РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

2.1. Общая теория управления

2.1.1. Законы природы, общества и мышления

Говоря о законах в сфере управления в первую очередь нужно сказать о законах более высокого порядка.

Это законы природы, общества и мышления, действующие в объективном мире – это законы диалектики:

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон отрицания отрицания;

- закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Знание любым руководителем и менеджером закона единства и борьбы противоположностей и умение его использовать является необходимым условием для поиска ими эффективных путей разрешения различных возникающих противоречий в деятельности организации, фирмы, учреждения, в управлении персоналом.

Смысл действия закона отрицания отрицания для любого руководителя и менеджера вполне понятен: во-первых, все находится в процессе настоящего развития; во-вторых, новое всегда приходит на смену старого. Понимание этого процесса способствует развитию профессионального чутья на все новое, прогрессивное.

Особо остро ощутимо в управлении действие закона перехода количественных изменений в качественные. Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры региональных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных решений. Подобного рода задачи обусловливают высокий профессионализм руководителя и менеджеров, с одной стороны, и позволяют объяснить, почему далеко не все могут успешно работать в сфере менеджмента, с другой стороны.

2.1.2. Законы управления

В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности, действуют многообразные законы. Достаточно исследованными из всех законов управления на современном этапе являются:

- закон единства и целостности системы управления;

- закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления;

- закон необходимого разнообразия систем управления;

- закон соотносительности управляющих и управляемых систем.

 

Закон единства и целостности системы управления в основном предполагает, что:


 

- система управления должна обладать организационным и функциональным единством;

- система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов и интересов.

 

Несоблюдение этих требований или, более того, игнорирование их неизбежно приводит к невозможности эффективной деятельности любой большой системы: федерации, ее субъектов, экономики регионов, организаций, фирм и их структурных подразделений.

В соответствии с законом обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления, управляющая система должна:

- обеспечить все необходимые степени свободы управляемых систем и процессов;

- всегда иметь число степеней свободы больше числа степеней свободы управляемой системы, иначе управляющая система может стать тормозом в развитии управляемой системы.

 

Ограничение степеней свободы управляющей системы управления происходит не только теми законами и нормативными актами, которые принимаются федеральными, региональными и муниципальными органами, но и субъективными причинами – уровнем квалификации и профессионализма руководителей, их способностью оценить окружающую обстановку, использовать резервы и т.д.

Основной смысл закона необходимого разнообразия систем управления заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие управляющих систем управления – это, с одной стороны, разнообразие возможных форм управления, с другой стороны, разнообразие состояний систем управления, обеспечивающие потребности не только функционирование, но и развитие управляемых систем.

Разнообразие систем управления обусловлено разнообразием объективных и субъективных факторов – природно-климатических, этнических, демографических, религиозных, культурных, отраслевых, профессионально-квалификационных, личностных, а также форм собственности.

Существующие типовые структуры систем управления не должны ограничивать руководителей и менеджеров, а должны быть своего рода основой для разработки модернизации конкретной системы управления.

Закон соотносительности управляющих и управляемых систем следует понимать как:

- их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного развития;

- необходимость превышения функциональной сложности управляющей системы управления над управляемой. Иначе она принципиально не может обеспечить эффективное развитие управляемой системы управления. Кроме того, естественно, что уровень профессионализма и компетенции работников управляющей системы должен быть выше соответствующего уровня работников управляемой системы;


- потребность совершенствования управляющей системы более высокими, динамичными темпами нежели управляемой. Это означает необходимость более высокого уровня финансирования, использования самых новейших достижений науки и техники.

 

В развитии управляющих систем, наряду с законами и закономерностями, которым оно подчиняется, главенствующая роль принадлежит личности руководителя, высокий уровень профессионализма и творческих возможностей которого способны максимально активизировать направления действия законов и расширить сферы их действия.

2.1.3. Принципы управления

Принципы управления являются важнейшим элементом механизма управления, так как произрастают они из законов и закономерностей управления и тем самым отражают объективную реальность. Вместе с тем, принципы принадлежат субъекту и в этой связи они имеют субъективный характер. Такая двойственность природы принципов управления требует определенного, взвешенного отношения к ним, как к руководству к действиям.

