические, оценочные и иные разрешенные лицензией услуги. При этом аудитор должен соблюдать осторожность и не выполнять управленческие функции, вторгаясь в сферу принятия руководящих решений, ответственность за которые должна всегда оставаться за руководством клиента. Если аудитор занимается подготовкой для клиента учетных документов, он не должен принимать участия в их проверке.
В-четвертых, важно оценить степень финансовой зависимости аудитора от клиента в связи с получаемой от него доли вознаграждения.
В-пятых, следует изучить перспективы сохранения с клиентом нормальных взаимоотношений, которые могут быть нарушены в ходе текущего или предстоящего судебного разбирательства. Возбуждение клиентом судебного процесса в отношении как самого аудитора, так и третьих лиц (с привлечением аудитора в качестве эксперта или поверенного), а также аналогичные действия аудитора при совершении, например, недобросовестных действий со стороны должностных лиц компании либо взыскании в принудительном порядке суммы гонорара за проведенную ранее работу могут фактически расцениваться как нарушение независимости аудитора. Подобное возбуждение судебного иска, а также вероятность его возникновения или объявленное намерение подать судебный иск могут оказать отрицательное влияние на способность аудитора честно и беспристрастно выполнить работу по составлению заключения. Подобные действия (даже если они еще не произошла) могут повлиять на лояльность руководства компании в отношении аудитора.
Наконец, в-шестых, нужно проанализировать предварительные условия и требования об определенном содержании выводов по результатам аудита.
Таким образом, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших негативных обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранить соответствующие обстоятельства, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.
Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors) определяет внутренний аудит как независимую деятельность в организации по проверке и оценке работы в ее интересах, а также контроль, который осуществляется путем проверки и оценки адекватности и эффективности других видов контроля.
Согласно Перечню терминов и определений, используемых в ПСАД, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, внутренний аудит — это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. В состав внутреннего аудита входят назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или их группы.
Отличительная особенность данного определения заключается в том, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или их групп, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.
Место внутреннего аудита в системе управления описано в ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» и «Изучение и использование работы внутреннего аудитора». МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» и 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» также посвящены исследованию возможностей внутреннего аудита.
На наш взгляд, внутренний аудит — это один из способов контроля за эффективностью деятельности отдельных подразделений экономического субъекта, при этом для руководства и (или) собственников экономического субъекта он имеет информационное и консультационное значение и призван содействовать оптимизации функционирования экономического субъекта и достижению поставленных целей.
Для определения места внутреннего аудита в системе контроля необходимо определиться с его структурой. В системе внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные элементы.
1. Субъекты контроля, т.е. специалисты, осуществляющие внутренний аудит. Чем выше их профессиональная квалификация и объективность, тем качественнее результаты контроля. К требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям работников внутреннего аудита, относятся знание особенностей функционирования предприятия и структуры управления, владение техникой и методикой проведения проверок, знание норм законодательства, умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке, способность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комплекса рекомендаций.
2. Объект и предмет. Объект внутреннего аудита — это звено системы управления организацией, обеспечивающее контроль. Объекты выбираются в соответствии с целями деятельности организации.
3. Метод внутреннего аудита организации. Таковым является способ достижения цели, который характеризуется использованием общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).
При исследовании места внутреннего аудита в системе контроля предприятия необходимо остановиться на его целях и задачах, а также функциях и принципах.
Для достижения целей внутреннего аудита должны решаться следующие задачи:
• оценка экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности;
• прогнозирование экономического развития организации на перспективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних факторов;
• минимизация расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом, другими государственными структурами и партнерами.
Перечисленные задачи включают в себя как аналитические, так и контрольные функции.
К задачам внутренней аудиторской службы в наиболее укрупненном виде можно отнести следующие:
1) периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
2) финансово-экономический анализ деятельности организации;
3) консультационные услуги.
В зависимости от специфики организации, особенностей ее организационной структуры и целей, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными.
В практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться требованиями норм законодательства РФ, а также учредительными документами, приказами по предприятию и должностными инструкциями. Факторы, влияющие на организацию внутреннего аудита, приведены на схеме (рис. 1).
Создание эффективной системы внутреннего аудита достаточно сложная задача. Это объясняется следующими причинами:
— большим количеством составляющих финансово-хозяйственного цикла, которые нуждаются в контроле (закупка, реализация, производство и др.);
— высокими профессиональными и моральными требованиями к аудиторам (их квалификация должна, по крайней мере, соответствовать квалификации лиц, деятельность которых проверяется).
