Глава 5
ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
5.1. Планирование аудита
5.2. Оферта и письмо - обязательство аудитора перед
клиентом
5.3. Согласование условий проведения аудита
5.4. Договор на проведение аудиторской проверки
5.5. Права и обязанности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов
5.6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или)
лиц,заключивших договор оказания аудиторских услуг
5.7. Аудиторская тайна
5.1. Планирование аудита
Вопросы по планированию аудита рассмотрены в ФПСАД № 3 «Планирование
аудита». Данное правило, разработанное с учетом международных стандартов
аудита, устанавливает единые требования, предоставляет руководящие указания по
планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — аудит). Оно
применяется в основном к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в
отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в
течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, в него
должен быть включен более широкий круг вопросов, чем указано в настоящем
правиле (стандарте).
При аудите в течение первого года необходимо:
1) использовать дополнительные (сверх приведенных в ФПСАД
№ 3) процедуры планирования;
2) учитывать требования МСА 510 «Первичные задания — начальные
сальдо»;
3) принимать во внимание требования МСА 220 «Контроль качества
работы в аудите» и Кодекса этики МФБ (в части принятия клиентов).
За основу ФПСАД № 3 взят МСА 300 «Планирование». Аудиторская организация и
индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была
проведена эффективно. Планирование является начальным этапом проведения аудита
и заключается в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема,
графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской
программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления
аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного
мнения о бухгалтерской отчетности клиента.
Планирование аудитором своей деятельности направлено на то, чтобы должное
внимание было уделено важным аспектам, а работа была выполнена с оптимальными
затратами, качественно и своевременно. Оптимизация планирования позволяет
эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в
аудиторской проверке, а также координировать ее.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности
аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора, а также знания
особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.
Планирование подразумевает глубокое изучение деятельности клиента, оценку
вероятности наличия существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности и
организацию эффективного проведения аудита.
Процесс планирования включает:
• стадию изучения — получение базовой информации о клиенте,
включая информацию о специфике его деятельности, контрольной среде,
компьютерном оборудовании, используемом клиентом, изменениях, произошедших
после последней аудиторской проверки, а также информации о критических областях;
• стадию оценки — определение уровня существенности и оценку
риска того, что в бухгалтерской отчетности клиента могут иметь место
существенные искажения и они останутся невыявленными;
• механическую стадию — решение вопросов организации работы
аудиторов, включая подготовку программ аудита, распределение обязанностей в
ходе проверки и т.д.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью
планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие
особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую
(бухгалтерскую) отчетность.
Предварительное планирование
Несмотря на то что ФПСАД № 3 не предусматривается этап предварительного
планирования, считаем его достаточно важным и существенным, так как именно на
этом этапе аудитор имеет возможность ознакомиться с финансово-хозяйственной
деятельностью экономического субъекта и получить информацию:
1) о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность
экономического субъекта;
2) внутренних факторах, воздействующих на хозяйственную
деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальны ми
особенностями;
3) организационно-управленческой структуре экономического
субъекта;
4) видах производственной деятельности и номенклатуре
выпускаемой продукции;
5) структуре капитала и курсе акций;
6) уровне рентабельности; и т.д.
Следует отметить, что в современной практике как российского, так и западного
аудита большое внимание уделяется именно предварительному планированию. Оно
осуществляется на этапе знакомства с клиентом до заключения договора о
проведении аудита. Предварительное планирование состоит:
• из общего знакомства с финансово-хозяйственной деятельностью
клиента;
• определения состава специалистов для проведения аудита;
• установления общих затрат времени на проведение аудита.
Документируется этап предварительного планирования в бланке
«Лист предварительного планирования», который разработан специалистами
проекта Тасис по реформированию аудита в Российской Федерации.
Общий план аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита,
описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения проверки. Этот план
должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при
разработке программы аудита. Вместе с тем его форма и содержание могут меняться
в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности
проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
• общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на
деятельность аудируемого лица;
• особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое
состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности,
включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
• общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в
том числе:
• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
• влияние новых нормативных правовых актов в области
бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности
результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов, средств
контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля,
определение наиболее важных областей для аудита;
• установление уровней существенности для аудита;
• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет)
существенных искажений или мошеннических действий;
• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе
таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при
подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
• относительную важность различных разделов учета для проведения
аудита;
• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и
ее специфических особенностей;
• существование подразделения внутреннего аудита аудируемоголица
и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление деятельности, текущий контроль и проверку
выполненной работы, в том числе:
• привлечение других аудиторских организаций к проверке
филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
• привлечение экспертов;
• количество территориально обособленных подразделений
аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы
с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности
аудируемого лица может оказаться под вопросом;
• обстоятельства, требующие особого внимания, например
существование аффилированных лиц;
• особенности договора об оказании аудиторских услуг и
требования законодательства;
• стаж работы сотрудников аудитора и их участие в оказании
сопутствующих услуг аудируемому лицу;
• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу
заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, ПСАД и условиями
конкретного аудиторского задания.
Подготовка общего плана аудита отражается в бланках, именуемых «Данные по
планированию аудита» и «Общий план аудита». Подготовка общего плана аудита
состоит:
• из получения более полной и подробной информации о
деятельности клиента и его организационной структуре;
• изучения системы бухгалтерского учета клиента и применяемых им компьютерных
программ;
• изучения и оценки степени надежности системы внутреннего
контроля;
• определения стратегии аудита;
• установления критических областей и вопросов, значимых для
аудита;
• рассмотрения факторов внутренней надежности и оценки присущей
объекту проверки внутренней надежности;
• определения уровня существенности и точности;
• определения возможности применения для целей аудита
компьютерных средств обработки данных;
• определения статей и показателей бухгалтерской отчетности,
которые необходимо расшифровать и пояснить;
• уточнения пожеланий клиента в отношении сроков и графика
проведения проверки, а также процедур, не требующихся непосредственно для
подготовки аудиторского заключения;
• определения необходимости привлечения к проверке специалистов
в каких-либо областях и экспертов, а также возможности использования
внутреннего аудита.
Информация о клиенте, включая сведения об особенностях его деятельности,
применяемом компьютерном оборудовании и программах, системе бухгалтерского учета
и внутреннего контроля содержится в названных выше бланках или иной рабочей
документации аудитора.