Принципы управления весьма разнообразны и они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

- принцип научной обоснованности. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основах и предполагает привлечение всего спектра современных знаний и применение передовых методов системного анализа при выработке и реализации управленческих решений;

- принцип системности и комплексности. Суть этого принципа состоит в одновременном использовании системного и комплексного подхода в управлении. Системность означает необходимость структуривания проблемы и решения ее по вертикали, комплексность – по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность – к горизонтальным, координационным связям;

- принцип единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. Предоставление такого права предполагает и персональную ответственность.

Коллегиальность означает, прежде всего, привлечение многих специалистов по различным вопросам для разработки управленческого решения, учет их мнений. Принятое коллегиально разработанное решение проводится в жизнь под персональную ответственность каждого должностного лица.

Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность;


- принцип демократического централизма. Этот принцип означает необходимость рационального сочетания централизованного и децентрализованного подходов в управлении. Однако на практике такого сочетания не всегда удается достигнуть. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладает централизм, крайняя степень которого – автократия. Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильнее идет развитие общества. Крайняя степень демократизма – анархия. Рациональное соотношение демократии и централизма может быть результатом осмысленных, целенаправленных, глубоко качественных преобразований и возрастание роли центра, управляемой системы. Соблюдение принципов демократического централизма является необходимым условием построения федеративного или конфедеративного государства. На уровне организации фирмы, учреждения этот принцип определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем, он как бы пронизывает все властные структуры по вертикали;

- принцип единства отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление предполагает необходимость развития диверсификации производства, т.е. одновременное развитие многих несвязанных друг с другом производств, увеличение числа производств и номенклатуры товаров (услуг) производимым отдельными производствами в новых для них сферах. Территориальное их управление исходит из других целевых установок, а именно, из рационального размещения и развития производительных сил. А решение этих проблем требует учета требований экологии, эффективного использования рабочей силы, развития социально-бытовой инфраструктуры, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. А это уже региональные проблемы. Любой руководитель, менеджер должны тесно увязывать интересы своей организации, фирмы, учреждения с интересами местных властей и жителей данного региона, где он собирается проявлять свою деловую активность;

- принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой нижние звенья управляются звеньями более высокого уровня, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь могут управляться и контролироваться органами следующего порядка. Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев управления осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, отражающие реакцию объекта управления на управляющее воздействие со стороны субъекта управления. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Из принципов управления вытекают, прежде всего, правила группового поведения руководителей, менеджеров (руководителей фирм, банков, исполнительных директоров и т.п.). Для каждой такой категории существуют свои писаные и неписаные правила поведения, общие требования к оформлению офисов, приобретения товаров личного пользования определенной престижности, пользования услугами определенных служб сервиса и т.д.

Из правил, норм, положений и обычаев группового поведения вытекают правила индивидуального поведения руководителей, менеджеров с учетом их личностных характеристик – пола, возраста, характера, уровня образования и т.д.


Более того, правила группового и индивидуального поведения диктуют и определенные нормы, нормативы и стереотипы поведения и на бытовом уровне.

2.1.4. Управление и его элементы

Существует достаточно большое число видов управления:

• государственное и общественное управление (government, administration),

• управление в неживой природе (control),

• управление социально-экономическими системами или организациями (management).

 

В настоящем курсе рассматривается именно менеджмент.

Предметом общей теории управления социально-экономическими системами (СЭС) выступают общественные отношения, выполняющие важную функцию оптимизации управления экономическими и социальными процессами в обществе. Управленческие отношения базируются на трех группах норм:

1) правовых или законодательных нормах в обществе;

2) нормах культуры, этики, педагогики и бизнеса;

3) психофизиологических нормах, регулирующих поведение личности в системе управленческих отношений.

 

Выделяют социальные, экономические, биологические и технические системы управления. Несмотря на различия в природе этих систем категории «организация» и «управление» для них являются универсальными, подчиняющимися общим закономерностям.

