4.1.Междунродные аудиторские стандарты
4.2.Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской деятельности
4.3.Внутрифирменные аудиторские стандарты
4.4.Стандарты общественных аудиторских объединений
В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике является определенной гарантией качества проверки.
Цели и основные принципы стандартов аудиторской деятельности заключаются в следующем.
1. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие соответствующий уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому
пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
2. На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов, сдаваемых для получения права заниматься аудиторской деятельностью.
3. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
4. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.
Значение стандартов состоит в том, что они:
• обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
• содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
• помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
• создают общественный имидж профессии;
• в определенной мере устраняют контроль со стороны государства;
• помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
• обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
4.1. Международные аудиторские стандарты
Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.
С течением времени в экономически развитых странах появилась развитая, детализированная законодательная база и сформировался жесткий свод профессиональных требований и стандартов, стали действовать унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие клиентам наличие соответствующей квалификации аудиторов и защищающие их от недобросовестного аудита.
Международные стандарты аудита представляют собой справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.
Профессиональные требования на международном уровне разрабатывает несколько организаций, в том числе МФБ, созданная в 1977 г. Аудиторскими стандартами занимается КМАП, который является постоянным комитетом Совета МФБ. Члены КМАП назначаются организациями — членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющихся членами МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в нем. Кроме того, информацию можно запрашивать из других организаций.
В каждой стране практический аудит финансовой или другой информации регулируется в большей или меньшей степени местными нормативными актами. Такие акты могут иметь силу закона либо могут быть представлены в виде отдельных положений, разрабатываемых органами регулирования или профессиональными организациями данной страны.
Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг, принятые во многих странах, отличаются по форме и содержанию. Особое внимание КМАП уделяет их различиям, публикуя МСА, предназначенные для принятия на международном уровне.
Статус МСА. Они предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, эти стандарты при условии необходимой адаптации используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.
Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур аудита наряду с соответствующими руководствами следует учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них.
МСА следует применять к существенным аспектам. Любое ограничение в отношении применимости отдельного МСА разъясняется во введении к данному стандарту.
Перспективы государственного сектора (ПГС), издаваемые Комитетом государственного сектора МФБ, излагаются в конце каждого МСА. В случае если текст ПГС не прилагается, МСА применяются к государственному сектору во всех существенных отношениях.
МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям — членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.
СтатусИМАЛ. Они разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. ПМ АП не имеют силы стандартов.
Международные стандарты проведения аудита, издаваемые КМАП, должны:
• способствовать развитию и совершенствованию профессионализма в тех странах, где его уровень ниже общемирового;
• унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.
МСА применяются при проведении независимого аудита, а также в случае необходимости осуществления сопутствующей прочей деятельности аудиторов. Следует отметить, что МСА не превалируют над местными стандартами, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в отношении финансовой отчетности.
Утвержденным текстом проекта для рассмотрения стандарта или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации — члены МФБ получают право на перевод данных документов после надлежащего разрешения МФБ с целью их опубликования на языке своей страны. Перевод документов осуществляется за счет организаций — членов МФБ. Он должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.
Первое издание МСА на русском языке стало важным шагом по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако в этом издании было много ошибок и неточностей, что вызывало нарекания со стороны специалистов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником.
Издание МСА 1999 г. на русском языке еще редактировалось, а МФБ уже выпустила IFAC 2000 г. на английском языке. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.
В издании МСА 2001 г. ряд документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят отечественными разработчиками за основу при подготовке новых российских ФПСАД.
МСА включают следующие разделы.
1. Введение.
2. Обязанности.
3. Планирование.
4. Система внутреннего контроля.
5. Аудиторские доказательства.
6. Использование результатов работы третьих лиц.
7. Аудиторские выводы и заключения.
8. Специальные области аудита.
9. Сопутствующие услуги.
10.Положения о международной аудиторской практике.
Данные разделы было решено использовать и при составлении Российских стандартов аудита, но с добавлением пункта «Образование аудитора» (в международной практике такой пункт отсутствует, так как обычно образование аудитора регламентируется нормами законодательства). В табл. 1 приведена кодификация МСА.