По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия
аудита, при этом определяются области, значимые для аудита, а также выявляются
бухгалтерские счета и операции, которые отсутствуют у клиента или по
первоначальному впечатлению представляются малозначимыми (несущественными) для
аудита и могут не проверяться. Кроме того, устанавливаются статьи баланса и
показатели отчетности, в ходе аудита которых должны быть проанализированы
состав и структура этих статей и показателей, выявлены и оценены факторы,
повлиявшие на их изменение по сравнению с предыдущим периодом либо
запланированным уровнем, и пр.
Для значимых областей определяются приемы и методы их проверки: в каких
случаях предполагается проводить аудиторские процедуры по существу, а в каких с
использованием тестов, аналитических либо пересекающихся процедур; в каких
случаях можно опереться на средства внутреннего контроля и провести тесты
средств контроля; в каких областях необходима сплошная проверка, а в каких —
достаточно ограничиться аудиторской выборкой.
К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего такие, по которым
величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее
значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
К областям, малозначимым для аудита (несущественным), могут быть отнесены
такие операции, по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный
объем, а также по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам
бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем
существенности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана и определенные
аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и
членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности
аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого
лица. Определяются области (вопросы, аспекты) учета, на которые необходимо
обратить внимание в связи с изменениями, которые произошли у клиента, либо
с изменениями во внешнем регулировании.
В стратегии аудита отмечается возможное изменение приемов и методов аудита в
связи с изменениями, произошедшими с момента последнего аудита. Например,
внедрение новых производственных технологий потребует проверки методов
формирования себестоимости; введение новых мер внутреннего контроля
позволит, при допущении высокого уровня их надежности, снизить время и
издержки на проведение аудита за счет изменения стратегии (применения
вместо аудиторских процедур по существу тестов средств контроля); изменение
порядка учета какой-либо операции или раскрытия информации в отчетности
потребует проверки правильности ведения учета и представления данных в
отчетности.
Планируемые виды работ (приемы и методы проверки) по значимым для аудита
областям, сроки их проведения и исполнители отражаются в «Общем плане
аудита». При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную
разработку общего плана, который должен быть оформлен документально и
содержать объем проверки и порядок ее проведения.
Программа аудита
Подготовка программы аудита осуществляется на основании его общего плана.
Она является детально разработанным перечнем содержания аудиторских
процедур (их характера, рамок, объема), необходимых для реализации плана
аудита.
Программы аудиторских процедур составляются аудиторами (старшими
аудиторами) для каждого направления аудита и отражаются в документе
«Программа аудита». По существу такая программа является набором инструкций
для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля за
надлежащим выполнением работы. В программу аудита могут быть также включены
предпосылки для подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности к аудиту и
время, запланированное на проведение различных процедур аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание
полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также
требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при проведении
процедур проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля,
координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого
лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Изменения в общем плане и программе аудита
Общий план и программа по мере необходимости в ходе аудита могут уточняться
и пересматриваться в зависимости от изменения условий проведения проверки и
результатов аудиторских процедур. Причины и результаты изменений подлежат
отражению в рабочих документах.
Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении
всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися
обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе
выполнения аудиторских процедур.
При планировании работ нами предлагается использовать приведенные ниже
структуру и содержание разделов учета, представленных в проекте Тасис.
Структура и содержание разделов учета
Общая организация бухгалтерского учета:
• состав бухгалтерии и ее структурная схема;
• наличие учетной политики;
• наличие должностных инструкций, фактические обязанности
работников бухгалтерии и их полномочия;
• наличие рабочего плана счетов и его особенности;
• наличие утвержденного графика документооборота и
осуществление контроля за его выполнением;
• форма бухгалтерского учета;
• применение в учете и управлении компьютерных программ;
• наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление
контроля за ее составлением и предоставлением;
• наличие форм первичных учетных документов, отличных от
типовых;
• наличие положения о порядке проведения инвентаризации и
организации инвентаризации (утверждение комиссии по проведению
инвентаризации, наличие протоколов ее заседаний).
Нематериальные активы:
• оценка нематериальных активов;
• основные источники поступления нематериальных активов и структурные
подразделения (отделы, осуществляющие закупки), создание объектов
нематериальных активов;
• документооборот по учету нематериальных активов;
• документы, устанавливающие сроки полезного использования не
материальных активов;
• основные места (участки) использования нематериальных активов;
• принятые методы начисления амортизации по объектам нематериальных
активов;
• процедуры текущего контроля за наличием и использованием не
материальных активов;
• особенности процесса движения нематериальных активов за отчетный
период.
Основные средства:
• оценка основных средств;
• основные источники поступления основных средств, структурные
подразделения (отделы, осуществляющие закупки), создание объектов основных
средств;
• документооборот по учету основных средств;
• принятые методы начисления амортизации по объектам основных средств;
• используемые методы при переоценке основных средств;
• процедуры текущего контроля за наличием и использованием основных
средств;
• особенности процесса движения основных средств за отчетный период.
Незавершенные капитальные вложения:
• хозяйственные операции, отражаемые на счете «Вложения во вне
оборотные активы»;
• документооборот по счету «Вложения во внеоборотные активы» по
различным объектам капитальных вложений: строительству, приобретению
объектов основных средств и нематериальных активов и т.д.;
• процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости
объектов капитальных вложений;
• особенности капитальных вложений за отчетный период.
Финансовые вложения:
• виды финансовых вложений;
• структурные подразделения (отделы), занимающиеся финансовые
ми инвестициями;
• документы, обосновывающие принятие к учету различных видов
финансовых инвестиций;
• документооборот по учету финансовых инвестиций;
• процедуры текущего контроля за эффективностью финансовых
вложений;
• особенности финансовых инвестиций за отчетный период.
Запасы сырья и материалов:
• основные виды производственных запасов, наличие нормативов
запасов;
• методы оценки производственных запасов;
• документооборот по движению сырья и материалов, начиная со
склада до списания на производство;
• процедуры текущего контроля за наличием производственных
запасов и правильностью их списания на производство;
• особенности процесса движения сырья и материалов за отчетный
период.
Товары:
• методы оценки товаров;
• основные источники поступления товаров;
• основные виды (номенклатура) товаров;
• документооборот по движению товаров, начиная со склада до
момента реализации;
• процедуры текущего контроля за наличием товаров и
возможностью их реализации;
• особенности процесса движения товаров за отчетный период.
Реализация продукции:
• структурные подразделения (отделы), осуществляющие выпуск
готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг;
• документооборот по выпуску готовой продукции (работ, услуг);
• процедуры текущего контроля за правильностью отражения в
бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции
(работ, услуг).