Мотивацией организации внутреннего аудита на крупных и средних предприятиях служат:
— усложнение системы законодательства;
— стремление управлять финансовыми ситуациями;
— усиление эффективности управления деятельностью самого предприятия и его структурных подразделений;
— контроль за рациональным использованием ресурсов;
— выполнение обязательств;
— оптимизация системы учета.
Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, законодательно регламентируемым государством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит указывает пути совершенствования системы управления.
Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), а также на сторонние организации и (или) внешних аудиторов, привлекаемых для его проведения. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Согласно международному опыту организации внутреннего аудита возможно вынесение его структур за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям. Однако в этом случае неизбежно удлиняется процедура получения и эффективного использования оперативной информации, т.е. создается параллельная информационная структура с возможным дублированием первичных документов и процедур, что экономически невыгодно и может привести к снижению качества информации. При любых вариантах организации такой службы для экономии средств, повышения эффективности ее работы и обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, деятельность службы внутреннего аудита должна быть строго регламентирована.
Чтобы обеспечить объективность оценок принимаемых в управленческой структуре важных решений, необходимо создать условия должной независимости аудиторской службы. Это означает, что она не может быть подчинена финансовому директору или другому должностному лицу, в обязанности которого входит управление финансами.
Кроме того, подразделение внутреннего аудита должно быть обособлено от бухгалтерии и других служб (в особенности тех, чья деятельность будет проверяться) и подчиняться только руководящему органу организации. Это одно из кардинальных отличий системы внутреннего аудита от системы контрольно-ревизионных служб, находящихся в структуре бухгалтерии и подчиненных главному бухгалтеру.
Внутренний аудит тесно связан со всей системой учета, а его функции в значительной степени совпадают с контрольными функциями бухгалтерского учета организации и функциями внешнего аудита по осуществлению контрольной деятельности. Внутренний аудит — это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения имеющий много общего с внешним аудитом.
3.6. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее — аттестация) — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно его сдавшим, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия.
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
1) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования с государственной аккредитацией,
либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного
документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
2) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом в объеме, установленном законодательством. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-методическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание аудитора в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) установлен факт несоблюдения требований ст. 8 «Аудиторская тайна» и ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Закона об аудите;
4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или ФПСАД;
5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения проверки;
6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
7) установлен факт нарушения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, закрепленного ст. 15 Закона об аудите.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным п. 1,3—5, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об его аннулировании.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным п. 2, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом, который выносит мотивированное решение по данному вопросу.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать вынесение уполномоченным федеральным органом решение в суде в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Лицензирование аудиторской деятельности
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных Законом об аудите и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
Если в соответствии с законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без ее получения.
3.7. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система внутреннего контроля качества аудита, устанавливаемая аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должна базироваться на основе следующих общих требований:
а) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
б) работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками и реализовать их при проведении проверок, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
в) проведение аудита должно поручаться работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, требуемые в конкретных условиях;
г) в достаточной мере должна направляться деятельность работников, на всех уровнях должен осуществляться текущий контроль для того, чтобы обеспечить надлежащее качество при выполнении работы;
д) в случае необходимости должны проводиться консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
е) постоянно должна осуществляться работа как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из
соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги на соответствующем уровне и честности руководства аудируемого лица;
ж) регулярно должно проводиться наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.
Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:
• контролировать ход аудита, с тем чтобы определить:
—обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;
—понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
—выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
• получать информацию и рассматривать наиболее существенные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения последнего, осуществлять оценку их важности и внесения
соответствующих изменений в общий план и программу аудита.
Своевременной проверке подлежат:
• общий план и программа аудита;
• оценка неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и по
правки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу
аудита в результате такой оценки;
• документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
• финансовая (бухгалтерская) отчетность, предлагаемые поправки
и аудиторское заключение.
При проверке работы по проведению аудита (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) может быть также потребовано, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право на их осуществление аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки качества работы либо непредставление проверяющим всей необходимой для этого документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения или требований нормативных правовых актов или ФПСАД проверяющие обязаны сообщить об этих фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудите, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается Минфином России (уполномоченным федеральным органом), который может осуществлять такие проверки как своими силами, так и делегировать право их проведения аккредитованным профессиональный аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Тесты
1. Уменьшается ли ответственность аудиторской организации при условии использования результатов работы внутреннего аудита:
1) уменьшается;
2) не уменьшается;
3) уменьшается при соблюдении определенных условий.