Кодификация МСА и ПМАП
Коды |
Разделы |
|
Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг. Глоссарий терминов |
100-199 |
Вводные аспекты |
100
|
Задания, обеспечивающие уверенность |
120 |
Основные принципы Международных стандартов аудита |
200-299 |
Обязанности |
200 |
Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности |
210 |
Условия аудиторских заданий |
220 |
Контроль качества работы в аудите |
230 |
Документирование |
240 |
Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности |
240А |
Мошенничество и ошибка |
250 |
Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности |
260 |
Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями |
300-399 |
Планирование |
300 |
Планирование |
310 |
Знание бизнеса |
320 |
Существенность в аудите |
400-499 |
Внутренний контроль |
400 |
Оценка рисков и внутренний контроль |
401 |
Аудит в среде компьютерных информационных систем |
402 |
Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации |
500-599 |
Аудиторские доказательства |
500 |
Аудиторские доказательства |
501 |
Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей |
505 |
Внешние подтверждения |
510 |
Первичные задания — начальные сальдо |
520 |
Аналитические процедуры |
530 |
Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования |
540 |
Аудит оценочных значений |
550 |
Связанные стороны |
560 |
Последующие события |
570 |
Непрерывность деятельности |
580 |
Заявления руководства |
600-699 |
Использование работы третьих лиц |
600 |
Использование работы другого аудитора |
610 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
620 |
Использование работы эксперта |
700-799 |
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) |
700 |
Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности |
700А |
Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности |
710 |
Сопоставимые значения |
720 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность |
800-899 |
Специализированные области |
800 |
Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей |
810 |
Исследование ожидаемой финансовой информации |
900-999 |
Сопутствующие услуги |
910 |
Задание по обзорной проверке финансовой отчетности |
920 |
Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации |
930 |
Задания по компиляции финансовой информации |
1000-1100 |
Положения по международной аудиторской практике |
1000 |
Процедуры межбанковского подтверждения Дополнения 1—3 к предмету 400 |
1001 |
Среда ИТ — автономные персональные компьютеры |
1002 |
Среда ИТ — онлайновые компьютерные системы |
1003 |
Среда ИТ — системы баз данных |
1004 |
Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами |
1005 |
Особенности аудита малых предприятий |
1006 |
Аудит международных коммерческих банков |
1007 |
Контакты с руководством клиента (отменен в июне 2001 г.) |
1008 |
Оценка рисков и система внутреннего контроля — характеристики компьютерной информационной среды (КИС) и связанные с ними вопросы |
1009 |
Методы аудита с помощью компьютеров |
1010 |
Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности |
1012 |
Аудит производственных финансовых инструментов |
|
Краткое изложение материала для обсуждения. Аудиторская профессия и окружающая среда |
4.2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации
В разных странах подход к использованию стандартов аудита может. быть различным. В наиболее развитых странах применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к МСА по содержанию, хотя могут значительно отличаться по форме. В развивающихся странах в качестве стандартов часто утверждают МСА как таковые, с комментариями или без них. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ избрала путь разработки самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе МСА.
В конце 1993 г. были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), детально регламентирующих деятельность аудиторов. При разработке правил за основу был взят мировой опыт, т.е. материал, изложенный в МСА. Однако российские правила имели свою особенность. Они были схожи с МСА по идеям, но содержали отечественные инструкции по структуре. В них шире и подробнее раскрывались многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита. Однако Временными правилами не было предусмотрено существование таких документов, как стандарты аудита. Последующими регламентирующими актами стандарты предусматривались, но порядок их вступления в силу, обязательность соблюдения, порядок контроля выполнения так и не были четко установлены, что дает основание считать их недостаточно легальными.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
ПСАД подразделяются:
• на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (Федеральный закон № 164-ФЗ).
Подготовка российских стандартов аудита была предусмотрена техническим заданием проекта Тасис Реформа российского аудита». При этом предполагалось, что окончательное число подготовленных проектов документов и их конкретная тематика будет уточнена с бенефициаром (Минфином России) в рабочем порядке. Иностранные специалисты, работавшие по проекту (некоторые из них, например, участвуют в разработке национальных стандартов аудита Великобритании), потребовали максимального соответствия российских стандартов МСА с возможностью четкого объяснения всех расхождений конкретными особенностями национального законодательства.