Незавершенное производство:
• состав незавершенного производства и наличие нормативов
запасов незавершенного производства;
• метод оценки незавершенного производства;
• процедуры текущего контроля за величиной незавершенного
производства;
• особенности незавершенного производства за отчетный период.
Издержки обращения:
• состав издержек обращения;
• места (участки) формирования издержек обращения;
• документооборот по формированию и списанию издержек обращения;
• процедуры текущего контроля за величиной издержек обращения
и правильностью их списания;
• особенности в формировании и списании издержек обращения за
отчетный период.
Расходы будущих периодов:
• состав расходов будущих периодов;
• документы, устанавливающие сроки и порядок списания расходов
будущих периодов;
• процедуры текущего контроля за формированием расходов будущих
периодов и обоснованностью их списания;
• особенности в формировании и списании расходов будущих периодов за
отчетный период.
Денежные средства:
а) касса:
• структурные подразделения (отделы), осуществляющие кассовые
операции;
• виды кассовых операций и их периодичность;
• наличие в кассе денежных документов;
• поступление в кассу наличной выручки;
•лимит кассовой наличности;
• документооборот по кассе;
• особенности в ведении кассовой книги;
• процедура выдачи денег на заработную плату;
• процедуры текущего контроля за правильностью ведения кассовых
операций и кассовой наличностью;
• процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции
по счетам;
• особенности осуществления операций по кассе за отчетный
период;
б) расчетные счета:
• перечень расчетных (текущих) счетов в организации и
структурных подразделениях;
• структурные подразделения (отделы), осуществляющие операции
по расчетным (текущим) счетам;
• основные виды операций по расчетным (текущим) счетам;
• документооборот по расчетным (текущим) счетам;
• процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по
расчетным (текущим) счетам;
• процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции
по счетам;
• особенности в ведении операций по расчетным (текущим) счетам
за отчетный период;
в) валютные счета:
• перечень валютных счетов в организации и структурных
подразделениях;
• структурные подразделения (отделы), осуществляющие операции по
валютным счетам;
• основные виды операций по валютным счетам;
• документооборот по валютным счетам;
• процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций
по валютным счетам;
• процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции
по счетам;
• особенности в ведении операций по валютным счетам за отчетный
период;
г) денежные документы:
• виды денежных документов, имеющихся в организации;
• места хранения денежных документов;
• основные виды операций с денежными документами;
• документы, обосновывающие принятие к учету и списание
денежных документов;
• процедуры текущего контроля за наличием денежных документов,
правильностью их оценки и списания.
Капитал, резервы, фонды:
• виды капитала, резервов и фондов, созданных в организации, и
источники их образования;
• документы, в соответствии с которыми создаются резервы и
фонды;
• основные виды операций по движению капитала, резервов и
фондов;
• документы, обосновывающие формирование и использование
резервов и фондов в течение отчетного периода;
• процедуры текущего контроля за формированием и использованием
капитала, средств резервов и фондов;
• особенности в формировании и использовании капитала, средств
резервов и фондов за отчетный период.
Целевое финансирование и целевые поступления:
•Основные источники и направления целевого финансирования и поступлений;
структурные подразделения (отделы), использующие средства целевого
финансирования;
• документооборот по целевым финансированию и поступлениям;
• процедуры текущего контроля за поступлением и использованием
средств целевого финансирования и поступлений;
• отчетность по использованию целевого финансирования и
поступлений;
• особенности поступления и использования целевого
финансирования и поступлений за отчетный период.
Кредиты и заемные средства:
а) кредиты банков:
• виды кредитов, полученных организацией, цель получения
кредита и срок кредитования, валюта кредита и банк, предоставивший кредит;
• документы, подтверждающие получение и погашение кредитов;
• процедуры текущего контроля за целесообразностью получения
кредитов, их использованием и погашением;
• особенности в получении и погашении кредитов за отчетный
период;
• порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными
кредитами;
б) займы:
• виды займов, от кого получены, цель получения займа и
условия предоставления;
• документы, подтверждающие получение и возврат средств займа;
• процедуры текущего контроля за целесообразностью получения
займа, использованием и возвратом заемных средств;
• особенности в получении и возврате заемных средств за
отчетный период;
• порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными
займами.
Покупатели и заказчики:
• структурные подразделения (отделы), отвечающие за работу с
покупателями и заказчиками;
• документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с
покупателями и заказчиками и состоянием дебиторской задолженности;
• особенности в расчетах с покупателями и заказчиками за
отчетный период.
Поставщики и подрядчики:
• структурные подразделения (отделы), отвечающие
за работу с поставщиками и подрядчиками;
• документооборот по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с
поставщиками и подрядчиками и состоянием кредиторской задолженности;
• особенности в расчетах с поставщиками и подрядчиками за
отчетный период.
Расчеты, не связанные с реализацией и поставками:
а) расчеты с дочерними и зависимыми обществами:
• структурные подразделения (отделы), взаимодействующие с
дочерними и зависимыми обществами;
• документооборот по расчетам с дочерними и зависимыми
обществами;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с
дочерними и зависимыми обществами;
• особенности в расчетах с дочерними и зависимыми обществами
за отчетный период;
б) расчеты с прочими дебиторами и кредиторами:
• структурные подразделения (отделы), взаимодействующие с
дебиторами и кредиторами, расчеты с которыми осуществляются с
использованием счета «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
• документооборот по расчетам с прочими дебиторами и
кредиторами;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с
прочими дебиторами и кредиторами и состоянием дебиторской (кредиторской)
задолженности;
• особенности в расчетах с прочими дебиторами и кредиторами за
отчетный период;
в) внутрихозяйственные расчеты:
• структурные подразделения, расчеты между которыми
осуществляются с использованием счета «Внутрихозяйственные расчеты»;
• документооборот по внутрихозяйственным расчетам;
• процедуры текущего контроля за правильностью
внутрихозяйственных расчетов и состоянием взаиморасчетов;
• особенности во внутрихозяйственных расчетах за отчетный
период;
г) расчеты с подотчетными лицами:
• документы, определяющие круг лиц, которые могут получать
деньги под отчет, и порядок отчета по израсходованным суммам;
• документооборот по расчетам с подотчетными лицами;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с
подотчетными лицами и состоянием задолженности по подотчетным суммам;
• особенности в расчетах с подотчетными лицами за отчетный
период.