Взаимосвязь менеджмента организации (управляющей системы, субъекта управления), управляемой системы (организации, процесса достижения целей) и результата (степени достижения целей организации) можно представить схематически.

Процесс управления носит циклический характер и состоит из следующих четырех основных этапов:

1. целеполагание (определение целей);

2. определение ситуации;

3. определение проблемы;

4. осуществление решения проблемы.

 

 

Управляющая система (субъект управления)

 

Управляемая система (объект управления)

 

Вход

 

Выход (результат)


Базовыми универсальными функциями менеджмента являются:

• а) планирование;

• б) организация;

• в) руководство (управление, координация);

• г) мотивация;

• д) контроль.

 

Основные функциональные направления деятельности менеджеров включают:

1. управление производством;

2. управление маркетингом;

3. управление финансами;

4. управление персоналом;

5. управление информацией (информационными системами и информационными технологиями);

6. управление эккаутингом, или контроллинг, т.е. непрерывное управление процессом анализа обработки информации о деятельности организации с целью прогнозирования ее развития и преодоления возможных проблем;

7. управление инновациями (как управление развитием).

 

Таким образом, в общем случае менеджмент — это управление социально-экономическими системами (организациями) в рыночной среде (конкурентном механизме), где одними из обязательных целей являются экономические. Иными словами, это управление системами особого характера и в специальных условиях. Управление и менеджмент (как понятия) совпадают только для общества с развитыми рыночными отношениями. Наиболее распространен иерархический механизм управления, опирающийся на соподчинение одного работника другому, более высокого уровня.

Уровни иерархии в организации (высший, средний и низший) определяют степень властных полномочий и ответственности.

2.1.5.Экономико-математические методы

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф.У.Тейлором научного метода при анализе работы.

Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно широко. Эти методы, сгруппированные под общим названием «исследование операций» (operations research или OR), были разработаны и использованы впервые в военные годы для решения таких проблем, как организация противовоздушной обороны Великобритании, максимизация эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе, война подлодок и минирование японских портов.

Исследование операций и модели. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее в абстрактном виде. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность


увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.

После создания модели переменным задаются количественные значения.

Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Основой науки управления (management science или MS) становится замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Российскому читателю в этом смысле более близко словосочетание «экономико-математические методы». Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Если раньше лишь очень немногие руководители имели образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов, то в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

2.1.5.1. Методы моделирования и оптимизации решений

С целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации:

1. Методы моделирования (методы исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Это процедура, состоящая из нескольких этапов:

• постановка задачи;

• определение критерия эффективности анализируемой операции;

• количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;

• построение математической модели изучаемого объекта (операции);

• количественное решение модели и нахождение оптимального решения;

• проверка адекватности модели и найденного решения;

• корректировка и обновление модели.

 

2. Модели теории игр. Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия.

Возможность прогнозировать действия конкурентов является существенным преимуществом для любой коммерческой организации. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов. Однако используются эти модели довольно редко, так как они  оказываются слишком упрощенными по сравнению с реальными экономическими ситуациями.

3. Модели теории очередей (оптимального обслуживания) используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них: определение количества телефонных линий, троллейбусов на маршруте, или операционистов в банке и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна. Следовательно, нужно найти таков решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка.

4. Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Но создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала. Модели управления запасами позволяют найти такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

5. Модели линейного программирования применяют для оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования.

Однако с учетом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и другие типы моделей. При нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов — модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени — модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции — модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).

Необходимо учитывать некоторые требования, которые предъявляются к рациональным методам.

• практическая применимость.

• экономичность, подразумевающая, что затраты должны быть меньше полученного результата, а разница между ними (т.е. эффект) - оптимальным для данной ситуации.

• обеспечение достаточной точности решения проблемы.

• достоверность, когда число ошибок не превышает некий приемлемый уровень.

 

2.1.6. Социологические методы управления

Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.


Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Анкетирование позволяет собирать необходимую ! информацию путем массового опроса.