Все стандарты в России могут быть разбиты на три группы:
• российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
• российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие существенные отличия от МСА, аналогом которых они являются;
• российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в МСА.
Следует отметить, что в ходе подготовки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности ставилась цель — подготовить пакет документов, основанный на системе документов МСА, поэтому стандарты, противоречащие международным, разрабатывать не планировалось. Тем не менее в силу различных причин некоторые российские документы, даже совпадающие по названию, содержанию и текстуально, имеют существенные отличия от своих международных прототипов.
Значительное число российских правил (стандартов) не имеет прямых аналогов в системе МСА.
Следует отметить, что правила (стандарты) разрабатываются небольшими партиями (по 4-5 не более). Это связано с организационными проблемами их подготовки и финансирования. В настоящее время работа над стандартизацией аудита в России продолжается.
ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
К настоящему времени разработано и принято 16 ФПСАД (№ 1—6 утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, № 7—11 — постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, № 12—16 — постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532).
№1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
№ 2 «Документирование аудита»;
№ 3 «Планирование аудита»;
№ 4 «Существенность в аудите»;
№ 5 «Аудиторские доказательства»;
№ 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
№ 7 «Внутренний контроль качества аудита»;
№ 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
№ 9 «Аффилированные лица»;
№ 10 «События после отчетной даты»;
№ 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;
№ 12 «Согласование условий проведения аудита»;
№ 13 «Обязанность аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
№ 14 «Учет требований нормативных правовых актов в Российской Федерации в ходе аудита»;
№ 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;
№ 16 «Аудиторская выборка».
Фактически принятые ФПСАД представляют собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря этому инструкции приобрели лаконичность, утратили при этом детали, содержащиеся в старых российских правилах (стандартах). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или как отрицательный. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись с помощью соответствующих комментариев.
В то же время стиль ФПСАД отличается от повествовательного изложения МСА, он имеет директивную форму, более распространенную в российских регламентирующих документах.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и ФПСАД вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с ФПСАД.
Принятие на общегосударственном уровне ПСАД, близких по форме и содержанию к МСА, является важным шагом на пути к реформированию российского аудита в направлении интеграции к международным требованиям.
4.3. Внутрифирменные аудиторские стандарты
Одним из основных критериев оценки использования стандартов аудиторами является правильность разработки и применения ими внутренних правил аудита. Эти документы, принятые и утвержденные аудиторами с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности национальным стандартам аудита, призваны регламентировать требования к его осуществлению и оформлению. Внутренние стандарты могут обеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.
ФПСАД предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФПСАД и их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (Федеральный закон № 164-ФЗ).
В связи с этим нам представляется, что аудиторам и аудиторским фирмам необходим внутренний пакет стандартов, определяющих подход к проведению проверки. Использование внутренних стандартов способствует повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме, который (в тех или иных вариантах) включает следующие элементы.
Предварительная стадия проверки:
1) определение целей соглашения для обоснованного и оптимального планирования;
2) обзор бизнеса клиента;
3) оценка степени возможного риска мошенничества и обычных ошибок и оценка их значимости;
4) оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита.
Рабочий этап:
5) определение стратегии аудиторской проверки и необходимых процедур;
6) расширенная оценка эффективности системы контроля, разработка плана проверки;
7) составление плана независимых обследований;
8) проведение независимых обследований.
Завершающий этап:
9) завершение аудиторской проверки;
10) представление заключения.
Внутренние стандарты в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» и международным опытом по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
• стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
• стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
• стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
• специализированные стандарты;
• стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
• стандарты по образованию и подготовке кадров.
Рассмотрим стандарты, устанавливающие порядок проведения
аудита. В них аудиторы отражают свой подход к планированию аудита, порядку изучения и оценки системы внутреннего контроля, получению аудиторских доказательств, определению уровня существенности, оценке аудиторского риска и т.д.