Расчеты с бюджетом:
а) расчеты по налогу на прибыль:
• структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу
на прибыль;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по
налогу на прибыль;
• проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по
налогу на прибыль и их результаты;
б) расчеты по налогу на добавленную стоимость:
• структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу
на добавленную стоимость;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по
налогу на добавленную стоимость;
• проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по
налогу на добавленную стоимость и их результаты;
в) расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с
реализацией:
• структурные подразделения, осуществляющие расчеты по
налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по
налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
• проводимые в отчетном периоде внешние проверки расчетов по
налогам, взносам и сборам, связанных с реализацией, и их результаты;
г) расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам,
пошлинам и т.п.:
• структурные подразделения, осуществляющие расчеты по прочим;
налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с
реализацией;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по
прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с
реализацией;
• проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по
прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с
реализацией, и их результаты.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг:
• структурные подразделения (отделы), осуществляющие продажу
товаров, продукции, работ, услуг;
• документооборот по продаже товаров, продукции, работ, услуг;
• процедуры текущего контроля за правильностью отражения в
бухгалтерском учете выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
• особенности реализации товаров, продукции, работ, услуг за
отчетный период.
Учет затрат и себестоимости проданных товаров, продукции, работ,
услуг:
• структурные подразделения (места, участки), затраты которых
включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
• структурные подразделения (отделы), осуществляющие
планирование и расчет себестоимости проданных товаров, продукции, работ,
услуг;
• применяемый порядок учета затрат на производство;
• применяемый порядок расчета себестоимости готовой продукции;
• применяемый порядок определения себестоимости проданных
товаров, продукции, работ, услуг;
• процедуры текущего контроля за величиной затрат на
производство;
• процедуры текущего контроля за формированием себестоимости
проданных товаров, продукции, работ, услуг;
• особенности в формировании себестоимости проданных товаров,
продукции, работ, услуг за отчетный период.
Коммерческие расходы:
• структурные подразделения (места, участки), затраты которых
отражаются на счете «Коммерческие расходы»;
• состав коммерческих расходов;
• применяемый порядок учета коммерческих расходов и их
списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
• процедуры текущего контроля за формированием и величиной
коммерческих расходов;
• особенности в формировании и списании коммерческих расходов
за отчетный период.
Управленческие расходы:
• структурные подразделения (отделы), затраты которых
отражаются на счете «Общехозяйственные расходы»;
• состав управленческих расходов;
• применяемый порядок учета управленческих расходов и их
списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
• процедуры текущего контроля за формированием и величиной
управленческих расходов;
• особенности в формировании и списании управленческих
расходов за отчетный период.
Операционные доходы и расходы:
• состав операционных доходов и расходов;
• процедуры текущего контроля за формированием операционных
доходов и величиной операционных расходов;
• особенности в формировании операционных доходов и расходов
за отчетный период.
Внереализационные доходы и расходы:
• состав внереализационных доходов и расходов;
• процедуры текущего контроля за внереализационными доходам и
расходами;
• особенности в формировании внереализационных доходов и
расходов за отчетный период.
Чрезвычайные доходы и расходы:
• состав чрезвычайных доходов и расходов;
• процедуры текущего контроля за чрезвычайными доходами и
расходами;
• особенности в формировании чрезвычайных доходов и расходов
за отчетный период.
Учет заработной платы:
• документы, устанавливающие порядок расчета (начисления)
заработной платы;
• порядок расчета (начисления) заработной платы;
• документооборот по учету заработной платы, удержаний и
начислений;
• процедуры текущего контроля за правильностью расчета
(начисления) заработной платы, удержаний и начислений;
• проводимые в отчетном периоде внешние проверки расчетов по
заработной плате, удержаниям и начислениям и их результаты;
• особенности в учете заработной платы за отчетный период.
5.2. Оферта и письмо - обязательство аудитора перед
клиентом
Остановив свой выбор на конкретной аудиторской фирме (аудиторе),
потенциальный клиент направляет в аудиторскую фирму письмо — приглашение на
проведение аудиторской проверки. Согласно ст. 435 ГК такое официальное
предложение называется офертой.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам
предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица,
сделавшего его, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет
принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Она связывает направившее ее лицо с адресатом (аудиторской фирмой или
аудитором) с момента ее получения последним. В случае, если потенциальный
клиент передумал заключать договор на аудиторскую проверку с данной
аудиторской фирмой (аудитором), он направляет аудиторской фирме (аудитору)
извещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве поступило раньше
или одновременно с самой офертой, то последняя считается не полученной
аудиторской фирмой (аудитором).
Получив оферту, аудиторской фирме (аудитору) следует дать ответ на нее.
Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита документально
подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом,
понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение проверки,
степени ответственности перед клиентом.
Письмо-обязательство, посланное аудиторской фирмой (аудитором) своему
клиенту до начала аудиторской проверки, помогает избежать недоразумений и
конфликтов на ее заключительной стадии — при формировании окончательного
мнения аудитора о достоверности отчетности клиента и составлении
аудиторского заключения, в принятии решения руководства клиента о внесении
или не внесении исправлений в отчетность. При первоначальном аудите такое
письмо должно обязательно направляться клиенту.
Обычно основное содержание письма состоит:
— из описания объектов аудита (бухгалтерского учета, системы
внутреннего контроля, финансовой отчетности);
— определения границ аудита;
— перечня видов аудиторских заключений, описание составных частей
аудиторского заключения;
— определения риска невыявления существенных неточностей или ошибок в
учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента;
— просьбы обеспечить беспрепятственный доступ ко всем учетным
и иным документам и информации, имеющей значение для аудита;
— требования помощи со стороны сотрудников проверяемого экономического
субъекта.
В стандартах аудиторской деятельности приведена примерная форма
письма-обязательства аудитора перед клиентом. По желанию аудитор может
включить в текст письма краткий план проведения аудита, просьбы о
предоставлении необходимых разъяснений в письменной или Устной форме от
сотрудников и руководства экономического субъекта Для использования в работе
результатов предшествующих аудитов (если они имели место) и актов
документальных проверок клиента контролирующими органами.
5.3. Согласование условий проведения аудита
ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита» может быть применено
при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом или специальным
аудиторским заданием, а также по сопутствующим аудиту услугам. В случае
предоставления сопутствующих аудиту услуг уместно составлять по ним
отдельные письма.
Несмотря на то что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора
установлены законодательством РФ, ему рекомендуется включать эти положения в
договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита).