Интервьюирование предполагает получение необходимой информации в ходе беседы.

Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.

Собеседование является распространенным методом, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

При проведении социологических методов исследования следует учитывать как ряд социо-психологических характеристик индивидов или малых групп, так и способы их социального взаимодействия. Среди этих параметров наиболее значимыми являются:

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В настоящее время лучшие компании формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи. Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Зарубежные компании, тщательно изучив опыт социалистического соревнования, успешно применили его в виде кружков качества, рабочих советов и др.

Общение — это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Управленческое общение включает в себя три основных этапа:


• выдача распорядительной информации,

• получение обратной информации,

• выдача оценочной информации.

 

Переговоры — это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора.

Конфликт — форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из- за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.

2.2. Сущность и содержание менеджмента

2.2.1. Сущность и категории менеджмента.

Менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы фактов: тенденция развития организаций; специфические национальные факторы развития экономики.

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:

- формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

- изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

- обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;

- усиление социальных и экономических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

- профессионализация менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

 

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:

- как науку и искусство управления;

- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

- как аппарат управления деятельностью организации.

 

Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией. Состав основных категорий менеджмента: объекты и субъекты; функции; виды; методы; принципы. Субъектом менеджмента, его основополагающей категорией являются организации – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.

Субъекты менеджмента – менеджеры-руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Категория «менеджер» распространяется на руководителей организации, руководителей структурных звеньев, организаторов определенных видов работ (администраторов).

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных звеньев. Функциональный (самостоятельный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например, управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в организационном единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития предприятия. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. В менеджменте используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективность развития организации. Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетание централизации и децентрализации, демократизации. Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Иерархическая упорядоченность регулирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Целевая направленность предопределяет приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как  важнейший критерий эффективности менеджмента. Научная обоснованность и оптимизация формирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров. Демократизм предполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

2.2.2. Цели и задачи

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Более широко можно сказать, что цель менеджмента это:

- Рациональная организация производственного процесса.

- Обеспечение прибыльности (доходности) фирмы.

- Постоянное преодоление рисков и адаптация к изменениям внешней среды.

- Совершенствование управления производством.

- Эффективное использование кадрового материала.

 

Управление всегда имеет целевой характер, оно ориентировано на цель, конечный результат. Под целью в управлении обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, который следует достичь.

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, она объективна, т.к. вытекает из законов и закономерностей объективного мира, с другой стороны цель – это идеальная, мысленная конструкция человека, т.е. она имеет субъективный характер. Именно в этом смысле говорят о двойственной природе цели управления.

Принятая и утвержденная цель начинает определять способ и характер действий не только отдельного человека, но и больших социальных групп. Практика показывает, что определению цели и условий ее достижения необходимо уделять особое внимание и исключать субъективизм, который может привести к неоправданным издержкам и торможению развития. Кроме того четко определенная цель определяет структуру системы управления, системный характер ее построения и функционирования.

Основные требования, предъявляемые к цели:

1. цель должна быть всесторонне научно и практически обоснована;

2. цель должна формироваться, как безусловная;

3. цель должна быть достижимой и иметь конечный результат.

 

В зависимости от соотношения цели и конечного результата могут быть следующие варианты.

1. Конечный результат может быть не только близким к поставленной цели, но и даже в чем-то превосходить ее. Такой вариант возможен, например, при управлении созданием технических средств, конструкций, параметры которых на выходе способны превосходить предусмотренные целью.

2. Достигнутый результат все же уступает поставленной цели. В этом плане любой руководитель, менеджер должен быть самокритичен.

3. Достигнутый результат приходит в явное противоречие с поставленной целью. Примером тому может служить ведущаяся борьба с алкоголизмом, наркоманией, когда принятые меры не улучшают ситуацию, а напротив, усугубляют.

 

Важной составляющей в достижении поставленной цели следует считать условия достижения цели, т.е. всю совокупность факторов, которые необходимо всесторонне учитывать и использовать. Здесь можно говорить о детерминированных и вероятностных, объективных и субъективных факторах.

