ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Правило №1

Правило №2

Правило №3

Правило №4

Правило №5

Правило №6

 

Что такое бухгалтерский учет? Неожиданный вопрос? А Вы попро­буйте ответить на него точной формулировкой. Если не сможете, тогда вопрос действительно неожиданный и сложный. А что такое учет?

Очень часто люди не понимают разницы между бухгалтерским уче­том и счетоводством.

Видимо, такое неверное понимание бухгалтерского учета связано с теми функциями, которые выполнялись бухгалтерами ранее. Современ­ный бухгалтер занимается не только счетоводством, регистрацией опера­ций, но и активно участвует в планировании и принятии решений, прово­дит анализ хозяйственной деятельности.

Чтобы окончательно убедиться в том, что разница между этими тер­минами есть, обратимся за помощью к толковому словарю и специаль­ной литературе, где говорится, что: счетоводство - это процесс ведения бухгалтерского учета, средство регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации; а бухгалтерский учет - это упорядо­ченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денеж­ном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движе­нии путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хо­зяйственных операций.

Для того чтобы уяснить сущность бухгалтерского учета, познакомимся с некоторыми понятиями, экономическими категориями и терминами, не­обходимыми для учета.

Первый термин, с которым нам бы хотелось познакомить Вас - это «предмет бухгалтерского учета». Предметом бухгалтерского учета яв­ляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение уставных обязательств. В более конкретном виде эта дея­тельность состоит из разнообразных объектов, которые можно объеди­нить в три группы:

 

имущество предприятия (активы);

обязательства и капитал предприятия (пассивы);

хозяйственные операции.

 

Имущество - это ресурсы предприятия (денежные средства, основ­ные средства и т.д.).

Обязательства - это средства, полученные предприятием от кредито­ров и которые в будущем должны быть возвращены. Капитал состоит из собственных средств акционеров.

Хозяйственная операция - это документальный факт финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия, оказавший влияние на состояние имущества и обязательства предприятия. Операции состоят из многочис­ленных и разнообразных объектов. Они могут быть двусторонними и вклю­чать обмен ценностями (купля-продажа, платежи-займы и т.д.) между не­зависимыми партнерами или односторонними (потери от пожара, навод­нения, взрыва, кражи, износ станков и оборудования и т.д.).

Например, покупка здания, начисление амортизации, расчеты по по­лученным кредитам, приобретение материалов для производства товара, реализация произведенного товара и т.д.

В бухгалтерском учете такие операции учитываются с помощью осо­бых записей, с использованием основных правил бухгалтерского учета.

Следующее понятие, которое Вы должны хорошо запомнить -это «пра­вила бухгалтерского учета».

ПРАВИЛО № 1

Бухгалтерский учет осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов. Двойная запись - это метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Любая хо­зяйственная операция учитывается дважды: один раз по дебету одного счета и другой - по кредиту другого счета. Эти суммы всегда равны между собой. Более подробно это правило мы рассмотрим в следую­щей главе.

ПРАВИЛО № 2

Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные до­кументы. Метод, соответствующий этому правилу, называется докумен­тированием. Мы уже говорили о том, что единицей учета является хозяй­ственная операция. Факт совершения хозяйственной операции регистри­руется документом, который в бухгалтерском учете называется первич­ным документом. Первичные документы составляются на каждую опера­цию или однородные группы операций.

Вы должны запомнить: если нет документа - нет записи. Бухгалтер никому и ничему не должен верить на слово. Для оформления первичных документов могут быть использованы как стандартные, так и специально разработанные бланки.

Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

 

  наименование документа;

  дату его оформления;                                                             

  содержание операции;

  количественное и стоимостное измерение;                                

  подписи должностных лиц;

  печать.

Все документы должны обязательно храниться на предприятии или »
архиве в течение установленного законодательством времени В качестве дополнительной информации перечислим основные виды первичных документов:

 

кассовые документы (приходный и расходный кассовый ордеры);

банковские документы (платежное поручение, чек);

сопроводительные расчетно-платежные документы (счет-факту­ра, накладная, акт, путевой лист);

 документы по учету использования рабочего времени и расчеты по заработной плате (приказы, распоряжения, трудовые догово­ры, табели учета времени, расчетная и платежная ведомости);

       договоры;

       бухгалтерские справки.

ПРАВИЛО № 3

Имущество, обязательство и хозяйственные операции учитываются в денежном измерении. Вопрос: можем ли мы складывать апельсины и яб­локи? А бумагу и карандаши? Да, если они имеют денежное выражение. Деньги являются единственной практически удобной единицей измере­ния, позволяющей получать сравнимые финансовые результаты.

ПРАВИЛО № 4

Предприятие должно обязательно проводить инвентаризацию. Это один из обязательных приемов бухгалтерского учета. Объектом инвентариза­ции является имущество и все виды обязательств предприятия. Целью инвентаризации является сопоставление данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация или подтвер­ждает данные бухгалтерского учета, или выявляет недостатки.