Основные этапы планирования аудита четко определены в соответствующем ФПСАД № 3 «Планирование аудита». При подготовке внутрифирменного стандарта аудиторы могут более четко представить свои действия на каждом этапе планирования, в том числе и при получении знания о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут востребованы как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур. Аудиторской фирме целесообразно в своих внутренних документах заранее подготовить возможный план и программу аудита, предусмотрев возможность корректировки в зависимости от особенностей деятельности проверяемых экономических субъектов. Отразив в плане и программе максимально возможный перечень видов работ и процедур, аудиторы могут оставлять только подходящие процедуры Для конкретной проверки, дополняя их специальными действиями, характерными только для проверяемого клиента. Отдельные положения общего плана и программы могут согласовываться с руководителем экономического субъекта.
Определяя во внутренних стандартах порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля, аудиторам необходимо установить количество этапов, которое в соответствии с требованиями п. 5.1 ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» не может быть менее трех: общее знакомство с системой, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности оценки (при необходимости аудиторы вправе принимать решение об использовании большего количества этапов).
При создании внутреннего стандарта аудиторам необходимо помнить, что формирование общего впечатления о системе внутреннего контроля требует принимать во внимание ее компоненты, т.е. надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.
Во внутрифирменных правилах также должен найти отражение подход аудиторской фирмы к определению уровня существенности. Возможные варианты его расчета содержатся в ФПСАД № 4 «Существенность в аудите», однако данный внутренний стандарт аудиторских организаций является одним из важных. Прежде всего это связано с необходимостью формирования и представления аудиторами в определенной форме заключения по результатам проверки, содержащего мнение о достоверности данных отчетности клиента. Как известно, обоснованность показателей отчетности не должна быть установлена аудитором с абсолютной точностью (она должна быть достоверной во всех существенных аспектах). При этом возникают трудности в поиске критериев отнесения искажений к существенным. Аудиторские фирмы пытаются решать эту проблему посредством разработки соответствующего внутреннего правила.
Применение апробированных методик позволяет минимизировать аудиторский риск и проводить проверку в более сжатые сроки. Для их разработки в аудиторской фирме может быть создан методологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Внутрифирменные стандарты могут охватывать обширнейший круг вопросов — от методик проверки конкретных вопросов и направлений в области бухгалтерского учета и налогообложения экономических субъектов до общих вопросов организации аудиторской работы в фирме.
Внутренние стандарты в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.
4.4. Стандарты общественных аудиторских объединений
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п. 5 Федерального закона № 164-ФЗ). В России наряду с общенациональными ПСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных профобъединений, что вызывает недоумение у иностранных специалистов. Ведь национальные ПСАД должны содержать основные, базовые требования, а профобъединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ПСАД. Именно в стандартах профобъединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовых бланков, примерных расчетов уровня существенности и т.п.
Тесты
1. В Российской Федерации:
1) стандарты аудита разрабатываются на основе международных;
2) международные стандарты аудита утверждены в качестве национальных;
3) стандарты аудита не учитывают МСА.
2. Глоссарий терминов аудиторской деятельности входит в систему стандартов аудита:
1)да; 2) нет.
3. 1)46 МСА;
2) 38 МСА;
3) 48 МСА.
4. Единый подход к аудиторской проверке конкретного субъекта хозяйствования определяют:
1) национальные аудиторские стандарты;
2) внутрифирменные стандарты;
3) рабочая программа аудита.
5. МСА впервые начали разрабатывать:
1) в 1977 г.;
2) 1877 г.;
3)1970 г.
6. МСА разрабатывает:
1) МФБ совместно с КМАП;
2) КМАП совместно с МФБ;
3) МКАП с КМАП.
7. МСА:
1) превалируют над местными;
2) не превалируют над местными;
3) действуют наравне с ними.
8. МКАП:
1) входит в состав МФБ;
2) независим от МФБ;
3) основал МФБ.
9. МСА:
1) обязательны к применению во всех странах;
2) необязательны;
3) носят рекомендательный характер.
10. МСА подлежат применению:
1) в любых случаях проведения аудита;
2) по существенным аспектам проведения аудита;
3) во всех перечисленных выше случаях.
11. МСА разбиты:
1) на 10 групп;
2)11 групп;
3) 12 групп.
12.Основы аудита государственного сектора изложены:
1)в МСА;
2) специальных стандартах;
3) МСА, отдельными разделами внутри стандартов.
13.Официальный язык МСА:
1) немецкий;
2) английский;
3) русский.