К детерминированным факторам относятся такие факторы, которые являются определяющими при достижении предполагаемого результата. Например, для создания базы данных необходимо использование компьютерной техники.

К вероятностным факторам относятся те из них, результат воздействия которых неоднозначно связан с появлением численного результата. К таким факторам можно отнести влияние природно-климатических условий, творческий потенциал работника, спрос рынка и т.п.

Объективные факторы – это такие факторы, которые существуют независимо от человека и оказывают влияние на управленческую деятельность независимо от его желания (законы, строй, обычаи и т.п.).

Субъективные факторы связаны с человеческой составляющей, т.е. с его отношением к труду (активным – пассивным, ответственным – безответственным, инициативным – безынициативным и т.п.).

Все виды целевого управления требуют от каждого руководителя, менеджера знания не только цели, но способов и путей ее достижения. Это необходимо для согласования общих и частных целей.

Из всего сказанного по поводу цели управления можно обозначить основные предпосылки для ее постановки:

• двойственный характер содержания цели управления;

• содержание цели управления должно соответствовать объективным законам развития;

• содержание цели и состояние системы на конкретном этапе должны быть взаимообусловлены;

• учет действия всей совокупности факторов развития системы;

• строгий учет достоверности и эффективности действия внешних и внутренних условий развития системы;

• обоснование системного характера цели и ее ресурсного обеспечения (материального, кадрового и т.п.).

 

К числу основополагающих понятий в управленческой деятельности относится также категория задачи.

Задача – это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий необходимых для этого решения. Решение задач связано с необходимостью выполнения целого ряда процедур, в процессе которых в движение приводятся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. В свою очередь, количество процедур и последовательность их выполнения предопределяется в процессе разработки, принятия управленческих решений.

Задачи, стоящие перед руководителями, менеджерами, могут быть классифицированы как задачи, связанные с технологическим разделением труда. Это задачи:

• собственно управленческие, т.е. связанные с реализацией функций управления, распределением прав и полномочий;

• организационно-экономические, связанные с обеспечением единства и организационной целостности социально-экономических систем, достижением требуемых показателей и т.п.;

• идейно- воспитательные, связанные с формированием и поддержанием определенного морально-психологического климата и нравственно-мировозренческих норм поведения;

• научно-технические, связанные с обеспечением исследовательских, конструкторских и технологических решений.

 

Кроме того, задачи могут быть классифицированы как задачи функционирования и развития. Они связаны с необходимостью применения в производственных процессах новых элементов научно-технической и социальной природы, что требует постоянного обновления и совершенствования всей системы управления.

Достигнутый результат соизмеряется с ранее поставленной целью и служит основанием для уточнения цели и задач и получения нового результата. Затем этот процесс снова повторяется и важно чтобы он сопровождался постоянным совершенствованием управленческой деятельности руководителей, менеджеров.

2.2.3. Объект управления в менеджменте

Объектом управления в социально-экономических системах является организация и, в частности, ее структура, взаимодействие ее подразделений и поддержание функционирования отделов и работников.

Под организацией мы будем понимать совокупность людей, объединенных для достижения единых целей, под управлением — воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое. Для биологических систем характерна самоорганизация, обеспечивающая постоянное самосохранение и самовоспроизведение живой системы в целом. Управление социально-экономическими системами во многом использует закономерности организации и взаимодействия биологических систем.

Однако имеются и принципиальные различия в принципах управления. Различия обусловлены тем, что человек и общество способны к самопознанию, самосовершенствованию, в том числе и благодаря новым методам эффективного менеджмента.

Именно благодаря таким различиям можно объяснить тот факт, что цикл жизни биологической системы, как правило, состоит из следующих фаз: рождение, жизнедеятельность и умирание. Для социально-экономической системы в современной теории характерны эти же фазы, однако путем целенаправленного воздействия возможно из фазы умирания перейти в фазу рождения той же системы, реализуемой в другой форме. Например, для коммерческой организации такой переход реализуется через изменение основного вида деятельности или продажу активов в одной отрасли и приобретение их в другой.

