5.1.1. Социальные факторы и этика менеджмента Важным фактором успеха любой организации является человеческий потенциал. Персонал должен стать для организации самым ценным и эффективным вложением капитала для достижения поставленных ею целей. Организационное окружение — это коллектив, структура организации (в том числе и социальная инфраструктура), условия труда и система вознаграждения, внутренняя культура («менталитет») организации и ее внешний имидж. Включение человека в организационное окружение называется процессом социализации личности. Адаптация человека в организации зависит от совпадения, тождественности его ожиданий в отношении организации и ожиданий последней в отношении человека (работника). Существуют два основных подхода к отбору и приему персонала:
- а) человек подбирается «под работу»;
- б) работа подбирается «под человека». Человек проходит ряд этапов взаимодействия с организационным окружением: адаптация, профессиональная ориентация, обучение, освоение коммуникационных взаимодействий и др. Выделяют четыре типа поведения человека:
1) преданный и дисциплинированный работник;
2) приспособленец;
3) «оригинал»;
4) «бунтарь».
При всех недостатках последних трех типов их не следует отвергать полностью, так как они часто позволяют выявить изъяны и недостатки самой организации, что способствует ее совершенствованию. Кроме того, последние два типа могут оказаться творческими личностями, полезность деятельности которых для организации «перевесит» все негативные стороны их поведения. Адаптация человека в организации в значительной степени зависит от правильной формы мотивации его трудовой деятельности. Один из важнейших аспектов — развитие чувства ответственности перед организацией, коллективом. Человек должен быть не только профессионально ориентирован, т.е. ознакомлен с обязанностями по работе