ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Что такое бухгалтерский учет? Неожиданный вопрос? А Вы попробуйте ответить на него точной формулировкой. Если не сможете, тогда вопрос действительно неожиданный и сложный. А что такое учет?
Очень часто люди не понимают разницы между бухгалтерским учетом и счетоводством.
Видимо, такое неверное понимание бухгалтерского учета связано с теми функциями, которые выполнялись бухгалтерами ранее. Современный бухгалтер занимается не только счетоводством, регистрацией операций, но и активно участвует в планировании и принятии решений, проводит анализ хозяйственной деятельности.
Чтобы окончательно убедиться в том, что разница между этими терминами есть, обратимся за помощью к толковому словарю и специальной литературе, где говорится, что: счетоводство - это процесс ведения бухгалтерского учета, средство регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации; а бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Для того чтобы уяснить сущность бухгалтерского учета, познакомимся с некоторыми понятиями, экономическими категориями и терминами, необходимыми для учета.
Первый термин, с которым нам бы хотелось познакомить Вас - это «предмет бухгалтерского учета». Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение уставных обязательств. В более конкретном виде эта деятельность состоит из разнообразных объектов, которые можно объединить в три группы:
имущество предприятия (активы);
обязательства и капитал предприятия (пассивы);
хозяйственные операции.
Имущество - это ресурсы предприятия (денежные средства, основные средства и т.д.).
Обязательства - это средства, полученные предприятием от кредиторов и которые в будущем должны быть возвращены. Капитал состоит из собственных средств акционеров.
Хозяйственная операция - это документальный факт финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оказавший влияние на состояние имущества и обязательства предприятия. Операции состоят из многочисленных и разнообразных объектов. Они могут быть двусторонними и включать обмен ценностями (купля-продажа, платежи-займы и т.д.) между независимыми партнерами или односторонними (потери от пожара, наводнения, взрыва, кражи, износ станков и оборудования и т.д.).
Например, покупка здания, начисление амортизации, расчеты по полученным кредитам, приобретение материалов для производства товара, реализация произведенного товара и т.д.
В бухгалтерском учете такие операции учитываются с помощью особых записей, с использованием основных правил бухгалтерского учета.
Следующее понятие, которое Вы должны хорошо запомнить -это «правила бухгалтерского учета».
Бухгалтерский учет осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов. Двойная запись - это метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Любая хозяйственная операция учитывается дважды: один раз по дебету одного счета и другой - по кредиту другого счета. Эти суммы всегда равны между собой. Более подробно это правило мы рассмотрим в следующей главе.
Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные документы. Метод, соответствующий этому правилу, называется документированием. Мы уже говорили о том, что единицей учета является хозяйственная операция. Факт совершения хозяйственной операции регистрируется документом, который в бухгалтерском учете называется первичным документом. Первичные документы составляются на каждую операцию или однородные группы операций.
Вы должны запомнить: если нет документа - нет записи. Бухгалтер никому и ничему не должен верить на слово. Для оформления первичных документов могут быть использованы как стандартные, так и специально разработанные бланки.
Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату его оформления;
содержание операции;
количественное и стоимостное измерение;
подписи должностных лиц;
печать.
Все документы должны обязательно храниться на предприятии или »
архиве в течение установленного законодательством времени В качестве дополнительной информации перечислим основные виды первичных документов:
кассовые документы (приходный и расходный кассовый ордеры);
банковские документы (платежное поручение, чек);
сопроводительные расчетно-платежные документы (счет-фактура, накладная, акт, путевой лист);
документы по учету использования рабочего времени и расчеты по заработной плате (приказы, распоряжения, трудовые договоры, табели учета времени, расчетная и платежная ведомости);
договоры;
бухгалтерские справки.
Имущество, обязательство и хозяйственные операции учитываются в денежном измерении. Вопрос: можем ли мы складывать апельсины и яблоки? А бумагу и карандаши? Да, если они имеют денежное выражение. Деньги являются единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые результаты.
Предприятие должно обязательно проводить инвентаризацию. Это один из обязательных приемов бухгалтерского учета. Объектом инвентаризации является имущество и все виды обязательств предприятия. Целью инвентаризации является сопоставление данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет недостатки.
Все хозяйственные операции группируются по однородности и на каждую хозяйственную операцию открывается отдельный счет. На счетах отражаются не только остатки средств, но и сами изменения. Все счета регистрируются в специальных учетных регистрах. Учетными регистрами могут быть: кассовая книга, журнал закупок, журнал продаж, главная книга, карточки учета и т.д.