Форма и содержание договоров оказания аудиторских услуг (писем о
проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь свои
особенности, но, как правило, в договоре на оказание аудиторских услуг
(письме о проведении аудита) указываются:
1) цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) ответственность руководства аудируемого лица за подготовку
и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
3) объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и
ФПСАД;
4) аудиторское заключение и любые иные документы, которые
предполагается подготовить по результатам аудита;
5) информация о том, что в связи с применением в ходе аудита
выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту
ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского
учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск
необнаружения искажений, в том числе существенных, финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
6) требование обеспечения свободного доступа ко всей
бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе
проведения аудита;
7) цена проведения аудита (либо способ ее определения), а
также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов;
8) договоренности, связанные с координацией работы аудитора и
сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;
9) право аудитора получить от руководства аудируемого лица
официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
10) обязательство руководства аудируемого лица содействовать в
направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица
с целью получения информации, необходимой для про
ведения аудита;
11) обязательство руководства аудируемого лица обеспечить
присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества
аудируемого лица.
В случае повторяющихся на
протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли
необходимость в пересмотре условия аудиторского задания или напоминании
аудируемому лицу о существующих условиях задания.
Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о
проведении аудита. Однако составление нового письма может стать
целесообразным при проявлении следующих факторов:
• любого признака, указывающего на неправильное понимание
аудируемым лицом цели и объема аудита;
• любых пересмотренных или особых условий аудиторского
задания;
• кадровых изменений в высшем руководстве, совете директоров
или структуре аудируемого лица;
• изменений в структуре собственности аудируемого лица;
• значительных изменений характера или масштабов деятельности
аудируемого лица;
• требований законодательства РФ.
В случае если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского
задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия на условия,
предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная, то аудитор должен
рассмотреть целесообразность такого изменения.
Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении аудиторского задания
может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость
оказания услуги, неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих
услуг, запрашиваемых изначально, либо ограничением объема аудита,
устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими
причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить причину данной просьбы и
возможные последствия ограничения объема аудита.
Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского задания, которое
может привести к замене аудита сопутствующими аудиту услугами, аудитор
должен рассмотреть возможные правовые последствия таких изменений.
Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии
разумного обоснования. Например, он не должен идти на изменение условий
задания в случае, если не может получить достаточные надлежащие аудиторские
доказательства в отношении дебиторской задолженности, а аудируемое лицо
обращается к нему с просьбой изменить задание по проведению аудита на
задание по проведению обзорной проверки во избежание получения от аудитора
мнения с оговоркой или отказа аудитора от выражения мнения.
5.4. Договор на проведение аудиторской проверки
Договор на проведение аудиторской проверки является официальным
документом, регламентирующим взаимоотношения клиент — аудитор, и в общем
виде ничем не отличается от обычных договоров, используемых в
предпринимательской деятельности. Однако существенной особенностью при его
составлении является негласный учет интересов третьей стороны (потребителей
информации финансовой отчетности).
Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с
деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности
оказания аудиторских услуг. Этот этап включает в себя, в частности,
определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг,
потребности в привлечении сторонних консультантов и экспертов.
Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые
считаются обязательными для достижения цели аудита при данных
обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны
определяться аудитором с учетом требований ФПСАД, внутренних правил
(стандартов) аудиторской деятельности, действующих в профессиональном
аудиторском объединении, членом которого является аудитор или аудиторская
организация, в которой он работает, а также правил (стандартов) аудиторской
деятельности аудиторской организации. Помимо правил (стандартов) разного
уровня, аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание
законы, нормативные акты, а при необходимости — условия аудиторского
задания и требования по подготовке заключения.
Договор на оказание аудиторских услуг может быть разовым (однократное
оказание услуги) или долгосрочным (неоднократное оказание услуги в течение
определенного периода времени). В случае повторного соглашения об оказании
аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и затем это
оформляется в письменном виде. Договор заключается в соответствии с
требованиями гл. 28 и иными нормами ГК.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в
надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его
условиям. В тексте договора целесообразно раскрывать следующие основные
аспекты и существенные условия такие, как:
а) предмет договора на оказание аудиторских услуг;
б) условия оказания аудиторских услуг;
в) права и обязанности аудиторской организации;
г) права и обязанности экономического субъекта;
д) стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;
е) ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Организация и расчет стоимости аудиторских
услуг специалистов — один из важных факторов эффективной работы аудиторской
фирмы.
В аудите сложились традиционные правила оплаты: клиент оплачивает время
аудитора, затраченное на выполнение аудиторских процедур сбора и
интерпретацию доказательств достоверности финансовой отчетности. На
практике аудиторская фирма продает время своих специалистов по определенной
(оговоренной) цене за час, день или период. Долгое время эта международная
практика не применялась на российском рынке. В данной ситуации аудиторским
фирмам приходится оперировать тремя факторами:
• временем, затраченным на проект (выполнение процедур
аудита);
• стоимостью часа (дня) специалиста-аудитора;
• конкурентной стоимостью всей аудиторской работы (ценой
контракта).
Опыт показывает, что на первую проверку уходит больше времени, чем на
последующую. Это объясняется тем, что аудитор тратит дополнительное время
на знакомство с бизнесом клиента и уделяет большее внимание изучению
документов. При этом для повышения шансов получения нового заказа аудитор,
как правило, не может назначить клиенту высокую цену.
Для обеспечения дополнительных мер независимости аудитора от клиента в
договоре желательно предусматривать предоплату заказчика аудиторской фирме.
Нередко она составляет от 50 до 100%. Такой ее размер согласно Кодексу этики
МФБ считается неприемлемым, так как нарушаются интересы экономического
субъекта и он становится зависимым от аудитора. Во избежание этого в
договоре рекомендуется проведение аудита (работ) разбивать на этапы (по
полугодиям или кварталам). В этом случае каждый этап может быть оформлен
отдельно и после завершения работ по нему сдан заказчику.
Считается целесообразным включать в договор пункт, обязывающий заказчика
оказывать помощь аудитору в ходе проверки (давать разъяснения по вопросам
порядка ведения бухгалтерского учета, выделять работников для оказания
помощи при проведении инвентаризации и др.).
Аудиторские фирмы часто включают в договор пункты о предоставлении
клиенту сопутствующих аудиту услуг. При этом необходимо помнить, что часть
аудиторских услуг (ведение и восстановление бухгалтерского учета,
составление бухгалтерской отчетности и налоговых Деклараций) несовместима с
проведением у экономического субъекта проверки, предусматривающей выдачу
аудиторского заключения.
Заказчик несет полную ответственность за недоброкачественность
представленного к проверке материала.
