РАЗДЕЛ 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА.

6.1. Интеграционные процессы в менеджменте

6.1.1. Интеграция в менеджменте

Интеграция (лат. integratio - восстановление, от integer – целый) – объединение в целое изолированных элементов системы. Без объединения, формирования общих целей деятельности различных элементов оптимальная деятельность комплексной системы (которой является любая социо-экономическая система – объект менеджмента) невозможна.

Возможны, а точнее, необходимы различные виды интеграции: экономическая, технологическая, организационная, информационная, социальная и культурная.

Интеграция невозможна без применения принципов системного подхода, т.е. учета всех элементов системы в их комплексном взаимодействии. Любая система может быть интегрирована в систему более высокого уровня.

Основные принципы интеграции:

• единство методов,

• комплексность,

• паритетность,

• принцип интегрированного целого,

• гомеостатичность (способность системы возвращаться в исходное состояние, сохранять постоянство динамического равновесия)

• типичность моделей управления,

• единство информативности,

• многоаспектность,

• принцип автоматизации.

 

6.1.2. Факторы интеграционных процессов

Планируя и внедряя процессы интеграции, необходимо учитывать определенные факторы. Интеграционными факторами менеджмента выступают:

• миссия,

• цели,

• коммуникация в организации.

 

Миссия как философия предназначения и концепция организации должна отражать как интересы внутренних, так и внешних структур. Миссия должна вырабатываться с учетом пяти факторов:

1. история организации;

2. выработанный стиль менеджмента;

3. среда обитания;

4. ресурсы;

5. уникальность собственных достижений, потенциала.

 

Цели организации вытекают из ее миссии и являются основой для планирования, меры оценки результатов деятельности, коммуникации. Цели подразделяются на краткосрочные, среднесрочные (до 1 года) и долгосрочные (до 3 — 5 лет и более).

Направления целеполагания (выработки целей) образуют систему конкретных показателей:

1. доходность;

2. положение на рынке;

3. производительность;

4. себестоимость;

5. финансы;

6. производственные мощности;

7. технология;

8. инновации, НИР, ОКР;

9. реструктуризация, другие изменения в организации;

10. персонал;

11. потребители, заказчики, партнеры;

12. экология;

13. социальная сфера;

14. общественная жизнь.

 

Иерархия, приоритетность целей определяет структуру организации, цели и порядок взаимодействия каждого из подразделений.

Требования к целям:

• реальность (достижимость),

• гибкость,

• количественная определенность (измеримость),

• конкретность,

• совместимость,

• приемлемость для конкретных субъектов организации.

 

При централизованном целеполагании цели жестко ориентированы сверху вниз. Недостаток: отсутствие обратной связи. При децентрализованном подходе в процессе разработки целей вместе с верхними участвуют и нижние уровни организации. Наиболее приемлем второй подход с наличием обратной связи: с корректировкой целей в подразделениях и только последующим их утверждением «наверху».

Процесс целеполагания проходит четыре стадии:

1. анализ тенденций в окружении организации и прогнозирование вариантов их развития;

2. разработка комплекса целей организации в целом;

3. построение иерархии (приоритетности) целей;

4. определение индивидуальных целей.

 

Миссия и цели организации должны объединять, интегрировать действия всех подразделений и сотрудников организации на достижение планируемых результатов при любых изменениях (как внутри организации, так и во внешней среде) с адекватной реакцией на эти изменения.

Метод управления по целям — один из эффективных методов менеджмента, был разработан П. Дракером (1954) и включает три составляющих:

• а) участие подчиненных в постановке целей;

• б) интеграцию целей всеми уровнями организации;

• в) оценку результатов достижения целей на основе численного их выражения.

 

Этапы процесса управления по целям:

1. комплекс разработанных руководством целей доводится до сотрудников;

2. цели рассматриваются в каждом из подразделений и всеми сотрудниками определяются индивидуальные цели в численном выражении. При этом происходит соответствующая корректировка и уточнение каждой из поставленных целей, а каждый сотрудник ставит свою подпись под индивидуальными целями;

3. руководство утверждает скорректированную и согласованную со всеми сотрудниками целевую программу;

4. на всех уровнях проводится периодический текущий контроль;

5. по истечении установленного срока проводится контроль результатов и их оценка по трем критериям: «хорошо» — цели достигнуты; «отлично» — перевыполнение целевого задания; «плохо» — цели не достигнуты. В соответствии с оценкой результатов производится либо награждение, либо наказание сотрудников.