С позиций такого понимания организации менеджмент можно определить как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации. При этом в качестве одной из групп целей обязательно выступают экономические цели.

Ряд авторов особо выделяют менеджмент как науку и искусство управления одновременно. При этом наука управления предполагает наличие собственных инструментов исследования, методов и способов решения специфических проблем управления организацией. Отметим, что особенностью организации как объекта управления является обязательное наличие такого элемента, как человек.

Особенность персонала как ресурса менеджмента состоит в том, что это единственный активный элемент системы.

Только благодаря пробуждению активности работников, их изобретательности и ответственного отношения к делу возможно достижение конкурентоспособности организации.

Понимание менеджмента как искусства управления возникло из ряда характерных черт действия организации в конкурентной среде. Организация как социально-экономическая система имеет множество целей. Некоторые из целей взаимно противоположны, т.е. достижение одних целей обеспечивается за счет других. В этих условиях баланс достижения целей организации, установление приоритета целей для конкретной ситуации, периода времени и фазы жизненного цикла во многом определяется профессионализмом менеджеров компании. Слаженность их работы, глубина понимания целей организации, т.е. исполнительское мастерство управления определяют эффективность достижения целей организации. С этих позиций менеджмент представляет собой искусство, т.е. деятельность, напрямую связанную с талантом высшего менеджера и его управленческой команды.

Одним из важнейших элементов искусства управления является достижение согласования собственно менеджмента и содержания деятельности компании. Расширенное толкование менеджмента предполагает не только профессиональных менеджеров, владеющих современными методами управления организацией в конкурентной среде. Это еще и сложившиеся информационные связи между ними, степень скоординированности действий, эффективность процедуры принятия решений, осознание полноты ответственности, понимание отраслевой специфики компании, сложившейся конкурентной и деловой среды.

Иными словами, менеджмент, с одной стороны — это управляющая система, организованность субъекта управления, т.е. того, кто управляет. Именно скоординированность взаимодействия участников команды менеджеров и обслуживающего персонала определяет результаты деятельности компании. С другой стороны, на результативность компании непосредственно влияет и собственно устройство компании (управляемой системы).

Речь идет о ее производительности (соотношении затрачиваемых ресурсов и продукции основной деятельности), качестве выпускаемой продукции, соотношении основных и вспомогательных видов деятельности, организации вспомогательной деятельности, осуществляемой на договорных условиях с другими предприятиями, и т.п.

Особое положение в организованности управляемой системы занимает управление финансовыми потоками, которые характеризуют финансовое положение компании. Финансы как специфический ресурс функционирования компании представляют особую его характеристику и также определяют основные черты результативности управляемой системы.

2.2.4. Управленческая деятельность менеджера

Управление в обществе как вид деятельности существует уже давно. Этим видом деятельности занимается вполне определенная категория людей – менеджеры.

Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной управленческой деятельностью в органах (структурах) управления (любой формы собственности), наделенный субъектом собственности определенными полномочиями.

Основные задачи менеджера:

- управление;

- руководство;

- координация;

- принятие решений.

 

Говоря об управленческой деятельности, необходимо сказать, что это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом для достижения поставленных целей.

Управленческая деятельность имеет ряд специфических особенностей:

- практика работников аппарата управления состоит, как минимум, из трех видов деятельности: организационно-административной; проектно-аналитической и информационно-технической;

- участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);

- предмет труда – информация;

- средства труда – электронно-вычислительная техника;

- результат труда – управленческое решение.

 

Среди участников управленческой деятельности в зависимости от функциональной роли выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Руководители представляют собой наиболее высокую ступень управления. В их обязанность входит принятие управленческих решений по важнейшим проблемам деятельности организации (фирмы, учреждения), направление и координирование работы низших звеньев.

Специалисты участвуют в подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности находит сочетание функций управления и исполнения.


Вспомогательный персонал – непосредственные исполнители осуществляют информационное и другое обеспечение деятельности аппарата управления.

Кроме того, лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют по признаку и профилю трудового коллектива, который они возглавляют, уровню и месту в системе управления.