Договор предусматривает риск случайно наступившей невозможности окончания
оказания услуг, а также риск случайного их ухудшения или задержки
(форс-мажор).
Отдельно в договоре предусматривается ответственность, связанная с
соблюдением конфиденциальности.
Представляется, что в практике российского аудита целесообразно самое
пристальное внимание обращать на вопросы, непосредственно затрагивающие
сферу прав и обязанностей сторон в договоре на оказание аудиторских услуг.
Договор на проведение аудита является специфическим видом договора на
оказание профессиональных услуг. При этом возникает необходимость
дополнительного и достаточно детального «вспомогательного» правового
обеспечения. Ответственность сторон в аудите далеко не исчерпывается той, на
которую они добровольно соглашаются, подписывая контракт. Особенно это
касается ответственности аудитора перед пользователями выданного им
аудиторского заключения. К сожалению, в действующем российском
законодательстве в отличие от западной практики не определен статус
надлежащего пользователя аудированной финансовой отчетности. Именно этот
пользователь имеет законное право предъявлять требования к качеству работы
аудитора и в необходимых случаях привлекать его к ответственности за
недобросовестность. Введение аналогичного правила в России, по нашему
мнению, послужило бы мощным катализатором процесса регламентирования прав и
обязанностей сторон в аудите. Следствием этого могли быть дополнительные
правовые акты, но пока таковых нет, и восполнить имеющийся пробел могут
только рекомендации деловой практики.
Отметим, что органы аудиторского надзора, выступающие в качестве
защитников общественных интересов, могут вмешиваться, когда это необходимо,
в процесс регулирования аудита. Однако их выводы в отношении аудитора в
большой степени могут обосновываться на результатах анализа соблюдения прав
и обязанностей сторон в конкретном договоре. При возникновении конфликтных
ситуаций в судебных и административных органах формирование доказательной
базы должно происходить не только на основе нормативных актов, но и
затрагивать сферу этики аудитора, принципов аудита и действующих правил
аудиторской деятельности.
Прочная основа для выработки рекомендаций аудиторским организациям в
отношении механизмов реализации их прав и соблюдения обязанностей требуется
также при становлении профессиональных саморегулируемых организаций.
До заключения основного договора может заключаться договор на оценку
объема и продолжительности работ. Желательно, чтобы в нем участвовали
аудиторы, которые будут проводить основную проверку.
5.5. Права и обязанности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов
В настоящее время права и обязанности аудиторов рассмотрены в Законе об
аудите. Указанные в нем требования являются обязательными для всех
аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов при
осуществлении аудита, предусматривающего подготовку-официального
аудиторского заключения, за исключением тех положений, где прямо указано,
что они носят рекомендательный характер.
Перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых
экономических субъектов, изложенный в данном документе, не является
исчерпывающим и может быть расширен в других ПСАД, а также в договорах на
оказание аудиторских услуг.
В ст. 5 Закона об аудите записано следующее.
«1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы вправе:
—самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
—проверять в полном объеме документацию, связанную с
финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое
наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
—получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и
письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
—отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего
мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском
заключении в случаях:
— непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
— выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо
могущих оказать существенное влияние на мне
ние аудиторской организации или индивидуального аудитора о
степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица;
— осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений,
определенных договором оказания аудиторских услуг,
и не противоречащие законодательству РФ и настоящему Федеральному закону.
2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы обязаны:
—осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ
и настоящим Федеральным законом;
—предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую
информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся про аудиторской
проверки ведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на
которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или
индивидуального аудитора;
— в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг,
передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу,
заключившему договор оказания аудиторских услуг;
— обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе
аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого
лица и (или) лица, заключившего договор ока
зания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством РФ;
— исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений,
определенных договором оказания аудиторских услуг, и не
противоречащие законодательству РФ».
Для обоснованного выражения профессионального мнения в отношении
финансовой и экономической деятельности проверяемых субъектов аудитор должен
получить достаточные и релевантные (т.е. имеющие отношение к делу)
аудиторские доказательства. Достаточность — количественный показатель
аудиторского доказательства, адекватность — показатель качества и значимости
доказательства для конкретных утверждений, а также его достоверности. При
том что аудитор должен пользоваться определенной степенью свободы и
самостоятельности в выборе приемов и методов для достижения конечных целей
проведения аудита, ему следует учитывать требования нормативных актов и
стандартов по аудиторской деятельности, а также конкретные условия договора
и принципы экономической целесообразности и благоразумия.
К формам и методам проведения аудита можно отнести;
• формы и методы планирования аудита;
• методы установления базовых показателей для определения
уровня существенности и показателей выборки;
• порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования
рабочей документации;
• формы рабочей документации;
• формы и методы проведения аудиторских и аналитических
процедур;
• методы сбора и анализа аудиторских доказательств;
• порядок взаимодействия с проверяемыми лицами, подлежащими
аудиту, при получении от последних документации о финансово-хозяйственной
деятельности, разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений;
• организацию контроля качества аудита;
• порядок и условия привлечения других аудиторских организаций
и иных специалистов для участия в проведении аудита;
• другие формы и методы проведения аудита.
Аудитор вправе самостоятельно решать вопрос
о привлечении к работе других аудиторских организаций (аудиторов) и иных
специалистов, но применяемые ими методы и приемы должны обеспечивать
требуемое качество работы. Следовательно, целесообразно заблаговременно
ознакомиться с применяемыми привлеченными аудиторами и специалистами
подходами, приемами и методами, оценить их надежность и, если это
необходимо, поставить вопрос об их изменении или согласовании. Крайней мерой
может быть отказ от дальнейшего использования привлеченных специалистов.
Лица, подлежащие аудиту, имеют право быть осведомлены об участии
привлеченных специалистов и согласно общепринятым международным стандартам
могут не дать своего согласия на привлечение сторонних специалистов.
Аудитор должен придерживаться установок и процедур контроля качества,
которые гарантируют, что все проверки проводятся в соответствии со
стандартами аудита.
Аудиторские организации имеют право проводить предварительное ознакомление
с документами бухгалтерской отчетности лица, подлежащего аудиту, для
принятия решения о заключении договора на проведение проверки. Игнорирование
этого права приводит к возникновению неоправданно высоких аудиторских
рисков в отношении клиентов, деятельность которых связана с большим
количеством нарушений юридических и бухгалтерских норм. Кроме того, это
мешает адекватной оценке трудоемкости предстоящей работы и соответственно
правильной оценке стоимости аудита.