Имущество (активы), обязательства и капитал предприятия учитываются в балансе отдельно в определенном порядке, что позволяет сравнивать имущество предприятия с обязательством и капиталом. Обе части баланса должны быть равны, т.е.
имущество (активы) = обязательства + капитал
Это называется основным балансовым уравнением
ПРИМЕР 1. Если обязательства компании составляют 5000 сомов, а ее капитал 10000 сомов, то чему будут равны средства компании?
ПРИМЕР 2. Компания имеет средства в размере 20000 сомов, а обязательство перед банком составляет 15000 сомов, чему равен капитал компании?
В первом примере средства компании составляют 15000 сомов (5000+10000 = 15000 сомов),
а во втором примере капитал равен 5000 сомов (20000- 15000 = 5000).
Бухгалтерский учет - это наука, но, в отличие от других наук, ее законы и принципы разрабатываются самостоятельно.
Следующее понятие, с которым мы Вас познакомим, называется «принципы бухгалтерского учета». Определение, которое дается в учебной литературе, говорит, что принцип - это общий закон или правило, принятый как руководство к действию.
В настоящее время в бухгалтерском учете применяют принципы международного учета и условно их подразделяют на три группы.
ГРУППА1
К этой группе относят принцип непрерывности, принцип обособленности и принцип начисления.
ГРУППА2
К данной группе относится принцип последовательности, принцип оценки и принцип полного раскрытия.
ГРУППА3
Эта группа называется группой принципов ограничения. Она включает следующие понятия: затраты-выгоды, существенность, консерватизм и особенность отрасли.
Если Вы еще не передумали изучать этот «страшный» предмет дальше, тогда мы попробуем расшифровать перечисленные принципы.
Принцип непрерывности часто называется принципом постоянной важности. Согласно данному принципу не предполагается ликвидация бизнеса в обозримом будущем, т. е. предполагается непрерывность периода времени, достаточного для осуществления задуманных долгосрочных операций.
Принцип обособленности. Объект учета - хозяйствующий субъект - рассматривается в качестве единицы бухучета отдельно и независимо от их владельцев и других организаций, например, имущество компании не рассматривается как личное имущество ее владельца (пусть даже единоличного), а имущество владельца - как имущество компании, даже если такое разделение не имеет юридической основы.
Принцип начисления. Принцип начисления требует использование метода начисления для учета доходов и критерия соответствия для учета расходов. Он определяет, что результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не по факту денежного или эквивалентного поступления (выплаты) по ним. Хозяйственные операции отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым они относятся.
Принцип последовательности представления. Принцип последовательности предусматривает, что представление и классификация статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного периода к следующему.
Принцип оценки. Принцип оценки признает денежную единицу в качестве эффективного средства передачи финансовой информации, и себестоимость (затраты на приобретение, доставку, производство и др.) - в качестве первоначальной оценки элементов отчетности.
Принцип полного раскрытия. Принцип полного раскрытия требует, чтобы в отчете о финансовом положении содержалась вся необходимая информация об экономическом положении предприятия, включая учетную политику. Бухгалтерская информация может содержаться в самой финансовой отчетности и открытых приложениях к ней или в дополнительных схемах и каких-либо других формах отчетности.
Затраты-выгоды. Основной смысл здесь заключается в том, что доходы, извлекаемые пользователями из специфической информации, должны превышать расходы на получение этой информации.
Существенность предполагает представление пользователям полезной и полной информации в рамках ее существенности. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности.
Консерватизм (осмотрительность) - это введение определенной степени осторожности в оценках элементов отчетности: активы или доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы - занижены, т.е. для признания доходов необходимы более веские доказательства, чем для признания расходов.
Особенности отрасли. Это ограничение позволяет использовать особую бухгалтерскую отчетность по специфическим пунктам, там где, очевидно, имеют место уникальность отрасли, целесообразность, преобладание сущности над формой, и очевидна необходимость применения особой отчетности. Общее признание учетных принципов зависит о того, насколько они отвечают трем критериям: уместности, объективности, осуществимости.
Принцип уместен, если информация имеет смысл, принесет пользу потребителям информации об определенной хозяйственной единице.
Принцип объективен, если на информацию не влияют личные мнения или оценка ее составителей.
Эти три критерия часто противоречат друг другу. Применение принципов на практике требует достижения правильного баланса между уместностью, с одной стороны, и объективностью и осуществимостью, с другой стороны.