2. По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке
подлежат:
1) организации торговли и общественного питания;
2) банки и другие кредитные учреждения;
3) организации, занятые в сфере естественных монополий.
3. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются:
1) самим экономическим субъектом;
2) исходя из целей, условий, пожеланий аудиторской организации;
3) вышестоящей организацией.
4. Обязательный аудит могут проводить:
1) аудиторские организации;
2) индивидуальные аудиторы;
3) аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, имеющие соответствующую лицензию.
5. Различие между внешним и внутренним аудитом наиболее точно отражает утверждение о том, что:
1) внешний аудитор должен быть полностью независим от организации,
в то время как внутренний аудитор работает в организации и составляет
отчет для его руководителей;
2) внутренняя аудиторская служба создается по решению руководите
лей организации, внешняя — в законодательно установленном порядке;
3) внешний аудитор должен быть в обязательном порядке аттестован, а
внутренний — нет.
6. Аудиторская фирма, проводившая восстановление бухгалтерского учета экономического субъекта, не может:
1) давать консультации по вопросам бухгалтерского учета;
2) проводить аудиторскую проверку;
3) вести бухгалтерский учет экономического субъекта.
7. Аудиторы независимы от:
1) только аудиторской организации;
2) от аудиторской организации, любой третьей стороны, собственников
и руководителей аудиторской организации, в которой они работают;
3) законодательных актов РФ.
8. Инициативная аудиторская проверка проводится:
1) по инициативе государственных органов;
2) решению экономического субъекта;
3) инициативе аудитора или аудиторской фирмы.
9. Аудиторская фирма заключила с руководством предприятия договор на восстановление бухгалтерского учета. Выполнив эту работу, с этим же предприятием она заключила договор на проведение аудиторской проверки, по результатам которой выдала положительное аудиторское заключение. Правильно ли поступала аудиторская фирма:
1) нет, так как это противоречит действующему в Российской Федерации законодательству по аудиторской деятельности;
2) да, так как восстановление бухгалтерского учета — одна из услуг, оказываемых аудиторскими фирмами;
3) было бы лучше, если бы эти два вида работ выполнили разные аудиторы этой аудиторской фирмы.
10. Обязательный аудит — это:
1) аудит по решению собрания акционеров;
2) аудит по решению руководства экономического субъекта;
3) аудиторская проверка, предусмотренная федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
11. Может ли проводить аудиторскую проверку аудитор, который является учредителем проверяемого предприятия:
1) может;
2) может, если у аудитора есть лицензия на аудиторскую деятельность;
3) не может.
12. Порядок лицензирования аудиторской деятельности определяется:
1) федеральным законом;
2) Правительством РФ;
3) Минфином России.
13. Размер платы за проведение аттестации аудиторов устанавливается:
1) Правительством РФ;
2) Минфином России;
3) органом, проводящим аттестацию.
14. Порядок аттестации аудиторов определяется:
1) Правительством РФ;
2) Минфином России;
3) ЦАЛАК.
15. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие стаж работы в качестве бухгалтера в течение:
1) пяти последних лет;
2) трех из последних пяти лет;
3) пяти из последних десяти лет.
16. Аудитор может заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, как предприниматель, при наличии только:
1) регистрационного свидетельства;
2) квалификационного аттестата аудитора;
3) лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
17. Определите, какие мероприятия в общем плане аудита позволяют организовать контроль качества проводимого аудита:
1) повышение квалификации;
2) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и профессиональными уровнями по конкретным участкам
аудита;
3) разработка тестов для оценки качества аудита
18. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие:
1))) высшее образование;
2) высшее экономическое или юридическое образование;
3) среднее специальное экономическое образование и стаж работы в качестве аудитора или бухгалтера не менее пяти лет.
19. Аудитор (аудиторская фирма) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии:
1) в суде или арбитражном суде;
2) органе, выдавшем лицензию;
3) прокуратуре РФ.
20. Вправе ли аудиторские объединения непосредственно заниматься аудиторской деятельностью:
1) вправе, при наличии соответствующей лицензии;
2) нет;
3)да.
21. Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на:
1) один год;
2) три года;
3) пять лет;
4) бессрочно.