Аудиторские организации имеют право получать у подлежащего аудиту лица
устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки
вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудита. Наличие такого
права у аудитора подтверждается действующим ПСАД «Разъяснения,
предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».
Аудитор имеет право получать по договору вознаграждение за фактически
выполненную им работу, возмещение транспортных и командировочных расходов,
расходы на оплату работы специалистов, привлеченных к проведению аудита, и
другие фактически произведенные необходимые расходы.
К сожалению, ряд прав и обязанностей обеих сторон не нашли отражения в
существующих нормативных актах.
Права и обязанности аудиторов базируются на основных принципах
аудиторской деятельности, поэтому имеет смысл рассмотреть их с точки зрения
именно прав и обязанностей.
Профессионализм и компетентность
Аудитор должен оказывать профессиональные услуги с должным вниманием,
компетентностью и усердием в соответствии с требованиями действующего
законодательства, а также с правилами (стандартами), регулирующими
аудиторскую деятельность. Это достигается использованием для оказания услуг
подготовленных и профессионально компетентных специалистов и организацией
должного контроля за их добросовестностью и качеством работы.
Аудитор должен гарантировать, что персонал, которому поручена аудиторская
проверка, владеет достаточным объемом знаний о бизнесе (деятельности)
клиента, дающим возможность качественно выполнять работу. Планируя
использование результатов работы другого аудитора или эксперта, основному
аудитору следует оценить профессиональную компетентность привлекаемого
специалиста в проверяемой области.
Как нам представляется, профессиональную компетентность можно
рассматривать в следующих аспектах:
• приобретение профессиональной компетентности (уровень общего
и специального образования, стаж работы, практические навыки);
• поддержание профессиональной компетентности на должном
уровне (самообразование, переподготовка и повышение квалификации).
Аудитор должен иметь и постоянно совершенствовать свои профессиональные
знания и навыки, поддерживая их на достаточном уровне для выполнения
требований, предъявляемых действующими нормами законодательства, и для
соответствия лучшим образцам профессиональной практики. Соглашаясь оказать
услуги, аудитор должен быть уверен, что обладает соответствующим уровнем
профессиональной компетентности, знаниями и навыками для выполнения данного
задания. Кроме того, он должен правильно оценивать свою способность
выполнить порученную работу квалифицированно, в установленный договором срок
и требуемом объеме, в противном случае аудитор должен воздержаться от ее
выполнения. Работа аудитора должна соответствовать техническим и
профессиональным стандартам, а также нормативам бухгалтерского учета и
аудита.
Объективность и независимость
Аудитор должен сохранять объективность и независимость, выражая свои
взгляды и составляя заключения при выполнении аудита. Профессиональный долг
налагает на него обязательство избегать какой-либо зависимости собственных
суждений от суждений других лиц. Выражение объективного мнения всегда должно
быть первичной целью официального аудита. Объективность и независимость в
аудиторской деятельности означают возможность осуществлять аудиторскую
проверку, производить оценку полученных результатов и составлять аудиторское
заключение непредвзято, без предубеждений или пристрастий в отношении
проверяемого лица, обусловленных какими-либо обязательствами или интересом к
проверяемому лицу, его руководству или учредителям (участникам). Аудиторская
организация, действующая в интересах проверяемого лица, подлежащего аудиту,
не может считаться независимой, а ее выводы и заключения — объективными.
Для соблюдения принципов объективности и независимости аудитору не
следует одновременно с осуществлением аудита заниматься любыми другими
видами деятельности, несовместимыми с оказанием услуг профессионального
характера.
Этические нормы обязывают аудитора соблюдать конфиденциальность в
отношении сведений, полученных от проверяемых лиц, их финансового положения
и взаимоотношений с партнерами по бизнесу.
В общепринятой мировой практике права и обязанности аудитора не
сконцентрированы в каком-либо одном документе, а включены в различные нормы
и правила и, разумеется, имеют различную правовую силу в широком диапазоне:
от безусловно обязательных по закону до рекомендательных. Последние особенно
важны при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его
результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании
сопутствующих аудиту услуг. В целом они призваны обеспечивать высокое
качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска, а
также регламентировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с
этическими нормами аудита.
5.6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц,
заключивших договор оказания аудиторских услуг
В настоящее время в Российской Федерации права и обязанности аудируемых
лиц рассмотрены в Законе об аудите. В ст. 6 данного Закона записано
следующее.
«1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо,
заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального
аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых
основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального
аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания
аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа
правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не
противоречащие законодательству РФ.
2. При проведении аудиторской проверки аудируемое
лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с
аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному
аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской
проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (ин
дивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской
проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для
осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов
или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в
устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения
аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях
ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении
аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе
аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и
составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций
(индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита,
в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с
позицией работников аудируемой организации, а так
же в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них
причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа
правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не
противоречащие законодательству РФ».
Лица, подлежащие аудиту, имеют право самостоятельно выбирать аудитора при
условии соблюдения сроков предоставления аудиторского заключения
пользователям, установленных законодательством РФ. Сказанное не означает,
что аудируемое лицо может без достаточных на то оснований сменить аудитора
в ходе исполнения им своих обязанностей. Отметим, что соблюдение сроков
является весьма существенным условием, так как на практике его несоблюдение
либо приводит к нарушению качества аудита, либо порождает трудно
разрешимые конфликты между аудитором и аудируемым лицом.
Лица, подлежащие аудиту, имеют право информировать федеральный орган
государственного регулирования аудиторской деятельности, центральные
аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии и соответствующие
саморегулируемые профессиональные организации о случаях нарушения аудитором
норм актов законодательства РФ об аудиторской деятельности, повлекших
причинение ущерба лицам, подлежащим аудиту.
Лица, подлежащие аудиту, обязаны заключать в случаях, непосредственно
предусмотренных действующим законодательством РФ и нормативными актами или
международными договорами, договоры на проведение обязательного аудита с
аудиторскими организациями. Незаключение или несвоевременное заключение
договора лицом, подлежащим обязательному аудиту, следует рассматривать как
действия в целях уклонения от проведения обязательного аудита.
Лица, подлежащие аудиту, обязаны не предпринимать каких бы то ни было
действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при
проведении аудиторской проверки. Сказанное относится к часто практикуемому
некоторыми экономическими субъектами необоснованному засекречиванию
информации, объявлению ее служебной, коммерческой или даже государственной
тайной и т.п.