ПРАВИЛО № 5

Все хозяйственные операции группируются по однородности и на каж­дую хозяйственную операцию открывается отдельный счет. На счетах от­ражаются не только остатки средств, но и сами изменения. Все счета ре­гистрируются в специальных учетных регистрах. Учетными регистрами могут быть: кассовая книга, журнал закупок, журнал продаж, главная книга, карточки учета и т.д.

ПРАВИЛО № 6

Имущество (активы), обязательства и капитал предприятия учитыва­ются в балансе отдельно в определенном порядке, что позволяет сравни­вать имущество предприятия с обязательством и капиталом. Обе части баланса должны быть равны, т.е.

имущество (активы) = обязательства + капитал

Это называется основным балансовым уравнением

ПРИМЕР 1. Если обязательства компании составляют 5000 сомов, а ее капитал 10000 сомов, то чему будут равны средства компании?

 

ПРИМЕР 2. Компания имеет средства в размере 20000 сомов, а обя­зательство перед банком составляет 15000 сомов, чему равен капитал компании?

В первом примере средства компании составляют 15000 сомов (5000+10000 = 15000 сомов),

а во втором примере капитал равен 5000 сомов (20000- 15000 = 5000).

Бухгалтерский учет - это наука, но, в отличие от других наук, ее законы и принципы разрабатываются самостоятельно.

Следующее понятие, с которым мы Вас познакомим, называется «принципы бухгалтерского учета». Определение, которое дается в учеб­ной литературе, говорит, что принцип - это общий закон или правило, принятый как руководство к действию.

В настоящее время в бухгалтерском учете применяют принципы меж­дународного учета и условно их подразделяют на три группы.

ГРУППА1

К этой группе относят принцип непрерывности, принцип обособлен­ности и принцип начисления.

ГРУППА2

К данной группе относится принцип последовательности, принцип оценки и принцип полного раскрытия.

ГРУППА3

Эта группа называется группой принципов ограничения. Она вклю­чает следующие понятия: затраты-выгоды, существенность, консерватизм и особенность отрасли.

Если Вы еще не передумали изучать этот «страшный» предмет даль­ше, тогда мы попробуем расшифровать перечисленные принципы.

      Принцип непрерывности часто называется принципом постоянной важности. Согласно данному принципу не предполагается ликвида­ция бизнеса в обозримом будущем, т. е. предполагается непрерыв­ность периода времени, достаточного для осуществления задуман­ных долгосрочных операций.

Принцип обособленности. Объект учета - хозяйствующий субъект - рассматривается в качестве единицы бухучета отдельно и независи­мо от их владельцев и других организаций, например, имущество компании не рассматривается как личное имущество ее владельца (пусть даже единоличного), а имущество владельца - как имущество компании, даже если такое разделение не имеет юридической осно­вы.

 Принцип начисления. Принцип начисления требует использование метода начисления для учета доходов и критерия соответствия для учета расходов. Он определяет, что результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не по факту денежно­го или эквивалентного поступления (выплаты) по ним. Хозяйствен­ные операции отражаются в учетных записях и включаются в финан­совую отчетность периодов, к которым они относятся.

 Принцип последовательности представления. Принцип последо­вательности предусматривает, что представление и классификация статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного пери­ода к следующему.

Принцип оценки. Принцип оценки признает денежную единицу в качестве эффективного средства передачи финансовой информации, и себестоимость (затраты на приобретение, доставку, производство и др.) - в качестве первоначальной оценки элементов отчетности.

Принцип полного раскрытия. Принцип полного раскрытия требует, чтобы в отчете о финансовом положении содержалась вся необходи­мая информация об экономическом положении предприятия, включая учетную политику. Бухгалтерская информация может содержаться в самой финансовой отчетности и открытых приложениях к ней или в дополнительных схемах и каких-либо других формах отчетности.

 Затраты-выгоды. Основной смысл здесь заключается в том, что до­ходы, извлекаемые пользователями из специфической информации, должны превышать расходы на получение этой информации.

 Существенность предполагает представление пользователям полез­ной и полной информации в рамках ее существенности. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на ос­новании финансовой отчетности.

 Консерватизм (осмотрительность) - это введение определенной степени осторожности в оценках элементов отчетности: активы или доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы - за­нижены, т.е. для признания доходов необходимы более веские дока­зательства, чем для признания расходов.

Особенности отрасли. Это ограничение позволяет использовать особую бухгалтерскую отчетность по специфическим пунктам, там где, очевидно, имеют место уникальность отрасли, целесообразность, преобладание сущности над формой, и очевидна необходимость применения особой отчетности. Общее признание учетных принципов зависит о того, насколько они отвечают трем критериям: уместности, объективности, осуществимости.

Эти три критерия часто противоречат друг другу. Применение принципов на практике требует достижения правильного баланса между уместностью, с одной стороны, и объективностью и осуществимостью, с другой стороны.