 

Данный метод конкретизирует цели и мотивирует сотрудников, существенно облегчает планирование, интегрирует действия всех структур организации. Метод может быть широко распространен в отечественной практике. Отметим, что все показатели целевой программы должны быть в количествен-ном выражении. Например, показатель «качество товара» можно определить интегральным параметром, в который входят:

1. процент допущенного брака на производстве;

2. процент рекламаций по данному виду товара;

3. уровень спроса.

 

Вслед за П. Дракером метод управления по целям пытались усовершенствовать ряд авторов, но основные этапы при этом изменений не претерпели.

Метод оперативного управления Блэнчарда — модификация метода управления по целям. Он включает три составляющие, осуществляемые в кратчайшие сроки:

1. постановку целей;

2. похвалу;

3. выговор.

 

Метод прост и оперативен, но не учитывает всего многообразия целевых установок, поэтому применение его крайне ограничено.

Коммуникация — интегрирующий фактор управления в двух его аспектах: информационном и личностном. Коммуникации классифицируются на внешние и внутренние, одно- и многоканальные, устойчивые и нестабильные, формальные и неформальные, мнимые и реальные. Без обратной связи в коммуникациях невозможно проверить правильность восприятия получателем переданной ему информации.

Коммуникационные стили поведения: открытость, самореализация, замкнутость, самозащита, «торговля за себя». Лучший стиль коммуникации должен быть основан на умении правильно слушать и – главное! - слышать других.

Невербальный тип коммуникации — передача информации без использования слов: жестами, мимикой, внешним видом, позой, манерой поведения и т.п.

Дистанция взаимодействия — «радиус» сферы общения индивида, которой он как бы ограничивает себя от внешнего мира. Для разных культур дистанция взаимодействия различна: для европейцев больше, чем у людей других культур.

6.2. Определение эффективности менеджмента

6.2.1. Эффективность менеджмента

Эффективность менеджмента – это результативность управленческой деятельности. Эффективность менеджмента проявляется через эффективность (результативность) основной деятельности.

1. Критерии результативности деятельности организации могут быть следующими:

2. Действенность – степень достижения целей организации.

3. Экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

4. Качество – соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

5. Прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками.

 

Продуктивность – соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателей и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.)

Качество трудовой жизни – условия труда работников.

Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

6.2.2. Экономические показатели эффективности управления

Экономическими показателями эффективности управления являются:

1. Эу = П / Zу

 

Где Эу – показатель эффективности;

Zу – затраты на управление;

П – прибыль организации.

2. Кч = Чу / Ч

 

Где Кч – коэффициент численности управленческих работников;

Чу – численность работников управления;


Ч – общая численность работников организации.

3. Кз = Зу / З, где

 

Где Кз – коэффициент затрат на управление;

Зу – затраты на управление; З – общие затраты органи-зации.

4. К зп = Зу / ОП,

 

Где К зп – коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции

(оказываемых услуг);

ОП – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

6.2.3. Признаки эффективного менеджмента

Признаками эффективности менеджмента в организации является соблюдение принципов:

• Максимальное внимание потребителям;

• Человек – главный ресурс организации;

• Ориентация на действие;

• Развитие самостоятельности и предприимчивости.

• Ориентация на общефирменные ценности;

• Верность своему делу;

• Простота и скромность;

• Сильные лидеры.

 

Повышение эффективности менеджмента в организации должно осуществляться на основе системного подхода. Одним из возможных вариантов такого рассмотрения является схема «7-С» компании Маккинзи, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организацией.

На основе анализа результатов деятельности организации и исследования ее системы управления разрабатываются и осуществляются следующие меры по повышению эффективности менеджмента, затрагивающие все основные элементы «схемы 7-С».

«Схема 7 – С» компании Маккинзи

1. Совершенствование структуры управления организацией, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководителей с учетом квалификации и личных качеств.

2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы

стимулирования.

4. Необходимая для эффективной профессиональной деятельности сумма навыков накапливается с помощью системы постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

5. Разработка системы подбора, обучения, оценки и размещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

6. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместного состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

7. Упорная работа по созданию культуры организации, выработки совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

Однако встречается и случаи сопротивления персонала изменениям в компании и менеджеры должны уметь распознавать наиболее часто встречающиеся причины и учитывать их. Среди таких причин:

           • отсутствие убежденности в необходимости изменений;

           • недовольство переменами, насаждаемыми сверху;

           • недовольство неожиданностями;

           • страх перед неизвестностью;

           • нежелание иметь дело с непопулярными проблемами;

           • страх перед неспособностью выполнить что-либо или неудачей;

           • нежелание изменять сложившийся порядок, привычки, взаимоотношения;

           • отсутствие уважения и доверия к лицу, которое руководит изменениями.