Приведенный здесь перечень прав и обязанностей аудиторов и лиц, подлежащих
аудиту, в дальнейшем может быть расширен в ФПСАД, а также в условиях
договоров на проведение аудиторских проверок, не противоречащих действующему
законодательству РФ.
5.7. Аудиторская тайна
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об
операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту
услуги.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать
сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при
осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные
сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без
письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в
отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему
услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими
федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное
регулирование аудиторской деятельности (далее — уполномоченный федеральный
орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим
аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными
законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской
организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом,
а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, на основании
Закона об аудите и иных нормативных правовых актов РФ аудируемое лицо или
лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские
организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица
возмещения причиненных убытков (Федеральный закон № 164-ФЗ).
Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального
аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с
которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг,
предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным
решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях,
предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Необходимо
также заботиться о сохранности документов, получаемых и (или) составляемых
аудитором в процессе аудиторской деятельности. Он не вправе передавать эту
информацию, документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо
разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия
проверяемых лиц независимо от того, принесет ли передача документов или
разглашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу. Сохранять
конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и
проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы
выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под
его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций
и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита.
Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях,
за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо
органам, назначившим проверку.
Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность
сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут
известны им в ходе проведения проверки качества.
Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих
документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и
профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение
не менее пяти лет после проведения аудита.
Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в
защите информации привела к появлению в российском законодательстве на
рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Так, в п. 4 ст. 10
Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред.
Федерального закона от 28.03.2002 № 32-ФЗ) записано, что содержание
регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности
является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к такой информации,
обязаны хранить коммерческую тайну.
За ее разглашение они несут ответственность, установленную
законодательством РФ.
Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции,
включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов.
Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием,
использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну,
принадлежит Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации,
информатизации и защите информации». В этом Законе дано понятие
конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая
тайна.
Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия
для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того,
что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием
отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой)
является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения.
Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту
информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной
службы.
Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не
регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет
обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики
деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности,
организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков,
условий рынка сбыта и т.д.).
Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна
заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой
включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений
организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в
составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников
организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться
работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.
Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует
внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом,
подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с
законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации
(коммерческой тайне).
Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых
лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были
произведены:
• в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями
судебных органов;
• с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех
сторон, которые могут быть затронуты;
• в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе
официального расследования или частного разбирательства, проводимого
руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;
• в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской
организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и
профессиональным нормам.
Тесты
1. Аудитор несет ответственность:
1) за свое заключение;
2) содержание отчетов клиента;
3) результаты деятельности проверяемого экономического субъекта.
2. Отличительной особенностью договора на проведение аудиторской
проверки является:
1) трехсторонний характер;
2) отражение трех стадий аудиторской проверки;
3) негласный учет интересов третьей стороны.
3. В договоре на проведение аудиторской проверки стороны по
настоянию
аудиторской организации зафиксировали следующий пункт: «Аудиторская
организация не несет материальной ответственности за достоверность
аудиторского заключения». Оцените такую ситуацию:
1) договор составлен в нарушение действующих правовых основ
осуществления аудиторской деятельности в России, поэтому такой пункт
нельзя принимать во внимание;
2) данный пункт согласован обеими сторонами, поэтому его действие
правомерно.
4. План проведения аудиторской проверки
составляет:
1) руководитель аудиторской фирмы;
2) аудитор аудиторской фирмы, непосредственно осуществляющий
проверку конкретных вопросов;
3) руководитель проверяемой организации.
5. Оплата стоимости аудиторских услуг
осуществляется:
1) по договоренности с клиентом, но не выше расценок, установленных
законодательством РФ;
2) на основании ставок, утвержденных Правительством РФ в
зависимости от вида аудиторских услуг и объема работы;
3) по договоренности с клиентом на основании расценок,
установленных аудиторской фирмой (аудитором)
6. Планирование аудита прежде всего
необходимо:
1) для определения гонорара аудитора;'
2) для выявления проблемных областей бизнеса клиента и их влияния
на время и выбор аудиторских процедур;
3) ознакомления с результатами предыдущего аудита.
7. Каким образом определяется мера вины и ответственности аудитора
перед клиентом:
1) судебным решением;
2) договором об аудиторской проверке;
3) налоговой инспекцией.
8. Руководитель организации по
решению собственников пригласил аудитора для проверки достоверности
показателей бухгалтерского отчета за от
четный год. Вправе ли аудитор обращаться к клиенту за информацией, выходящей
за рамки отчетного периода:
1) аудитор проверяет только те вопросы, которые предусмотрены
соответствующими ФПСАД;
2) да, конечно, это решает аудитор;
3) если аудитор не брал на себя таких обязательств, делать этого
не следует.
9. Имущественные споры между
аудиторами и экономическими субъектами разрешаются:
1) в претензионном порядке;
2) судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
3) в соответствии с договором на оказание аудиторских услуг.
10. Аудиторская фирма заключила
договор на проведение аудиторской
проверки крупной организации, акционером которой она является. Может ли
в такой ситуации заключаться договор:
1) эта ситуация не регламентируется нормативными документами;
2) такой договор можно заключить, так как аудиторская фирма сама
заинтересована в объективности проверки;
3) такой договор действующими нормативными документами по
аудиторской деятельности заключать не разрешается.
11. Руководители и иные
должностные лица аудируемой организации обязаны:
1) создавать условия для проведения аудита (представлять всю
необходимую документацию, давать разъяснения по возникшим вопросам,
оперативно устранять нарушения, не ограничивать круг вопросов, выясняемых
при проверке);
2) они не имеют никаких обязанностей перед аудиторами при
проведении проверки;
3) полностью оплатить работу аудиторов согласно сумме договора.
12. Какая форма оплаты аудиторских
услуг наиболее широко применяется в крупнейших аудиторских фирмах:
1) повременная; 2)сдельная; 3) аккордная.
13. Может ли аудитор, работающий в
аудиторской фирме, самостоятельно
определять формы и методы аудита:
1) нет, это определяется нормативными актами РФ;
2) они определяются руководством аудиторской организации;
3) да, это его право.
14.Имеют ли право аудиторы при
проведении аудиторских проверок получать информацию от третьих лиц:
1) имеют, но только по письменному запросу;
2) не имеют;
3) имеют в любой форме.
15.Информация, полученная аудитором в ходе проверки является:
1) конфиденциальной;
2) для служебного пользования;
3) открытой.